Медико-санитарной помощи населению

3.1 Структура и содержание

Вид учебной работы Объем часы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:  
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы  
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
учебная практика
Учебно-производственная практика
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе:
Самостоятельная работа над курсовой работой  
Работа с дополнительной литературой; Составление словаря медицинских терминов по данным основной и дополнительной литературы; Работа с компьютерными обучающими программами; Составление электронных презентаций по заданной теме; Подготовка реферативных сообщений, докладов.  

Содержание обучения по ПМ.01.Проведение профилактических мероприятий МДК 01.03. Сестринское дело в первичной медико-санитарной помощи населению

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) Объем часов Уровень освоения
Раздел 3. Обучение проведению профилактических мероприятий в системе первичной медико-санитарной помощи      
МДК 01.03. Сестринское дело в первичной медико-санитарной помощи        
Тема 3.1. Организация и структура системы первичной медико-санитарной помощи Содержание  
1. 2.   3. 4.   5. 6. 7. 8.   9.   10.   11. 12.   13. 14. 15. Медицинская помощь, определение понятия. Виды медицинской помощи: первая помощь, первая доврачебная, первая врачебная, квалифицированная, специализированная. Правовые основы оказания первичной медицинской помощи в Российской Федерации. Первичная медицинская помощь: «первичная медицинская помощь», «первичная медико-санитарная помощь», «амбулаторно-поликлиническая помощь». Организация первичной медицинской помощи по участковому принципу. Учреждения, оказывающие первичную медицинскую помощь. Городская поликлиника. Основные направления деятельности городской поликлиники, обслуживающей взрослое население.     Структура учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Особенности оказания первичной медицинской помощи работникам промышленных предприятий, сельским жителям. Организация медицинской помощи на дому. Особенности организации медицинской помощи по типу «стационар на дому» и «дневной стационар». Центры здоровья. Организация неотложной помощи, плановой и срочной госпитализации. Организация первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача).  
Практические занятия
1. Организация и структура системы первичной медико-санитарной помощи    
    Самостоятельная работа обучающихся    
    Изучение нормативных документов, составление плана.    
Тема 3.2. Профилактика неинфекционных заболеваний Содержание  
1. 2. 3. 4. 5.     6. 7. 8.   9. Понятия «предболезнь», «болезнь». Адаптационные возможности организма. Основные факторы риска развития неинфекционных заболеваний. Целевые программы предупреждения заболеваний (государственные и региональные). Группы населения, подверженные риску развития заболеваний, методы формирования групп риска: диспансерные осмотры, диагностические обследования, анализ статистических данных. Физическое развитие и функциональное состояние организма, его оценка. Роль массовых медицинских осмотров в профилактике заболеваний. Направления сестринской деятельности при работе со здоровыми людьми различного возраста. Гигиеническое воспитание и обучение населения.  
Практические занятия  
1. Профилактика неинфекционных заболеваний  
2. Проведение оценки функционального состояния организма, уровня здоровья и физического развития. Обучение организации и проведению гигиенического обучения населения.  
    Самостоятельная работа обучающихся    
    Составление кроссвордов.    
Тема 3.3. Диспансеризация Содержание  
1.   2.   3. 4.     5. 6. 7. 8.   9. 10. 11.   Понятие об уровнях здоровья, понятие о компенсации, субкомпенсации, декомпенсации. Профилактические медицинские осмотры: предварительные, периодические, целевые, осмотры декретированных контингентов. Дополнительная диспансеризация лиц трудоспособного возраста. Диспансеризация населения, определение понятия, принципы диспансеризации населения. Обследование в центре здоровья, дальнейшие маршруты пациентов. Школы здоровья. Этапы диспансеризации. Планирование лечебно-профилактических мероприятий. Динамическое наблюдение за группами пациентов, подлежащих диспансеризации. Методика проведения мероприятий диспансерного наблюдения: - оценка качества и эффективности диспансеризации; - критерии эффективности диспансеризации: для здоровых; для лиц, перенесших острое заболевание; для пациентов с хроническими заболеваниями. Учет лиц, находящихся под диспансерным наблюдением. Документирование диспансерного наблюдения. Особенности организации диспансерного наблюдения за различными категориями пациентов: инвалидами войн, детским контингентом, подростками.  
 
