Прибыль – это выраженный в денежной форме результат от предпринимательской деятельности.

В результате возмещения за счет валового дохода издержек обращения (затрат по реализации товаров) образуется прибыль от обычных видов деятельности аптечной организации – прибыль от реализации товаров, работ, услуг.

Прибыль от реализации товаров, работ, услуг – это показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение валового дохода над издержками за определенный период времени:

Пр = ВД – ИО, где

Пр – прибыль от реализации товаров, работ, услуг, руб.;

ВД – валовый доход от реализации товаров, работ, услуг, руб.;

ИО – издержки обращения, руб.

Модель формирования показателей прибыли аптечной организации:   Суммы прибыли от реализации товаров, работ, услуг и прибыли, полученной от прочих доходов и расходов, образуют валовую прибыль аптечной организации.   Валовая прибыль – это показатель, характеризующий конечный финансовый результат деятельности торгового предприятия и представляющий собой сумму прибыли от реализации товаров, работ, услуг и сальдо доходов и расходов от внереализационных операций (таким образом валовая прибыль – разница между стоимостью реализованных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения в розничных и закупочных (отпускных) ценах (торговые наложения)). Способствует повышению рентабельности; - организацию товародвижения. Ускоренное продвижение товаров в торговую сеть способствует увеличению товарооборота и снижению текущих расходов. В результате масса и уровень прибыли возрастают. - рационализацию торгово-технологического процесса продажи товаров Чистая прибыль – это часть валовой прибыли, которая остается в распоряжении торгового предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль. Рентабельность от реализации – это прибыль, от реализации к товарообороту аптеки и выраженная в процентах (уровень прибыли от реализации).   Совокупность факторов можно разделить на внутренние и внешние. Они тесно связано между собой.   Среди внутренних факторов можно выделить следующие: - объем розничного товарооборота. При неизменной доле прибыли в цене товара рост объема продажи товаров позволяет получать большую сумму прибыли; - товарную структуру розничного товарооборота. Расширение ассортимента способствует росту товарооборота. Повышение в товарообороте удельного веса товаров более высокого качества, являющихся престижными, позволяет повысить долю прибыли в цене товара, так как покупатели чаще приобретают данные товары именно из-за их престижности и в расчете на большие удобства в эксплуатации.   Постоянный рост доли издержек в цене товара может привести к обратному результату. Своевременное взыскание дебиторской задолженности способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств, следовательно - увеличению прибыли;
К основным внешним факторам, влияющим на формирование прибыли предприятия, можно отнести следующие: - емкость рынка. От нее зависит розничный товарооборот предприятия. Чем больше емкость рынка, тем шире возможности предприятия по получению прибыли; - состояние конкуренции. Чем она сильнее, тем значительнее ее отрицательное влияние на сумму и уровень прибыли, поскольку приводит к усреднению нормы прибыли. Конкурентная борьба требует определенных дополнительных расходов, снижающих получаемую сумму прибыли; - величину цен, устанавливаемых поставщиками товаров. В условиях конкуренции повышение цен поставщиками не всегда приводит к адекватному повышению продажных цен. Предприятия часто стремятся меньше работать с посредниками, выбирать среди поставщиков тех, кто предлагает товары одного уровня качества, но по более низким ценам; - цены на услуги предприятий транспорта, коммунального хозяйства, ремонтных других организаций. Повышение цен и тарифов на услуги увеличивает текущие расходы предприятий, уменьшает прибыль и снижает рентабельность производственной и торговой деятельности; - развитие профсоюзного движения. Предприятия стремятся ограничить расходы на заработную плату. интересы работников выражают профсоюзы, которые ведут борьбу за повышение размеров оплаты труда, что создает предпосылки для снижения прибыли предприятия; - развитие деятельности общественных организаций потребителей товаров и услуг; - регулирование государством деятельности предприятий. Этот фактор относится к числу основных, определяющих размер прибыли и рентабельности.     Методика анализа валового дохода. Для проведения анализа наиболее целесообразным является определение уровня валового дохода, т.к. этот показатель характеризует потенциальную прибыль на каждый рубль продажи. Причинами изменения уровня валового дохода могут быть изменение ассортиментной структуры товарооборота в целом и ассортимента товаров в каждой группе. При проведении анализа изучают степень влияния на изменение валового дохода постоянно действующих факторов.   