Целеустремленность в благости, страсти и невежестве
Рассмотрим, как выглядит жизнь человека, имеющего истинную веру в Бога. Человек, который имеет сильный вкус к духовному счастью, очень удачлив. Его спонтанно тянет к духовной практике, и потому у него отсутствуют интересы, приводящие к страданиям в этом мире. Все свое существо он устремляет к Богу. Такой человек постепенно освобождается от всех грехов и в одной из своих следующих жизней, или даже завершив свою теперешнюю жизнь, отправляется в духовный мир. Благостная целеустремленность означает, что человек хочет полюбить Бога. Священные писания предназначены для развития высшего вкуса к счастью. Вдохновение при написании стихов рождает вдохновенные стихи, точно так же высший вкус неизбежно порождает ощущение высшего счастья. Верящие в Бога люди не случайно стремятся к высшему, к духовному, дело в том, что они постоянно хотят получать все больше и больше духовного счастья.
Часто люди не понимают тех, кто решил отречься от мира: «Почему этот священник все бросил, пошел в монастырь? Что ему там нужно? Наверное, он просто сумасшедший. Ведь так хорошо жить здесь: девушки ходят, молодые, красивые, есть вино, импортные машины. Ведь можно добиться успеха на работе, заработать денег, иметь квартиру и все прочее. Ну, чего его туда потянуло?»
Трудно понять человека, не разделяя его вкуса к счастью, гораздо легче обозвать его сумасшедшим. Так же трудно понять наркоманов и пьяниц. Наркоманы не случайно, не так чтобы ни с того ни с сего, пристрастились к наркотикам. Они почувствовали счастье от их употребления, и у них сформировался вкус к этому счастью. Бросить наркотики они не могут, так как не знают более сладкого вкуса, чем вкус, получаемый от употребления наркотиков; им нравится этот вкус. Точно так же пьяницу невозможно оторвать от бутылки, другого счастья он не знает. Наше понимание счастья сильно влияет на нашу жизнь, изменяя ее. Это следует глубоко усвоить, тогда можно будет понять, почему люди уходят в монастырь.
Многие люди верят в алкоголь. Как определить, что человек верит в алкоголь? Он, может быть, не так уж сильно пьет, он боится своей веры. Но когда он собирается что-то предпринять для того, чтобы испытать счастье, то другого способа, кроме как напиться, он не находит. Он не знает, что есть какое-то иное счастье, его не интересует другое счастье. Он верит в спирт, в каких бы алкогольных напитках тот ни содержался. В наше время многие люди верят в спирт. Также многие верят в секс. Они считают, что секс — это самое большое счастье. Их вера, мысли, беседы, помыслы, устремления — все сводится к сексу.
Достаточно много людей верят в еду, им нравится хорошо покушать, им кажется, что в этом и состоит самое большое счастье. Кто-то верит в квартиру, считает, что самое большое счастье в том, чтобы получше ее обустроить. Все эти люди, когда им говорят о вере в Бога, лишь посмеиваются. Почему? Потому что им кажется, что перед ними какие-то фанатики, глупцы. Какое счастье в том, чтобы верить в Бога, которого не видно, не слышно, не понятно, кто Он и где вообще находится. В этом заключается ответ на вопрос: почему большинство людей на этой Земле страдают?
Высшее счастье — это недешевая вещь. Его очень непросто получить. Допустим, мы говорим: «А у нас есть интернет, у нас есть телевидение и радио. Какие, скажите, могут быть сейчас секреты на этой Земле? Любая информация распространяется за считанные секунды. Какие секреты могут быть? Нет секретов, и ничего секретного нет».
Однако в Ведах сказано: «Даже если каждая мысль человека будет слышна на Земле, каждая мысль, то все равно, один секрет останется; имя этому секрету — высшее счастье». Высшее счастье надо заслужить, а это непросто. Понять его, оказывается, мешает одна вещь, которая находится внутри человека, и называется она эгоизм. Человек может верить или в себя, или в Бога — одно из двух. Он не может одновременно верить и в себя, и в Бога, потому что только истинное эго способно воспринимать Бога и гармонию этого мира, а ложное эго не способно. Ложное эго подразумевает желание жить для себя и верить только в себя.
Во что бы человек ни верил, любая вера пробуждает в нем вполне определенный вид целеустремленности. Вера на тонком или духовном плане связывает человека с конкретным видом счастья. Без счастья жить невозможно, оно всегда влечет к себе. Поэтому как только появляется вера в высшее счастье, немедленно возникает и сильная целеустремленность к источнику высшего счастья — к Богу.
