Деятельность ПМПК (консультаций и комиссий)
Соотношение понятий «Психолого-медико-педагогическиая комиссия» и «Психолого-медико-педагогическая консультация».Психолого-медико-педагогические комиссии(ПМПК) – комплектуют специальные учреждения для детей с различными нарушениями развития. Психолого-медико-педагогические консультации, являются постоянно действующими (в случае необходимости можно проводить повторное обследование детей), расширяют направления деятельности по оказанию помощи детям, их родителям, педагогам.
Административное деление ПМПК: республиканские, региональные, областные, городские, окружные и межрайонные.
Организационные формы деятельности ПМПК: многопрофильные комиссии, комплектующие разные коррекционно-образовательные учреждения; профильные, осуществляющие комплектование учреждений одного вида; постоянно действующие и временные, образованные только на период комплектования образовательных учреждений.
Задачи ПМПК – комплектование специальных учреждений; оказание консультативно-диагностической и коррекционной помощи, сбор банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья.
Принципы ПМПК: принцип комплексности изучения; принцип стереогнозиса; принцип целостности изучения; принцип структурно-динамического изучения; принцип соблюдения интересов ребенка; принцип щадящей формы сообщения поставленного диагноза; принцип проведения психокоррекционной работы с родителями на всех этапах консультирования; принцип индивидуально-коллегиального проведения обследования.
Штатный состав ПМПК: врачи (педиатр, детский невролог, отоларинголог, офтальмолог, врач по функциональной диагностике); педагоги-дефектологи (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, ортопед); логопед, психолог, социальный педагог, юрист, представитель комитета или департамента социального развития, медицинский статистик. Возглавляет ПМПК заведующий, имеющий дефектологическое образование и стаж практической работы с детьми с ограниченными возможностями.
Основные документы, необходимые при направлении ребенка на ПМПК: свидетельство о рождении; подробная выписка из истории развития с заключениями врачей; педагогическая характеристика, отражающая подробный анализ развития с указанием педагогической помощи и ее эффективности; письменные работы, рисунки, раскрывающие динамику развития ребенка; заключение психолого-медико-педагогического консилиума.
Порядок направления в ПМПК: психолого-медико-педагогическая диагностика может проводиться по просьбе родителей (или лиц, их заменяющих), педагогов образовательных учреждений для решения проблем, связанных с отклонениями в развитии ребенка.
Особенности обследования ребенка в ПМПК: обследование только с согласия родителей или других законных представителей ребенка; направления диагностики – психолого-педагогическое, медицинское, логопедическое.
Основные документы, отражающие деятельность ПМПК: журнал записи на ПМПК; журнал учета детей прошедших обследование; протоколы фиксирующие ход обследования; архив с делами детей, выведенных из системы коррекционно-развивающего обучения; дубликаты заключений ПМПК.
Авторы, занимающиеся вопросами психолого-медико-педагогического консультирования: Боровик О.В., Забрамная С.Д., Левченко И.Ю., Семаго М.М., Семаго Н.Я., Стребелева Е.А., Шипицина Л.М.
19. Проблемы коррекции, компенсации, реабилитации, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения
Коррекция как система психолого-пеадгогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей.
Реабилитация как применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей. Процесс реабилитации как сложное и многогранное явление, поскольку полноценное возвращение в социум происходит через медицинскую реабилитацию (лечение недостатков, ликвидация последствий дефекта), психологическую реабилитацию (снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов), педагогическую реабилитацию (восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств. Реабилитация как итог всей коррекционно-педагогической деятельности.
Абилитацияв отношении раннего возраста не как о возвращении способности к чему-либо, утраченной в результате травмы, болезни и пр., а о первоначальном её формировании.
Компенсация как сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма. Опора компенсаторного процесса на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека.
Социальная адаптация как приведение индивидуального и группового поведения детей с отклонениями в развитии в соответствии с системой общественных норм и ценностей.
Специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия) - условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а так же педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Специальное образование – дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.
Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения (СКОУ) I-VШ вида для детей с особыми образовательными потребностями:
СКОУ I вида – для обучения и воспитания неслышащих (ранооглохших, без речи) детей.
СКОУ II вида для обучения и воспитания неслышащих (позднооглохших, с речью), и слабослышащих детей. Два отделения (первое – для воспитанников с легким недоразвитием речи, обусловленных нарушением слуха, второе отделение – для воспитанников с глубоким недоразвитием речи, обусловленных нарушением слуха).
СКОУ III вида для обучения и воспитания незрячих детей (слепых) с абсолютной слепотой с остаточным зрением на уровне светоощущения, с остаточным зрением 0,04 и ниже; с более высокой остротой зрения при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.
СКОУ IV вида для обучения и воспитания слабовидящих детей с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с обычной коррекцией; с более высокой остротой зрения при нарушении других зрительных функций (роле зрения, острота зрения для близи), при наличии астенических явлений при чтении и письме, при прогрессирующих и часто рецидивирующих заболеваниях.
СКОУ V вида для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией. Два отделения (первое – для детей, имеющих общее недоразвитие речи тяжелой степени – алалия, дизартрия, ринолалия, афазия; дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием; второе отделение для детей с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи).
СКОУ VI вида для обучения и воспитания для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
СКОУ VII вида для обучения и воспитания для детей с задержкой психического развития.
СКОУ VIII вида для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.
Осуществление образовательного процесса в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования в I-VII видах СКОУ. Специфика образования в СКОУ VIII вида.
Ученые – исследователи, занимающиеся данной проблемой: И.И. Данюшевский, А.И.Дьячков, Т.А. Власова, В.П. Кащенко, Н.Н. Малофеев, Б.П. Пузанов и др.