К таким факторам можно отнести: Объем продаж. С увеличением товарооборота увеличивается валовый доход. Организация каналов товародвижения. Структура реализации (удельный вес в продаже отдельных групп товаров) Появление новых групп товаров, таких как БАД, парафармацевтическая продукция Методы регулирования торговых надбавок и др. Планирование валового дохода (торговое наложение). Максимизация прибыли для фирмы означает - поиски путей получения наибольшей экономической прибыли, то есть разницы между общим доходом и общими издержками. Pm = TR - TC Pm - общая или чистая экономическая прибыль; TR - общий доход, определяемый как произведение количества проданной продукции на её цену; TC - общие издержки, включающие и прямые, и косвенные. Если выпуск и реализация будут увеличиваться, то при неизменной цене и общий доход, общие издержки будут возрастать: доход - в силу роста продаваемого количества, издержки - в силу действия закона убывающей отдачи. Прибыль будет иметь место до тех пор, пока рост дохода будет превышать рост издержек, а её размеры будут зависеть от соотношения этих величин. Для расчета плановой суммы валового дохода может быть использован один из методических подходов. I.Метод технико-экономических расчетов, включающий 4 этапа. 1 этап. В соответствии с разработанной ценовой политикой определяют предполагаемую тендецию изменения цен и уровня торговой надбавки по отдельным группам товаров. 2 этап. Рассчитывают сумму валового дохода в каждой группе товаров как произведение планируемого товарооборота каждой группы на уровень валового дохода соответствующей группы. 3 этап. Определяют сумму валового дохода всех групп товаров. 4 этап. Рассчитывают средний уровень валового дохода как отношение плановой суммы валового дохода к планируемому товарообороту, выраженный в процентах.   II. Метод опытно – статистический. Если товарооборот по группам товаров не планируется, то плановая сумма валового дохода равна произведению планового товарооборота на средний уровень валового дохода, сложившийся за последние 3-5 лет. Прогноз валового дохода прибыли составляют на год и по кварталам. При распределении валового дохода по кварталам используют данные о прогнозе товарооборота на каждый квартал и плановом уровне валового дохода на год.   На величину прибыли оказывают влияние факторы: определяющие особенности деятельности аптеки (отпуск по рецептам, большой ассортимент, трудности изучения спроса и т.д.); влияющие на валовый доход. Очевидно, что все факторы, которые будут способствовать увеличению валового дохода,будут увеличивать и прибыль; влияющие на издержки аптеки. Все факторы, уменьшающие издержки, будут увеличивать прибыль
III. Расчет точки безубыточности. При планировании валовой прибыли применяется прием расчета точки безубыточности. Это показатель продажи или выпуска продукции, при котором доходы равны расходам, т.е. полученный доход позволяет предприятию покрыть все издержки обращения не получая прибыль. Дальнейшая деятельность – предприятие будет работать безубыточно. Для реализации этого методического подхода делаются расчеты- точки безубытоности Точка безубыточности (ВЕР) как мы уже отметили в точке ВЕР доход равен расходу. Р * Q = TFC + VC * Q, где Р – цена 1 ед. продукции (или товарооборот при одном обращении) Q – количество продукции (или количество обращений) TFC - постоянные издержки VC – переменные издержки на 1 ед. продукции (или 1 обращение) Найдем из этого равенства Q, при котором доход равен расходу, это и будет точка убыточности: PQ – VC * Q = TFC Q * (P – VC) = TFC Q = TFC или ВЕР = TFC P – VC P – VC   График безубыточности - график, показывающий, какой уровень дохода от продаж должен быть достигнут, чтобы полностью покрыть постоянные и переменные издержки.   График безубыточности в различных его модификациях широко используется в современной экономике. Несомненным преимуществом этого метода является то, что с его помощью можно быстро получить довольно точный прогноз основных показателей деятельности предприятия при изменении условий на рынке. При построении графика безубыточности предполагается, что не происходит изменений цен на продукцию за период, на который осуществляется планирование; постоянные издержки считаются неизменными в ограниченном диапазоне объема продаж; переменные издержки на единицу продукции не изменяются при изменении объема продаж; продажи осуществляются достаточно равномерно. затраты на производство и доход. При построении графика по горизонтальной оси откладывается объем производства в единицах изделий или в процентах использования производственной мощности, а по вертикальной Затраты откладываются с подразделением на постоянные и переменные. Кроме линий постоянных и переменных издержек, на графике отображаются валовые издержки и выручка от реализации продукции . Точка безубыточности - это: - объем продаж, при котором выручка равна суммарным издержкам, или - объем продаж, при котором вложенный доход равен постоянным издержкам. Как только достигнута точка безубыточности, каждая дополнительно проданная единица продукции приносит дополнительную прибыль, равную вложенному доходу на единицу продукции. Для расчета точки безубыточности используются простые соотношения, основанные на балансе выручки: Выручка = Переменные издержки + Постоянные издержки + Прибыль.   Порог рентабельности = постоянные затраты/валовая маржа в относительном выражении к выручке