Целеустремленность в страсти — это устремленность к материальным достижениям. А целеустремленность в невежестве — это устремленность к тому, что приводит к деградации: к наркотикам, проституции, насилию, грабежу и т.д. Люди могут бредить тем, чтобы ограбить банк. Но Веды говорят, что по-настоящему целеустремленным можно назвать только того человека, который стремится к духовному совершенству.
Почему так? Ведь наркоман тоже искренне стремится к наркотикам, он даже готов остаться без еды, без сна, безо всего — и все это ради наркотиков. Он может бросить семью, любимую девушку — все, и это ради наркотиков. Но Веды говорят: «Духовная целеустремленность влечет гораздо сильнее». Человека, который любит Бога, ничто не остановит. Ему не нужна даже собственная жизнь. Ему не нужно никакое земное наслаждение. Как определить, что сильнее — устремленность к Богу или наркотики? Надо дать наркоману любовь к Богу, и тогда посмотрим, к чему он будет стремиться: к наркотикам или к Богу.
Так поступил один святой — Бхактиведанта Свами. Он приехал в Америку и поселился в том районе Нью-Йорка, где жили одни наркоманы. И там он просто начал петь Святые Имена Бога, это было в 1965 году. Наркоманы, среди которых было много хиппи, заинтересовались и начали приходить к нему в гости. Через год уже несколько сот хиппи стали священниками. Представляете, закоренелые наркоманы стали священниками! А еще через восемь лет уже 50 тысяч человек воспевали Святые Имена Бога по всему миру. Так любовь к Богу действует на сознание людей, она окрыляет, дает ощущение огромного счастья.
В Священных писаниях описаны различные ступени в развитии любви к Богу. Оказывается, когда человек начинает чувствовать любовь к Богу, к нему приходит ощущение счастья и умиротворения, которое не зависит от окружающих его обстоятельств. Даже голод и холод уже не волнуют его особенно. Он постоянно испытывает счастье. Любовь к Богу очень сладка. В ведической духовной традиции есть одна песня о Боге. В ней описываются качества Бога, и после описания каждого из этих качеств поется слово «Мадхурам», которое в переводе с санскрита означает «сладкий, как мед». То есть и форма Бога сладкая, и лицо Бога сладкое, и Его движения сладкие, и взгляд сладкий, и голос Его сладкий, и стопы Его сладкие, и губы сладкие. Это такая удивительная песня. Когда ее поют, в сердце рождается какое-то сладкое чувство.
Слово «рага» с санскрита переводится как «страстная, уничтожающая все материальные интересы привязанность к Богу». Человек под действием раги — сильного влечения к Богу — всегда внутренне счастлив. И это не шизофрения. Чем шизофрения отличается от любви к Богу? Шизофреник тоже погружен в себя, но от этого он тупеет, и сознание у него сворачивается.
Человек же, который любит Бога, не только не тупеет, напротив, его сознание становится абсолютно ясным и у него открываются высочайшие способности: он начинает видеть прошлое, настоящее и будущее, у него развивается феноменальная память, он читает мысли людей. И обрести все эти способности позволяет человеку медитация на Бога. Когда человек концентрируется на Боге, он обретает все, что хочет иметь. Он обретает хорошие семейные отношения, средства к существованию — абсолютно все, чего хочет. Однако если он хочет полюбить Бога ради того, чтобы получить от Него какие-то материальные блага, то скорее всего эти блага он получит, но упустит намного более ценное — любовь к Богу, потому что эта чистая любовь дешево не дается.
Ни один наркоман не сможет спокойно просидеть в темной, сырой комнате несколько суток. Он будет метаться по ней, желая выбраться. Шизофреник тоже не сможет сидеть там, начнет плакать. Однако человек, возлюбивший Бога, сам добровольно перебирается в маленькое темное помещение (келью) на всю жизнь. Для чего он делает это? Ему ничего больше не нужно, он больше не хочет ни на что смотреть. Он не сумасшедший. Сумасшедший сделать этого не может. Если сумасшедшего посадить в темное помещение, его разум еще больше помутится.
В Киеве находится Киево-Печерская лавра. Там в пещерах устроены маленькие кельи. Только небольшое окошко, через которое затворнику подавалась пища, оставляли в келье незамурованным. Если монах три дня подряд не подходил к пище, значит, все — умер. Вскрывали келью, доставали тело, и оно оставалось нетленным. Мало кто способен на такие подвиги, но если бы мы обрели любовь к Богу, то, несомненно, каждый из нас стал бы способен и на это. Любовь к Богу — очень сильное чувство.
