На тему: ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Тест
На тему: ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
1. Две основные характеристики умственной отсталости: недостаточность интеллекта и нарушение психики в целом.
2. Две степени задержек развития: тяжелые (олигофрения) и легкие (задержка темпа развития).
3. Перевод олигофрении с греческого: олигос – малый, френ - ум.
4. Врожденная умственная отсталость называется: олигофренией.
5. Приобретенная умственная отсталость называется: деменциией.
6. Внешние и внутренние факторы, вызывающие возникновение умственной отсталости называются: экзогенные и эндогенные.
7. Признаки умственно отсталого человека с точки зрения Бенда: не в состоянии заботиться ни о себе самом, ни о своих делах и не может этому научиться, а нуждается в контроле и надзоре.
8. Основной количественный диагностический критерий умственной отсталости: интеллектуальный коэффициент - IQ.
9. Два обязательных признака врожденной умственной отсталости по Г. Е. Сухаревой: 1. Психическое недоразвитие с преобладанием интеллектуальной недостаточности; 2. Отсутствие прогрессирования, указывающего на патологический процесс.
10. Распространенность врожденной умственной отсталости среди населения по данным ВОЗ составляет: от 1 до 3%.
11. Распространенность умственной отсталости с легкой степенью среди лиц с умственной отсталостью составляет: ¾ части.
12. Тяжелая степень умственной отсталости составляет около: ¼ на 1000 человек населения.
13. Среди больных с умственной отсталостью преобладают лица: мужского пола.
14. По данным ВОЗ в последние годы наблюдается тенденция: увеличение умственно отсталых среди населения.
Тест
На тему: ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
1. Восемь вариантов в динамике умственной отсталости: 1)эволютивная положительная; 2)эволютивная отрицательная; 3)компенсация; 4)декомпенсация; 5)неврозоподобные расстройства; 6)патологические реакции; 7)реактивные состояния; 8)психозы.
2. Восстановление или компенсация функций пораженных органов и систем характеризует: положительную эволютивную динамику.
3. Период жизни, когда положительная динамика больше подвержена нарушению: переходные возрастные кризы.
4. Основные характеристики отрицательной динамики при умственной отсталости: тяжелые и грубые поражения органов и систем.
5. Три основных причины отрицательной динамики: дополнительные вредности, отсутствие современного лечения, декомпенсация в периоды возрастных кризисов.
6. Основные клинические проявления декомпенсации: невротические расстройства (астения, тики, заикание, нарушение сна, энурез, страхи, истероформные явления).
Тест
Тест
На тему: умственная отсталость
При хромосомной патологии
1. Нарушение числа или структуры хромосом называется: мутация.
2. Типы хромосомных аномалий: моносомия; полисомия; транслокация; делеция; хромосомный мозаицизм; аномалии количества аутосом и половых хромосом.
3. Характерные черты аутосомных аномалий: признаки психического и физического недоразвития, дисплазии и грубые дефекты телосложения.
4. Характерные черты аномалии половых хромосом: умственная отсталость не обязательна, типичны нарушения половых желез, заболевания непрогредиентны.
5. Трисомия по 21 хромосоме вызывает болезнь: Дауна.
6. Варианты аномалии 21 хромосомы: регулярная трисомия, транслокация, мозаицизм.
7. При транслокации болезнь Дауна передается по наследству.
8. Распространенность болезни Дауна в России: 1:700-1:800.
9. Частота рождения детей с болезнью Дауна возрастает по мере увеличения возраста матери.
10. Общие клинические проявления болезни Дауна: психическое и физическое недоразвитие в сочетании с различными аномалиями строения.
11. Обычно недоразвитые железы при болезни Дауна: щитовидная, половые, гипофиз, надпочечники.
12. Часто встречаемые пороки при даунизме: сердца и множественные уродства.
13. Внешние проявления болезни Дауна: небольшой рост, короткие конечности при относительно длинном туловище, короткие широкие пальцы.
14. Часто используемый признак при диагностике болезни Дауна: расположение складок на ладонях, изменение пальцевых узоров.
15. Виды умственной отсталости (в %) при Даунизме: 75 % - имбицильность, 20 % - идиотия, 5 % - дебильность.
16. Синдром Патау связан с аномалией: 13парами хромосом.
17. Синдром Эдвардса связан с аномалией: 18 парами хромосом.
18. Продолжительность жизни детей при синдромах Патау и Эдвардса обычно не превышает: 100 – 300 дней.
19. Причина синдрома «кошачьего крика»: делеция короткого плеча пятой пары хромосом.
20. Кариотип при синдроме Шерешевского-Тернера: отсутствие одной Х-хромосомы (45 ХО).
21. Основная патология репродуктивной системы при синдроме Шерешевского-Тернера: половой инфантилизм.
22. Кариотип при синдроме «трипло-Х»: присутствие в кариотипе трех и более Х-хромосом (47 ХХХ).
23. Кариотип при синдроме Клайнфелтера: увеличение количества Х-хромосом (47 ХХУ).
24. Клиническая картина синдрома Клайнфельтера: гипогенитализм и признаки обоих полов.
25. Кариотип при синдроме «дубль-У»: увеличением числа У-хромосом (47 ХУУ).
26. Клиническая картина при синдроме «дубль-У»: психопатопадобный синдром, агрессивное поведение и умственная отсталость.
Тест
Тест
Тест
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Агнозия –нарушение различных видов восприятия; зрительная агнозия – нарушение узнавания предметов; слуховая агнозия – нарушение способности узнавать мелодии, интонации, речь; сенситивная агнозия – нарушение кожной чувствительности.
Аграмматизм –нарушение грамотного построения речи.
Аграфия –утрата способности правильно писать.