 
 
 
 
 
 
 
   
   
 
   
 
Практические занятия  
1. Основные методы работы и роль медицинской сестры в проведении первого и второго этапа диспансеризации.  
2. Проведение дополнительной диспансеризации лиц трудоспособного возраста. Взаимодействие со специалистами в процессе диспансерного наблюдения.  
    Самостоятельная работа обучающихся    
    Изучение нормативных документов, подготовка сообщений.    
Тема 3.4. Профилактика инфекционных заболеваний Содержание  
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 11. 12. 13. 14. Организация и проведение противоэпидемических мероприятий. Санитарно-гигиеническое обучение и воспитание населения. Организация работы прививочного кабинета поликлиники. Возрастные особенности иммунитета. Основы активной иммунизации. Характеристика вакцин, оптимальные сроки введения. Календарь прививок. Подготовка пациента разного возраста к прививкам, вакцинации. Права пациентов. Основные требования к медсестре, участвующей в иммунопрофилактике. Тактика медсестры при развитии анафилактического шока. Документирование вакцинации. Безопасность работы медицинской сестры в прививочном кабинете. Требования к составлению памяток и инструкций для пациентов.  
 
Практические занятия  
1. Обучение организации и проведению противоэпидемических мероприятий. Обучение организации и проведению санитарно- гигиенического воспитания населения.  
2. Составление индивидуальных планов иммунопрофилактики. Проведение бесед с пациентами и их окружением по вопросам подготовки и проведения иммунопрофилактики.  
3. Составление памяток по иммунопрофилактике.  
    Самостоятельная работа обучающихся    
    Составление рефератов.    
Тема 3.5. Социальное партнерство в профилактической деятельности Содержание  
1. 2. Социальное партнерство. Привлечение к сотрудничеству в части укрепления здоровья и усиления профилактики заболеваний: - государственных и негосударственных организаций различных видов экономической деятельности (например, предприятий и организаций, работникам которых проводятся различные виды профилактических и диспансерных, оздоровительных мероприятий, либо учебных заведений, с учащимися которых проводятся образовательные занятия по ведению здорового образа жизни и т.д.); - общественных организаций (например, профсоюзных организаций, организаций по борьбе с употреблением наркотических и психотропных веществ, обществ анонимных алкоголиков и т.д.); - физических лиц (например, педагогов, родителей, членов семей и т.д.).  
Практические занятия  
1. Обучение участию в программах социального партнерства в части укрепления здоровья и усиления профилактика заболеваний.
    Самостоятельная работа обучающихся    
    Составление схем, планов.    
Тема 3.6. Участие медицинской сестры в экспертизе трудоспособности. Содержание  
1.   2. 3. 4.   5.   6.   7. Место экспертизы трудоспособности в системе оказания первичной медицинской помощи. Задачи экспертизы трудоспособности. Временная нетрудоспособность, порядок установления и определения. Правила заполнения и выдачи документов, подтверждающих временную нетрудоспособность. Отпуск по болезни и увечью; по уходу за больными членами семьи; для санитарно-курортного лечения. Порядок выдачи и оформления справок при заболевании вследствие опьянения и бытовых отравлений. Порядок направления больных на медико-социальную экспертизу.  
Практические занятия    
1. Обучение сестринской деятельности по экспертизе трудоспособности.
    Самостоятельная работа обучающихся    
    Изучение нормативных документов, подготовка планов, рекомендаций.    
УП.01 Учебная практика    
ПП.01Производственная практика    
Самостоятельная работа при изучении ПМ 01 Обучение проведению профилактических мероприятий. МДК 01.03. Сестринское дело в первичной медико-санитарной помощи населению.  