Всякий человек испытывает сильную привязанность к противоположному полу. Я полагаю, что каждый из вас испытывал щемящее чувство любви к женщине или к мужчине. В Ведах сказано, что начальная любовь к Богу — «рага», в тысячи раз сильнее, чем любовь мужчины к женщине. Самая сильная любовь к женщине не может сравниться даже с небольшим чувством любви к Богу. Что уж говорить о «преме» — абсолютно чистой и самой возвышенной любви к Богу.
В Ведах говорится, что иногда на Землю приходят такие личности, которые затапливают любовью к Богу всех вокруг. Например, описывается такой случай. Триста лет тому назад жил молодой человек, которого звали Нароттама; это имя переводится как «лучший из людей». Ему суждено было получить любовь к Богу во время омовения в священной реке Падмавати. Когда, согласно предсказанию, ему через эту священную реку передавалась любовь к Богу, вода в ней начала пениться. Река не могла выдержать силы любви, которая вошла в нее. После омовения в реке тело Нароттамы приобрело желтое сияние. Этот яркий желтый цвет символизирует силу сострадания и веры.
Веды утверждают, что наибольшее благо, которое только существует в мире, состоит в том, чтобы встретить человека, который уже полюбил Бога. Большего блага не существует. Если мы получим такую возможность, то никаких проблем в жизни у нас не останется, потому что чувство любви к Богу сжигает все грехи. Есть разные способы избавления от грехов: можно совершать суровые аскезы, можно поститься, можно молиться. Но как только человек обретает любовь к Богу, он уже одним только памятованием о Боге сжигает все свои грехи. Ему не надо напрягаться, не надо прилагать волевых усилий, его воля сама направляется к Богу, и он уже не в силах оторваться от Него.
Один святой, направляясь в туалет, завязывал себе рот тряпкой. Знаете, зачем он это делал? Его губы непрестанно повторяли имя Бога, и он завязывал тряпкой рот, чтобы губы не повторяли имя Бога в нечистом месте. Нам может показаться это сумасшествием. Но ведь если один человек сильно любит другого, допустим, девушку, то он невольно начинает повторять ее имя, не так ли? Это признак сильной любви. Если человек никогда не испытывал сильной любви, это может показаться ему сумасшествием. И Веды подтверждают: в жизни нет иного смысла, кроме любви.
Нам кажется, что смысл жизни — это любовь к противоположному полу. Но Веды по этому поводу говорят однозначно: любовь к противоположному полу со временем тает, она не сохраняется на всю жизнь. Тем не менее человек поддерживает в себе веру в такую любовь. Она ему снится, он смотрит по телевизору всякие фильмы, в которых рассказывается о том, что такая любовь есть, и начинает думать, что ему просто не повезло. Он начинает тосковать, думая: «Где же эта любовь? Я любил совсем недолго, и любовь от меня ушла. Но ведь могло бы быть иначе». И он начинает искать свою мечту — эту любовь к противоположному полу, разрушая для этого свою семью, бросая детей. Человек совершенно не понимает, что на самом деле эта любовь не способна возрастать со временем. Почему любовь к противоположному полу не способна все время возрастать?
А почему парень любит молодую девушку? Свеженькая. Тело молодое. Это просто любовь к телу, любовь не к человеку, а к телу. Человек стареет, любовь к нему тоже стареет. Почему старых женщин парни не любят? А потому, что любовь к человеку — не такое уж бескорыстное чувство. Любовь, возникающая между людьми и питаемая их эгоизмом, в скором времени теряет силу. Постепенно она тает.
Чистая любовь между мужчиной и женщиной, безусловно, существует. Если люди занимаются духовной практикой и вместе любят Бога, то любовь между ними будет сохраняться, потому что любовь — это божественная сила. Чистая любовь между людьми бывает там, где живет любовь к Богу.
Почему женщина не может сохранять красоту на протяжении всей жизни? Ведь именно красивую девушку любят больше всего, и потому любой девушке нужна красота. Но девушка не может сохранять красоту всю жизнь, она теряет ее со временем. Красота то усиливается, то уменьшается, она не принадлежит девушке, она принадлежит Богу. Девушка получает красоту от Бога для того, чтобы выйти замуж, создать семью. Ей нужна красота. Ее будут любить до тех пор, пока она красива. Девушки пытаются удержать красоту, но не знают, как ее удержать. Оказывается, достаточно просто полюбить Бога, и красота всегда будет играть на их лицах. Оказывается, даже красота тела зависит от того, насколько человек связан с Богом. Именно от этого зависит красота тела, не говоря уже о красоте души. Если человек действительно поймет это, то его жизнь увенчается успехом.
