Профессиональная этика и духовная позиция в профессии воспитателя
Михаэла Глёклер
Семь социальных грехов:
Политика без принципов
Экономика без морали
Благосостояние без работы
Воспитание без характера
Наука без гуманности
Наслаждение без совести
Культ без жертвы
Махатма Ганди[71]
Этика задает вопрос о добре, о добром действии. Что это означает для профессии воспитателя? Откуда приходит добро?
20 век раскрыл истоки зла как никогда раньше. Мировые войны, борьба за власть и деньги, крайний правый и крайний левый экстремизм, коллективный социализм, тоталитарные режимы, военная и полицейская диктатура, уничтожение народов и лютая ненависть отразились на судьбе неисчислимых миллионов людей.
Добро и зло действуют на нас снаружи, но также они более или менее осознаваемым образом могут подняться изнутри и начать действовать. Так мы можем в полной растерянности стоять перед примерами коррупции и лжи, которые постоянно фигурируют в СМИ, и при этом не замечать в нас самих тенденции к такому же точно поведению, поскольку маленькая ложь или же рассчитанный на ответную любезность «добрый поступок» кажутся нам чем-то самоочевидным и безобидным.
Нужна новая этика – она должна действовать там, где происходит сейчас борьба за человечность: в каждом из нас. Прошли времена, когда решения за народ принимали только большие и могущественные. В современных демократических обществах существует множество деталей, которые в итоге решают, кто придет к власти и какие продукты будут потребляться. Серьезное отношение к этому является основой новой этики. Хотя отдельные террористические акции и использование насилия могут дестабилизировать любое общество и вызвать хаос, экстремистские лозунги, групповые мнения и фанатизм можно нейтрализовать и остановить в каждом отдельном человеке. Эту способность ученики хотят пережить на примере своего учителя – они задают ему невербальный вопрос: кто ты? Как ты справляешься с жизнью? Как ты видишь мир? На каком опыте основано то, о чем ты говоришь? Можешь ли ты мне помочь стать мной самим? Если посмотреть на высказывания Рудольфа Штайнера по поводу способности человека к развитию, возникает оптимизм, например от следующей цитаты из его книги, посвященной ученичеству[72]: В каждом человеке дремлют способности, благодаря которым он может приобрести знания о высших мирах.
Каждый может научиться стать более человечным, осознав в себе самом божественно–духовные области бытия, «пробудив» их. Ведь развитие означает, что более позднее происходит из раннего, что человек изменяется, перерастает себя, то, чем он сейчас является. Особенностью описанного Рудольфом Штайнером пути развития является то, что он саму жизнь описывает как путь посвящения. Так же он явно указывает, что стремление к знаниям, желание развития к высшему или влечение к медитативным упражнениям приносят пользу лишь тогда, когда результаты этой работы не рассматриваются как самоцель, но используются во благо в повседневной жизни. При таком рассмотрении саморазвитие означает приобретение опыта жизни, т.е. раскрытие и понимание всей ее высоты и глубины. Ведь как мы можем научиться таким качествам характера как благоговение, внутреннее спокойствие, мужество и уверенность, надежда, верность, почитание, любовь, правдивость и независимость (уважая при этом независимость других), если эти качества не сохраняются в повседневности? Сама жизнь является лучшим воспитателем этих качеств. Но это также означает, что «бездуховного» обучения по сути не может быть. Педагог стоит перед задачей поставить учебный материал, методику и дидактику на службу физическому, душевному и духовному развитию. Для того, чтобы это сделать, нужен путь саморазвития, который помогает и способствует этому. Рудольф Штайнер описал для него семь качеств характера или же семь жизненных позиций. Тот, кто над ними работает, скоро заметит, как благодаря им у него появляется внутренняя стойкость и ясное понимание жизни. Штайнер называет эти качества «семь условий» внутреннего пути и отмечает:
«...Никто не может полностью соответствовать этим условиям; но вступить на путь, ведущий к ним, может каждый. Речь идет лишь о воле, об осознанном стремлении вступить на этот путь»[73].