Примерная тематика домашних заданий 1. Составление плана обучения помощи пожилому человеку при нарушениях слуха, зрения. 2. Выявление факторов, влияющих на здоровье человека (на примере конкретных ситуаций). 3. Определение потребностей человека. 4. Составление планов патронажей (дородовых; новорожденных). 5. Составление планов обучения уходу за новорожденным. 6. Составление плана беседы по поддержке грудного вскармливания. 7. Составление планов обучения поддержанию безопасности человека в разные возрастные периоды. 8. Составление планов обучения рациональному и адекватному питанию людей разного возраста. 9. Составление планов обучения поддержанию адекватной двигательной активности людей разного возраста. 10. Составление планов бесед с родителями о подготовке детей к посещению дошкольного учреждения, школы. 11. Составление планов бесед с детьми старшего школьного возраста и их родителями о выборе профессии. 12. Составление планов бесед о профилактике вредных привычек. 13. Составление планов обучения питанию, безопасному поведению беременной, подготовке к родам. 14. Составление рекомендаций по питанию, режиму дня, гигиене человека в климактерическом периоде. 15. Составление рекомендаций по решению проблем пожилого человека. Примерная тематика домашних заданий 1.Составление планов гигиенического воспитания (первичная профилактика). 2.Составление планов санитарно-гигиенического воспитания (вторичная и третичная профилактика). 3.Составление планов противоэпидемических мероприятий. 4.Составление планов проведения иммунопрофилактики.      
Учебная практика Тема 1 Составление планов гигиенического воспитания (первичная профилактика). 1.Гигиеническое воспитание и обучение населения. 2.Проведение оздоровительных и профилактических мероприятий при работе с людьми разного возраста (взрослые, дети, подростки, лица пожилого возраста). Тема 2Составление планов санитарно-гигиенического воспитания (вторичная и третичная профилактика). 1.Обучение членов семьи принципам здорового образа жизни и методам отказа от вредных привычек. 2.Проведение бесед, составление памяток, консультирование различных групп населения по вопросам сохранения и восстановления здоровья. 3.Проведение оценки функционального состояния организма, уровня здоровья и физического развития. 4.Обучение организации и проведению гигиенического обучения населения. Тема 3 Составление планов противоэпидемических мероприятий 1.Санитарно-гигиеническое обучение и воспитание населения. Требования к составлению памяток и инструкций для пациентов. 2. Обучение организации и проведению противоэпидемических мероприятий. Обучение организации и проведению санитарно-гигиенического воспитания населения Тема 4 Составление планов проведения иммунопрофилактики. 1.Составление индивидуальных планов иммунопрофилактики. 2.Проведение бесед с пациентами и их окружением по вопросам подготовки и проведения иммунопрофилактики. 3.Составление памяток по иммунопрофилактике. Обучение организации и проведению иммунопрофилактики. Тема 5Обучение осуществлению сестринской деятельности в школах здоровья. 1. Проведение бесед в школах здоровья. 2. Составление памяток, бюллетеней для участников школы здоровья. Тема 6Планирование динамического наблюдения и лечебно- оздоровительныхмероприятий в зависимости от уровня здоровья. 1. Планирование лечебно-профилактических мероприятий. Динамическое наблюдение за группами пациентов, подлежащих диспансеризации. 2. Роль сестринского персонала в проведении диспансеризации 3. Проведение дополнительной диспансеризации лиц трудоспособного возраста.
Производственная практика(по профилю специальности) ПМ.01.Проведение профилактических мероприятий. МДК 01.03. Сестринское дело в первичной медико-санитарной помощи населению. Виды работ Проводить профилактические мероприятия в условиях первичной медико- санитарной помощи: Кабинет участкового врача (диспансеризации): – проведение профилактических осмотров населения разных возрастных групп и профессий для раннего выявления симптомов заболеваний различных органов и систем. – организация и проведения диспансеризации населения на закрепленном участке – формирований диспансерных групп на закрепленном участке – динамическое наблюдении диспансерных больных с заболеваниями различных органов и систем; – контроль за использованием различных средств профилактики пациентами с конкретной патологией; – осуществлять патронаж к людям разного возраста и беременным; – организовывать мероприятия по проведению диспансеризации; – проводить противоэпидемические мероприятия: выявление инфекционных больных, наблюдение за очагом, иммунопрофилактика, санитарно-просветительская работа; – выполнять работы по диспансеризации населения больных лиц с повышенным риском сердечно- сосудистых, онкологических