Любовь между мужчиной и женщиной необходима в этом мире для того, чтобы их чувства стали умиротворенными, чтобы они продолжили род, чтобы заботились об окружающих их людях, чтобы могли духовно прогрессировать. Это нужно, и без этого не обойтись. Но любовь между мужчиной и женщиной не должна быть целью жизни, хотя мы и не понимаем этого до конца. Напротив, мы часто именно так и считаем, думая, что в этом и состоит главная цель жизни. Посмотрите, сколько произведений написано во славу любви мужчины и женщины: «Я вас любил, чего же боле?..» Чего же боле? Значит, есть что-то более, но понять это может не каждый. Поэтому надо стремиться узнать, что в нашей жизни может быть важнее этого.
Оказывается, есть нечто в миллионы раз более важное, чем просто любить человека. Это любовь к Богу. В присутствии людей, которые очень сильно любят Бога, я — автор этих строк — чувствовал нечто такое, что передать невозможно. Находясь рядом с такими людьми, испытываешь чувство, которое несравнимо ни с чем. Когда человек, возлюбивший Бога, поет, то все вокруг от счастья радуются или плачут. Вокруг этого человека колышутся волны любви, и все люди вокруг находятся во власти необычайного состояния: они начинают обнимать друг друга, испытывая сильные чувства, которые невозможно передать словами.
Мы с вами живем несложной жизнью, по вечерам смотрим сериалы по телевизору и думаем, что это самое главное в жизни. Но, оказывается, есть нечто более важное. Веды утверждают, что смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы постигать, где больше всего находится счастья. Человек не должен жить бездумно, тупо глядя в телевизор; он должен пытаться постичь, в чем источник вечного счастья; он должен искать: где счастье, где счастье, где счастье?! Он должен искать, а не тратить жизнь в человеческом теле понапрасну. Надо изучать, сравнивать, смотреть. Допустим, вы имеете какие-то деньги. На что их лучше потратить? Поехать на курорт? Нет, лучше посетить святое место. Там нужно найти общество святых личностей. Веды говорят, что надо двигаться именно в этом направлении, иначе не будет большого толку от поисков, как и от самой жизни. Какую веру выбрать? Любую, была бы только в ней любовь к Богу.
Как развить силу воли?
Хотя одной только воли еще недостаточно, чтобы жизнь увенчалась успехом, но тем не менее добиться чего-то в жизни без воли невозможно. Что такое сила воли? Сила воли — это сила, накопленная благодаря аскетизму в жизни. Разумный человек должен принимать добровольные лишения, ограничивать эгоистическое наслаждение чувств, не злоупотреблять едой, сном, сексом, не увлекаться материальными накоплениями. Сдерживание чувств развивает у человека силу воли. Если же он станет потакать своим чувствам, то вместо благостной воли у него разовьется страстная воля, другими словами, усилится упрямство в достижении своекорыстных целей.
Знаете, чем упрямство отличается от силы воли? Благодаря силе воли чувства могут избавиться от вредных привычек, а упрямство к этому не приводит. Сила воли избавляет от дурных желаний, а упрямство нет. Допустим, у человека появилось желание ограбить банк. Если у него большая сила воли, то он сможет оторвать чувства от опасных мыслей и не наделать глупостей. А упрямство приведет к тому, что человек всячески будет стараться осуществить это. Он даже не попытается запретить себе думать об этом.
Точно так же ловить беззащитных девушек на улице и пытаться насиловать их не является показателем силы воли, это не сила воли, это дурь. Точно так же искать наркотик, во что бы то ни стало доставать его, терпеть ради этого любые лишения — это не сила воли, это просто необузданное чувство, сродни животному. Если человек пытается хотя бы слегка оторвать свои чувства от какого-то объекта наслаждения, это уже придает его воле маленькую силу. Больше попыток — больше силы воли. Если человек дает слово удерживать чувства от наслаждений и держит его, значит, он соблюдает обет. Обеты увеличивают силу воли.