Вопрос №48. Хозяйственный учет и его роль в системе управления. Учет как информационная система для принятия управленческих решений. Правовая база учета. Задачи, требования, предъявляемые к учету. Виды учета: оперативный, статистический, бухгалтерский, налоговый, финансовый и управленческий. Учетные измерители.





Определение управленческого учета Под управленческим учетом понимается процесс идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интерпретации и предоставления финансовой, производственной, маркетинговой и иной информации, на основании которой руководством предприятия принимаются оперативные и стратегические решения. Построение системы управленческого учета в организации заключается в формировании набора формализованных процедур, обеспечивающих менеджеров всех уровней информацией, полученной как из внутренних, так из внешних источников, для принятия своевременных и эффективных решений в рамках своей компетенции. В системе управленческого учета, в отличие от бухгалтерского и налогового учета, генерируются данные как в денежном, так и в натуральном выражении.   Хозяйственный учет в системе управления. Понятие хозяйственного учета неразрывно связано с хозяй­ственной деятельностью людей, который не может осуществляться без организованной системы управления. Управление хозяй­ственными процессами предполагает получение информации, при­нятие решений и их выполнение, оценку результатов принятых решений и контроль над их выполнением. Информация о хозяй­ственной деятельности формируется в процессе хозяйственного учета, выполняющего им функции наблюдения, измерения и регис­трации фактов и явлений д-ти Измерители, применяемые в учете. В учетной практике для количествен­ного выражения хозяйственных операций используются три вида измерителей: натуральный, трудовой, денежный. Натуральные измерители -используются для характеристики учитываемого объекта в натуре, т.е. по данным взвешивания, изме­рения и пересчета. Учет в таких единицах измерения называют натуральным. Отличительной чертой натуральных измерителей является использование их только для характеристики однород­ных предметов.   Трудовой измеритель -используется для подсчета количества затраченного труда и выражается в единицах времени — рабочих днях, часах, минутах. В необходимых случаях трудовые измерите­ли применяются в сочетании с натуральными. К примеру, подсчитывается количество изготовленной продукции в единицу време­ни. В отличие от натуральных трудовой измеритель в отдельных случаях позволяет сравнить между собой некоторые разнородные величины.   Денежный измеритель - применяется в качестве обобщающего для отражения различных фактов и явлений хозяйственной дея­тельности в денежном выражении. В республике денежным изме­рителем является рубль. В нем обобщаются натуральные и трудо­вые измерители состояния имущества, прав и обязательств организации, составляются бизнес-планы и прогнозы развития, сметы, задания, отчеты. Денежный измеритель отражает финансовое со­стояние организации (затраты, прибыль, убыток), характеризует рас­четную дисциплину с работниками организации и государством (бюджетом, фондом социальной защиты населения и др.). Значе­ние денежного измерителя в период перехода к регулируемым рыночным отношениям возрастает. Информационное обеспечение управления деятельностью орга­низаций на общегосударственном уровне осуществляется благо­даря функционированию системы хозяйственного учета, которая включает следующие его виды: оперативный, бухгалтерский, налоговый и статистический. Оперативный учет -представляет собой систему текущего наблюдения и контроля над отдельными фактами, хозяйственными операциями и процессами с целью управления ими при их совер­шении. -отличительной чертой его является быстрота получения и использования данных для управления. -основные измерители, используемыми в оперативном учете, являются натуральные и трудовой, так как в них отражаются