и других; – заболеваний, женщин фертильного возраста, с экстагенитальной патологией; – проводить мероприятия по санитарно- гигиеническому воспитанию; – выполнять лечебные и диагностические врачебные назначения в поликлинике и на дому; – оформлять документацию; – измерять АД, ЧСС, вес, рост; – проводить санитарно – просветительскую работу; – сопровождать пациентов и присутствовать на диагностических исследованиях. Работа в прививочном кабинете поликлиники: – составить календарь прививок; – проводить активную и пассивную иммунизацию на добровольцах в реальных условиях; – осуществлять контроль за состоянием пациента при приведении иммунопрофилактики; – оказать неотложную помощь при анафилактическом шоке; – провести патронаж к привитому ребенку; – провести документацию регистрации профилактических прививок; – подготовить пациента разного возраста к прививкам, вакцинации; – проведение первичной и вторичной профилактики; – составлять индивидуальные планы и памятки по иммунопрофилактике; – консультировать пациента по вопросам иммунопрофилактики; – проводить текущую и заключительную дезинфекцию. Кабинет профилактики: – проводить оценку функционального состояния организма, уровня здоровья и физического развития; – осуществлять следующие технологии в профилактической медицине: – сбор информации; – анализ и учёт факторов риска здоровья и факторов, определяющих здоровье ; – осуществлять профилактику табакокурения, алкоголизма, наркомании; – организовать и проводить гигиеническое обучение населения; – осуществлять контроль за использованием различных средств профилактики пациентами с конкретной патологией; – консультировать пациентов и их окружение по вопросам профилактики заболеваний различных органов и систем. – проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения различных возрастов по профилактике заболеваний Школа здоровья: – осуществлять деятельность в школах здоровья для лиц с факторами риска и пациентов; – формировать активное отношение пациента к своему здоровью; – содействовать пациентам в получении информации, необходимой для получений знаний о своём заболевании; – формировать у пациентов умения и навыки по самоанализу собственных факторов риска, связанных с привычками и образом жизни, самоконтролю за здоровьем; – составлять информационную базу для школ здоровья: – мультимедийные презентации; – печатный материал; – буклеты; – видеоматериалы; – санитарные бюллетени; – памятки и т.д. Работа в Регистратуре: – инструктаж по охране труда, противопожарной и инфекционной безопасности; – работа с картотекой.
Примерная тематика курсовых работ (проектов) 1.Примерная тематика курсовых работ (проектов): 2. Обучение населения вопросам рационального и диетического питания. 3. Факторы риска при заболеваниях органов дыхания 4. Обучение принципам здорового образа жизни взрослого населения. 5. Обучение принципам здорового образа жизни лиц пожилого и старческого возраста. 6. Профилактика старения. 7. Обучение принципам здорового образа жизни детей (дошкольного, школ подросткового возрастов). 8. Иммунопрофилактика в педиатрии. (Консультирование родителей по иммунопрофилактики детских инфекций.) 9. Факторы риска при заболеваниях ССС и их профилактика 10.Факторы риска при заболеваниях пищеварительной системы профилактика 11. Факторы риска при заболеваниях опорно-двигательного аппарат 12. Профилактика ОРВИ у детей. 13. Профилактика острых кишечных инфекций у детей. 14. Урок здоровья для пациентов с бронхиальной астмой. 15. Профилактика атопических дерматитов у детей. 16. Профилактика респираторныхаллергозов. 17. Профилактика пищевой аллергии у детей. 18.Обучение вопросам самоконтроля при гипертонии. 19.Профилактика ишемической болезни сердца. 20.Обучение вопросам самоухода при сахарном диабете. 21. Урок здоровья для пациентов с сахарным диабетом. 22. Избыточная масса тела, как фактор риска развития заболеваний 23. Профилактика парентеральных гепатитов. 24. Профилактика туберкулеза. 25. Профилактика ВИЧ-инфекции. 26. Профилактика ЗППП. 27. Профилактика развития анемий. 28. Профилактика ожирения. 29. Профилактика рахита. 30. Профилактика гриппа.    
Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту)  
Всего:  
           




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Наши рекомендации