Зачем нужна сила воли? Наш разум естественным образом стремится к счастью. Когда нам плохо, мы думаем: «Какие бы таблетки найти, чтобы жизнь изменилась? Должны же быть такие таблетки. Или какие-то люди должны быть: пошепчут, пошепчут — раз, и моя жизнь переменится. Должно же быть что-то такое, от чего бы моя жизнь изменилась. Я сам не могу ее изменить». Человек не верит в свою силу, потому что сейчас у него ее нет. Он не знает, где ее взять, не понимает, откуда взять силу воли.
Сила воли приходит в результате аскез. Аскезы приносят самое большое чувство радости. Человеку, который добровольно терпит лишения, становится радостней жить. Сила радости накапливается внутри, она не теряется попусту. Если же человек удовлетворяет свои чувства, взаимодействуя с внешними объектами своих желаний, то его радость уходит, так как чувства становятся рабами эгоизма. Чем больше мебели в вашей квартире, тем меньше у вас радости от этой квартиры.
Вспомните: вы пришли домой — раз, и сил нет. Почему? Потому что в квартире очень много объектов, к которым привязываются чувства, все они забирают на себя внимание. Когда мебели мало, квартира пустая. Вы приходите домой и чувствуете, что у вас сил много. Вам надо накопить на мебель, носитесь туда-сюда, находите много работы. Когда мебели уже достаточно, вы приходите в квартиру раз — и включаете телевизор. Взгляд становится тупым, делать ничего не хочется. Силы иссякают.
Как только человек начинает заниматься зарядкой, у него появляются силы, бодрость. Зарядка — это аскеза. Человек лишает себя комфорта. Раз-два-три-четыре — ему тяжело, затем — раз, появляется сила. Поголодал день — тоже появляется сила. Представляете, сколько бы появилось сил, если бы, допустим, вы месяц копили на что-то, а потом решили: «Не буду покупать это». Представляете, сколько силы у вас появится? Рвать и метать захочется. Высвобождается энергия. Главное — направить ее в мирное русло.
Нет другого способа высвободить энергию, кроме того, чтобы оторвать чувства от объектов привязанности. Мы же обычно нашу любовь рассредоточиваем по всем объектам, которые нас окружают. Мы отдаем свою любовь всевозможным безделушкам в нашей квартире. Мы ходим по квартире, открываем шкафчики: «Так, здесь это лежит, это лежит, а почему это здесь не лежит?» Принимаемся, искать «это» по всей квартире. Так, оп, нашли! Положили, все — лежит. Зачем мы открываем шкафчики? Там находится маленький объект нашей любви. Маленькая любовь в маленькой коробочке. Открываешь коробочку — там маленькое колечко. Закрываешь ее, убираешь. Все в порядке! Это любовь. Любовь большинства людей распределена по всей их квартире. Часть ее находится на даче, часть в машине и так далее.
В Ведах сказано, что разум таких людей становится многоветвистым, он не способен сосредоточиться на главном, на том, что приносит гораздо большее — духовную любовь.
Разум и целеустремленность
Что такое разум? Это сила, связывающая нас с объектом нашей любви. Разум состоит из знания о том, что такое любовь, что такое счастье. Знание человека о том, что такое счастье — это направление разума, связывающее его ощущение счастья, к примеру, с губной помадой. Эгоистично направленный разум твердит в этом случае: «Это и есть твое счастье». Это только одно из направлений движения разума, которых у разума обычного человека очень много. Второе направление связывает его с украшениями, третье — с холодильником, четвертое — со стиральной машиной, пятое — с автомобилем и т.д. И таких направлений-связей с объектами счастья у человека очень много. Веды называют людей, имеющих множество таких связей с различными объектами любви, словом «крипана», то есть «скупцами». Почему?
Потому что действительно нескупой человек способен своим сердцем направить любовь в одно-единственное возвышенное русло и затем всю жизнь стремиться к Богу. Ему не нужно думать ни о помаде, ни о стиральной машине, ни о «Жигулях» или «Мерседесе», ни о квартире, хотя в принципе он и не отказывается от всего этого. Он не отказывается, но и не привязывается. Он не может игнорировать тот факт, что ему нужно жить так, как живут люди: нужна квартира и прочее. Однако все то, что окружает его в быту, он спокойно принимает и отдает, не привязываясь к этим предметам. Он и работает из чувства долга, не привязываясь к деньгам, которые ему платят.