Акалькулия –утрата возможности считать.
Алалия –недоразвитие речи вследствие поражения коры в доречевой период.
Алексия –нарушение чтения и непонимание прочитанного.
Апраксия –нарушение произвольных движений.
Афазия –расстройство речи, при котором утрачивается возможность. пользоваться словами; сенсорная афазия – непонимание речи; моторная. афазия – нарушение воспроизведения устной речи
Дебильность (лат. – слабый, неспособный) — легкое психическое недоразвитие.
Делеция – тип генной мутации, при которой выпадает участок ДНК; делеция – тип хромосомной мутации, при которой утрачивается участок хромосомы.
Деменция – это приобретенное слабоумие с признаками распада психической деятельности.
Дизартрия– нарушение звукопроизношения вследствие повреждения нервного аппарата мускулатутуры, отвечающей за артикуляцию.
Дифференцировка – это приобретение признаков, свойственных только данному явлению; клинически дифференцированный – это когда явление имеет четко очерченную клинику, позволяющую выделить его из общей группы похожих явлений; этиологически дифференцированный – это когда у данного явления выявлена причина возникновения.
Дупликация – тип генной мутации, при которой удвоен какой-либо участок ДНК; дупликация – удвоение участка хромосомы.
Идиотия – наиболее глубокая умственная отсталость с почти полным отсутствием речи и других психических функций.
Инверсия – тип генной мутации, при которой в определенном участке ДНК последовательность оснований изменена на обратную; инверсия – тип хромосомной мутации, при которой изменена последовательности генов на обратную.
Имбецильность– среднетяжелое и выраженное психическое недоразвитие
Интеллект (от лат. интеллектус) – понимание, познание, постижение, разумение. В широком смысле – это совокупность всех познавательных функций индивида от ощущений и восприятия до мышления и воображения, в более узком смысле – просто мышление.
Лечебная, или медицинская, педагогика – это педагогическое (обучение и воспитание) воздействие на личность больного ребенка или подростка с лечебной целью.
Логорея –многословие.
Мозаицизм – наличие клеток с двумя и более вариантами хромосомного набора или генных мутаций у одного индивида.
Моносомия – состояние клетки, при котором какая-либо хромосома представлена в единичном числе.
Мутизм – немота.
Неологизм – создание новых слов, понятных только самому больному.
Олигофрения (от греческих слов олигос – малый, френ – ум, т. е. малоумие)– врожденное или рано приобретенное слабоумие, которое проявляется недоразвитием психики в целом с преимущественной недостаточностью интеллекта.
Парафазия –искаженное употребление слов, букв, звуков.
Персеверация – повторение одного и того же слова, словосочетания некоторое время.
Полисомия – добавочные хромосомы в кариотипе.
Психозы – выраженные формы психических расстройств, при которых психическая деятельность больного неадекватна окружающей действительности, реальный мир воспринимается в искаженном свете, что проявляется в виде патологических симптомов и синдромов в поведении
«Словесная окрошка»–поток бессмысленных звукосочетаний.
Транслокация – хромосомная мутация с изменением положения сегмента хромосомы.
Экзогения– это патология, возникающая под влиянием внешних факторов.
Эндогения– патология, возникающая под воздействием измененных внутренних факторов.
Тест
На тему: ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
1. Две основные характеристики умственной отсталости: недостаточность интеллекта и нарушение психики в целом.
2. Две степени задержек развития: тяжелые (олигофрения) и легкие (задержка темпа развития).
3. Перевод олигофрении с греческого: олигос – малый, френ - ум.
4. Врожденная умственная отсталость называется: олигофренией.
5. Приобретенная умственная отсталость называется: деменциией.
6. Внешние и внутренние факторы, вызывающие возникновение умственной отсталости называются: экзогенные и эндогенные.
7. Признаки умственно отсталого человека с точки зрения Бенда: не в состоянии заботиться ни о себе самом, ни о своих делах и не может этому научиться, а нуждается в контроле и надзоре.
8. Основной количественный диагностический критерий умственной отсталости: интеллектуальный коэффициент - IQ.
9. Два обязательных признака врожденной умственной отсталости по Г. Е. Сухаревой: 1. Психическое недоразвитие с преобладанием интеллектуальной недостаточности; 2. Отсутствие прогрессирования, указывающего на патологический процесс.
10. Распространенность врожденной умственной отсталости среди населения по данным ВОЗ составляет: от 1 до 3%.
11. Распространенность умственной отсталости с легкой степенью среди лиц с умственной отсталостью составляет: ¾ части.
12. Тяжелая степень умственной отсталости составляет около: ¼ на 1000 человек населения.
13. Среди больных с умственной отсталостью преобладают лица: мужского пола.
14. По данным ВОЗ в последние годы наблюдается тенденция: увеличение умственно отсталых среди населения.
Тест
на тему: ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
1. Восемь вариантов в динамике умственной отсталости: 1)эволютивная положительная; 2)эволютивная отрицательная; 3)компенсация; 4)декомпенсация; 5)неврозоподобные расстройства; 6)патологические реакции; 7)реактивные состояния; 8)психозы.
2. Восстановление или компенсация функций пораженных органов и систем характеризует: положительную эволютивную динамику.
3. Период жизни, когда положительная динамика больше подвержена нарушению: переходные возрастные кризы.
4. Основные характеристики отрицательной динамики при умственной отсталости: тяжелые и грубые поражения органов и систем.
5. Три основных причины отрицательной динамики: дополнительные вредности, отсутствие современного лечения, декомпенсация в периоды возрастных кризисов.
6. Основные клинические проявления декомпенсации: невротические расстройства (астения, тики, заикание, нарушение сна, энурез, страхи, истероформные явления).
Тест