отельные факты и хозяйственные операции без их обобщения   Статистический учет (статистика) -представляет собой систему изучения процессов развития национальной экономики и общественной жизни, характеризующуюся специальными методами и приемами. Являясь составной частью хозяйственного учета, статистический учет формирует количественные показатели эко­номических процессов в единстве с их качественным содержа­нием. К ним относятся численность населения и его социально-демографический состав, уровень развития образования, культуры, политической активности и др. Показатели статистического учета представляются всеми ви­дами измерителей: натуральными, трудовыми и денежными в за­висимости от содержания целей и объектов исследования. Дан­ные статистического учета раскрывают закономерности развития экономики страны и отдельных ее отраслей, направления ее со­вершенствования на основе текущего и перспективного прогнози­рования.   Бухгалтерский учет -занимает центральное место в системе хозяйственного учета и имеет ряд отличающих его особенностей от других видов учета. В бухгалтерском учете должно быть обес­печено идентификационное отражение всех хозяйственных опе­раций, фактов и явлений, позволяющее получить полную характе­ристику результатов деятельности организаций. При этом каждая бухгалтерская запись (отражение хозяйственной операции в учете) должна быть подтверждена документом. только ему способов и приемов. - формирует сводные показатели хозяй­ственной деятельности в виде отдельных форм отчетности, которые используются внутренними и внешними пользователями для обо­снования и принятия управленческих решений. -представляет собой си­стему сплошного, непрерывного, взаимосвязанного документаль­ного отражения информации о деятельности организаций, ее обра­ботки, обобщения и представления соответствующим пользователям для обоснования и принятия решений. Налоговый учет , согласно ст. 62 Налогового кодекса -"осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по на­логам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством". Он предоставляет информацию для расчета на­логов.
Задачи бухгалтерского учета. В соответствии с законом «О бухгалтерском учете и отчетности» основными задачами бухгал­терского учета являются: • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее финансо­вом положении, полученных доходах и понесенных расходах; • обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении активов и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и вы­явление внутрихозяйственных резервов, обеспечение ее финансовой устойчивости.   Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету. Для выполнения своих задач бухгалтерский учет должен отвечать определенным требованиям. • сопоставимости — означает соотнесение показателей бизнес-плана с показателями бухгал­терского учета и по единицам измерения, и по методологии учета; • своевременности — обеспечивается своевременным оформлением первичных документов и их учетной обработкой; • точности и объективности — предполагает, что полученная на основе учетных данных ин­формация отражает фактическое состояние организации; • полноте — означает непрерывную и сплошную регистрацию всех хозяйственных фактов в организации; • ясности и доступности — позволяют пользоваться информацией бухгалтерского учета не только специалистам, но и инвесторам, и акционерам, и другим заинтересованным лицам. Обеспечи­вается это требование упрощением учета, исключением дублирования и сокращением ненужных по­казателей; • рациональности и экономичности — достигаются путем снижения затрат по ведению учета на рубль произведенной продукции, применения современных информационных технологий и высо­кой квалификацией учетных работников.

Вопрос № 49. Бухгалтерский учет: предмет и метод. Хозяйственные средства аптеки: состав, размещение, использование и источники образования. Хозяйственные процессы.

Наши рекомендации