Есть деньги — он купит что-то, но все свои мысли он не посвящает этому. Точно так же можно идти за хлебом и не думать об этом. А можно идти за хлебом и постоянно думать об этом. Самое главное для человека — определиться в том, о чем же следует ему постоянно помнить. Веды гласят: «О чем человек помнит в течение жизни, такие условия жизни и такой уровень сознания он получит в будущей своей жизни». Если он всю жизнь думает о своей собачке, значит, в еле-дующей жизни получит тело собаки. Так говорят Веды. Итак, наша скупость заключается в том, что мы не можем направить свой разум на мысли, устремленные к высшему счастью. В этом состоит главное проявление нашей скупости.
Веды говорят, что разум может быть многоветвистым и может быть однонаправленным. Однонаправленный разум предполагает наличие сильной веры и сильного ощущения любви. Может ли любовь удерживаться внутри человека, не выходя наружу? Нет, она мгновенно начинает распространяться вокруг. Едва получив любовь, человек начинает источать ее. Точно так же действует мерзость. Если мерзость проникнет в сердце человека, то все вокруг почувствуют, как плохо стало с ним жить. Человек, который не является скупцом, направляет свой разум на самое возвышенное — на чувство любви к Богу. В результате этого окружающие его люди, собачки, кошечки — все, что находится рядом, все наполняется этой силой любви и начинает источать эту любовь. Он любит всех, но по-настоящему его привлекает только источник самой сильной любви — Бог. Что может быть слаще меда? Осознав, что ничего не может быть слаще любви к Богу, человек при таком настрое становится святым.
Святым можно назвать только того, кто любит Бога. Святой приносит счастье одним своим присутствием. Любой человек испытает особое чувство, просто коснувшись какого-либо предмета, находившегося в доме святого человека. Предметы, с которыми контактировал святой человек, становятся освященными.
Если вы положите расческу святого человека себе на голову, то может случиться, что вы получите исцеление, испытаете озарение или еще что-то другое. Не случайно, что расческа святого человека особенно ценится. И не случайно, что предметам, связанным со. святыми людьми, поклоняются. Все то, что связано со святым человеком, считается большой ценностью во всех культурах и во всех традициях. Почему? Потому что пропитано любовью к Богу.
Обретя любовь к Богу, человек ничего не теряет. Кошечка получает свое, собачка — свое, жена — свое, дети — свое, машина — свое. Все получают свое, однако человек при этом направляет свой разум в одну сторону и никогда не променяет то, что для него главнее всего, на что-то второстепенное. Он сознает, что, только полюбив Бога, можно больше всего помочь людям. Подобное понимание вещей можно сравнить, к примеру, с тем, что если зажечь множество маленьких лампочек, то света прибавится, но все же одно большое Солнце дает света в миллионы раз больше. Огромнейшая мощность сияния заключена в Солнце. И в результате от него исходит мощный свет, и все живые существа получают его. Маленькие лампочки не согреют людей, как это делает одно единственное Солнце. Так, полюбив Бога, мы согреваем всех вокруг.
Веды утверждают, что, поливая корни дерева, мы даем пищу всему дереву — и веткам, и стеблям, и плодам, и листьям — всему; все части дерева получают питание. Точно так же человек, который любит Бога, питает своей любовью всех людей сразу, а это несравненно ценнее, чем просто любить какого-то человека. Поэтому стоит попробовать оторвать свои чувства от всех «расчесочек», к которым мы так привязаны. У нас не останется никаких шансов изменить хотя бы что-то в нашей жизни, если мы не научимся отрывать свои чувства от объектов привязанности, потому что без этого невозможно обрести волю, получить силу, которая позволит изменить себя и свою жизнь.
Человек, который хочет улучшить свою жизнь, должен отрывать свои чувства от объектов привязанности, должен пытаться бросить пить, курить, есть сало... Хотя это и сложно, потому что от сала оторваться очень трудно. Так, пытаясь отказаться от чего-то, человек обнаруживает, что сделать это попросту невозможно. Просто невозможно бросить есть мясо, курить и пить. Но на самом деле оказывается, что и не нужно пытаться делать это. Веды говорят, что не стоит убиваться, стараясь бросить курить и пить, отказываясь от мяса. Просто необходимо понять, что нами движет высший вкус. Вкус к высшему счастью движет всем нашим существом. Обретая высший вкус, мы естественным образом отказываемся от всего ненужного, и все лишнее при этом отпадает само.
Сильно полюбив человека, мы уже от одного этого можем значительно переменить свою жизнь. Что же тогда говорить о том, что произойдет, если мы сильно полюбим Бога! Так, если молодой человек сильно полюбит девушку, то, как вы считаете, бросит ли он ради нее свое прежнее увлечение?
Да, бросит сразу. Если он действительно ее любит, то бросит все, что мешает общению с ней, ему уже не нужно будет ничего, кроме нее. Его не волнует еда, не волнует чемпионат мира по футболу, не нужно то, не нужно се. Ему ничего не нужно, он забыл про все, его волнует только то чувство, которое завладело его сердцем. Он забывает про все остальное, потому что внутри у него все горит.
Сильный огонь любви жжет молодого человека, который сильно влюблен, и он страдает. В уголках его глаз появляются красноватые пятнышки — признак сильного чувства. У святых людей, возлюбивших Бога, в уголках глаз появляются такие же красноватые пятнышки. Но разница в том, что если вы посмотрите на эти красноватые пятнышки у святого человека, то увидите очень сильное счастье, а не сильное страдание. Эта сильная привязанность к Богу порождает божественные черты характера. И, оказывается, у человека, который даже слегка почувствовал духовный вкус, все вредные привычки отпадают сами собой. В результате этого у него высвобождается масса энергии, которая естественным образом направляется в нужное русло, так что все происходит как бы само собой, не надо ничего менять. Представляете, как изменяется жизнь того, кто обрел сильный духовный вкус?
Есть сложные пути обретения любви к Богу, есть и пути простые. Веды говорят: «Достаточно со смирением и с верой перемолвиться с истинно святым человеком несколькими словами, и любовь к Богу передастся вам». Например, когда вы заходите в реку, воды ее сами начинают обволакивать вас. Точно так же, общаясь со святым человеком, мы вместе с его словами получаем любовь к Богу. Такой же силой обладают и Священные предметы, святое место, святая вода.
Той же силой обладает и посыпанная на голову земля со святого места, если там действительно жили или живут святые, достигшие любви к Богу. Однако в наше время деградация настолько захлестнула мир, что святых мест становится все меньше и меньше, и трудно понять, святое это место или нет.
Однако Веды утверждают, что существует еще один способ, благодаря которому можно быстро почувствовать любовь к Богу. Это повторение имен Бога. Постарайтесь заразиться чистой, бескорыстной верой от святых людей, и при этом не важно, к какой духовной традиции они принадлежат. Повторяя имя Бога, человек немедленно вступает в контакт с Самим Богом. Имя Бога духовно само по себе.
Произнося имя Бога с верой, человек начинает чувствовать контакт с Ним. В Ведах описаны различные ступени взаимодействия с Богом: сначала, повторяя имя Бога, человек чувствует, что его жизнь становится стабильнее, что ему стало легче жить, легче выполнять свои обязанности. Пока он еще не чувствует любви, просто жить стало легче, груз кармы куда-то пропал. Дальше — больше, с каждым новым этапом веры жизнь становится все счастливее и счастливее.
У нас много отрицательных привязанностей, которых мы даже не сознаем. У нас много связей с разными людьми на подсознательном уровне, и многие из этих связей негативные. Эти связи вытягивают из нас силу. Это не сглаз. Это наша вина, потому что мы сами притянули к себе эту связь. Причиной тому — оскорбления, которые мы совершили. Все совершенные нами оскорбления создают отрицательную связь между нами и окружающими нас людьми, и эта связь тяготит нас и забирает силы, и силы наши постепенно тают. Мы чувствуем «тяжесть на плечах», груз. Когда же человек начинает повторять имя Бога, то происходит воздействие на подсознание, и отрицательные связи с людьми начинают таять. В результате человек ощущает, что жить ему стало легче. У него появляется энтузиазм заниматься своими обычными делами, выполнять свои обязанности. Раньше ему было тяжело помыть полы, постирать или сделать что-то другое. Теперь же он делает это с легкостью.
Дальше, по мере того как человек повторяет все больше и больше святых имен Бога, он начинает различать в своем сердце, что является грязью и что является чистотой. В результате он начинает хорошо понимать и жизнь других: «Этот человек грязно живет, а этот — чисто». Он начинает ощущать грязь, исходящую от мясной пищи. Может быть, он еще продолжает есть мясо, потому что привязанность к мясной пище у него сильна. Но долго это не продлится. Знаете, почему привязанность к мясной пище так сильна? Потому что в мясе содержится любовь живого существа, которое находилось в том теле, которое теперь этот человек ест. Если мясо свежее, тогда такая связь сохраняется. А когда мясо начинает гнить, тонкое тело живого существа уходит из него. Мы любим свое тело, но есть его мы не станем, нам хочется чужого тела.
Любовь к своему телу есть и у коровы, и у козы. Она настолько сильна, что передает чувство огромной силы. Когда человек ест мясо, он воспринимает это чувство любви. Сильное чувство любви к мясу как раз и связано с тем, что животное очень любит свое тело. Человек, который ест мясо, начинает перенимать этот вкус любви и в результате ощущает сильную привязанность к мясу, которое ест, и, кроме того, ощущает привязанность к своему собственному телу. Веды говорят, что любовь к мясу означает вкус к животному образу жизни. Вследствие этого человек в следующей жизни рождается животным. Если человек очень любит мясо (тело животного), не представляя себе жизни без него, значит, в будущем он получит тело, соответствующее его вкусу к счастью.
Однако это еще не все из того, к чему приводит употребление в пищу мяса животных. Оказывается, употребляя в пищу мясо, мы питаем в своем уме вкус к насилию. В мясе заложено также чувство несправедливости, которое животное испытывает, когда его убивают. Можно на это возразить, сказав, что тогда следует есть мясо животных, которые умерли сами. Да, в этом случае мясо не будет содержать вкуса к насилию, в нем останется только вкус к животному телу. Но кто станет есть падаль? Все предпочитают есть убитых животных.
Питаясь мясом, человек лишается высшей целеустремленности и встает на путь деградации. Все больше и больше привязываясь к телесной (материальной) концепции жизни, человек, употребляющий мясо, становится рабом своих чувств и материальных желаний.
Веды утверждают: «Человек непременно достигнет того, к чему стремится». В этом заключается высшее проявление справедливости. Несправедливости в этом мире нет. Допустим, мужчина любит женщину, тогда в следующей жизни он рождается женщиной. Ведь он стремился именно к этому — к женскому телу.
Тонкое тело ума является «телом желаний» — это другое название ума. Поэтому тонкое тело постоянно изменяется в зависимости от тех желаний, которые приходят к нам. Например, я люблю женщину, и мое тонкое тело ума постепенно становится все больше и больше похожим на женское (на тонкое тело ума женщины).
Мы знаем, что супруги со временем становятся похожими друг на друга. Чем дольше они живут вместе, тем больше они уподобляются друг другу. Потом, через 15—20 лет, смотришь — одинаковые. Это, конечно, в том случае, если они сильно любят друг друга. Если совсем не любят, то остаются разными, не похожими друг на друга. Присмотритесь к супружеским парам: если один совсем не похож на другого, значит, они не любят друг друга. Если похожи, значит, сильно любят друг друга.
К тому же женщины в пожилом возрасте приобретают мужские качества: становятся суровыми, начинают гонять всех. Мужчины же в пожилом возрасте становятся такими «эээ ля-ля-ля-ля», какими-то уже никакими, добренькими, похожими на женщин. Конечно, не все, а лишь те, кто был привязан к наслаждению женским телом. А те мужчины, которые испытывали счастье не от наслаждения чувств, не от потребительского отношения к близким, а от желания выполнять перед ними свой долг, сохраняют мужские качества до конца жизни.
Женщины, которые стремились к выполнению своих обязанностей, а не к тому, чтобы о них постоянно заботились, остаются женственными до глубокой старости. Мы получаем те вкусы и качества, к которым стремимся. Чем мы наслаждаемся в своей жизни, в это и трансформируется наше тонкое тело. А поскольку тонкое тело связано с грубым, то и грубое тело тоже трансформируется. Так в следующей жизни мы получаем новое тело.
Бывает такое: бежит собачка, а рядом идет хозяин — внешностью один к одному, кажется, нет никакой разницы между их манерами. Веды говорят, что в следующей жизни хозяин собаки родится собачкой, а собачка — хозяином, просто они поменяются местами. Это произойдет, если его привязанность к животному была эгоистической, неправильной. Так действует закон кармы: хозяин господствовал над собакой и в будущем должен отработать свою карму перед ней. Как можно отработать карму перед собакой? Только служа ей в собачьем теле.
Поэтому Веды говорят, хотите держать собак — нет проблем, но не привязывайтесь к животному, любуясь и умиляясь (наслаждаясь) его телом, дайте собаке возможность выполнять ее обязанности: она должна сторожить дом, лаять, охраняя хозяев. Нужно относиться к ней как к существу подчиненному: надо кормить ее, выполнять свои обязанности перед ней, но не привязываться к ней.
Для собаки же благоприятно, если она привязывается к человеку: скулит, встречая или провожая его, хочет быть рядом с ним, служить ему. В результате она в следующей жизни родится человеком. Выполняя свои обязанности перед людьми, она в следующей <