Очищение умственного сознания

Следующий вид сознания — это сознание умственное. Нам присущи умиротворение и гневливость, честность и лживость, доброта и жестокость, простодушие и двуличность, смирение и гордыня. Все это — признаки умственного сознания. Если ум переполнен эгоизмом, человек приобретает одну за другой все отрицательные черты характера. Однако если его ум действует бескорыстно, то человек очищает свое умственное сознание. В результате этого он становится счастлив, потому что все его любят. Всем хочется общаться с человеком, обладающим хорошими чертами характера, не правда ли?

В Ведах говорится, что настоящая честность проистекает из желания приносить людям счастье. По-настоящему честный человек может иногда обмануть, но к этому он прибегает лишь для того, чтобы принести другому благо. Например, не всегда человеку говорят, что он болен раком, и это не обман как таковой. Здесь скорее проявляется честное отношение к человеку, поскольку ему стараются предоставить возможность более или менее нормально дожить свою жизнь. Каждому человеку следует давать ровно столько информации, сколько он готов принять своим сознанием, и это является проявлением честности.

Можно ли вывести из себя смиренного человека? Не униженного, а именно смиренного. У униженного человека тоже есть эгоизм, просто он кем-то подавлен. Если же человек смиренный, то в любой ситуации он будет чувствовать себя благостно, так как сжег в себе эгоизм.

Приведу такой случай. Как-то один духовный учитель пришел в храм; на нем были простые одежды, и по своей природе он был очень смиренным. Увидев его, новичок-послушник подошел к нему и сказал: «Ну, чего ты здесь слоняешься? Лучше помой полы». Духовный учитель с радостью начал мыть пол, испытывая счастье от того, что его попросили это сделать.

Другие послушники были в шоке, когда увидели это: их духовный учитель драит полы! Духовный учитель рад служить всем, он не испытывает гордости собой. Такое поведение указывает на присутствие смирения.

Как культивировать хорошие черты характера? Даже просто повторяя: «Я желаю всем счастья», — мы уже воспитываем себя. Как стать честным? Веды говорят, что существует единственный способ изменить свой ум — подчинить его разуму. Когда человек поймет, для чего это нужно, он обретет все хорошие черты характера. В детстве нам говорили: «Будь честным». А зачем? Спустя какое-то время мы уже слышали: «Не обманешь — не проживешь». Почему? Мы не понимали и этого, никто ничего не объяснял нам. Оказывается, что уму невозможно что-либо навязать, не прибегнув к объяснению; нужно обязательно объяснять: что и зачем. Почему? Потому что ум подчинен разуму.

Зачем нужна честность? В Ведах говорится, что для этого есть много причин. Нечестный человек не видит свою судьбу, он не может избежать несчастных случаев, не может иметь хорошую память (она у него портится). Нечестный человек не способен видеть ложь в глазах других людей. Иметь хороших друзей он тоже не может, потому что не ориентируется в обстановке, а потому не может еще и нормально трудиться: его постоянно все подводят. Так что во всех отношениях лживость мешает человеку жить. Однако самое ужасное заключается в том, что нечестный человек не сможет осознать себя как вечную душу. Он не сможет понять, что существует Господь, высшее проявление справедливости, и что живет Он прямо в сердце человека.

Доброта позволяет человеку легко общаться с окружающими его людьми. Доброта предполагает наличие чуткости сердца, то есть добрый человек понимает, как правильно относиться к окружающим людям. Он знает, что не любит один человек, что не любит другой, и старается подстроиться. Он приносит другим счастье. В результате, общаясь с окружающими людьми, он и сам испытывает счастье. Всем вокруг он стремится улучшить условия жизни, и от этого сам испытывает счастье, потому что рано или поздно его доброту обязательно оценят. Добрый человек способен понять, в чем состоит настоящая любовь. По-настоящему добрый человек понимает, что наивысшее проявление любви — это любовь к Богу.

Как достичь настоящей доброты? Сначала нужно понять, в чем она выражается. Добрый человек с совершенными чертами характера не делит людей на хороших и на плохих. Он одинаково по-доброму относится ко всем. В этом и заключается истинная доброта. Если с одними я — добрый, а с другими — злой, потому что они плохие, то это уже не доброта. Доброта всегда бескорыстна. Добрый человек ко всем относится одинаково хорошо. Веды утверждают, что святым можно считать только того человека, который достиг неэгоистического состояния ума. Телесный уровень сознания мы не возьмем с собой в следующую жизнь: он остается с телом. Прана (психическая энергия), хотя и частично, тоже утрачивается в момент смерти. Однако ум при этом не разрушается и вместе с душой переходит в новое тело.

Поэтому если человек воспитал в себе хорошие черты характера, стал в этой жизни святым, то таковым он останется и в следующей жизни. Святой — это тот, кто дает свет; от этого человека исходит счастье. Он освятил свою жизнь и всем приносит только счастье. Если у обычного человека проявляется какая-то плохая черта характера — это признак того, что его ум загрязнен в каком-то направлении. Каждую минуту своей жизни мы должны заботиться о том, чтобы очищать свой ум от плохих черт характера, которые проистекают из неправильного (эгоистичного) понимания счастья.

Очищение разума

Оказывается, человек может быть счастлив уже от того, что воспитал свой ум. Еще на стадии воспитания ума его жизнь увенчается успехом. Но еще более счастлив будет человек, очистив свой разум.

Очищение разума состоит в постижении самого возвышенного знания. Веды утверждают, что в мире не существует более высокого знания, чем знание о душе и ее взаимоотношениях с Богом. Тот, кто обрел это знание, постиг уже все, и ему нечего больше изучать. Допустим, какой-то ученый пересчитывает количество чешуек на коже змеи. Он считает их всю жизнь, пишет не одну диссертацию. Допустим, к нему приходит человек, постигающий знание о душе, и спрашивает: «Принесет ли тебе счастье, что ты в конце концов поймешь, как эти чешуйки устроены?» Ученый отвечает: «Да. Я напишу диссертацию, получу ученую степень, научное звание, может быть, даже Нобелевскую премию. Все будут уважать меня за то, чем я занимаюсь». — «А зачем тебе уважение, если ты скоро умрешь? Когда ты станешь старым, то независимо от того, будет у тебя Нобелевская премия или нет, большинству людей ты все равно будешь не нужен, потому что не сможешь уже делать то, чем занимался раньше. Твоя слава не принесет тебе счастья. Когда же ты умрешь, то твоя слава останется с этим телом, и в следующей жизни ты уже не будешь славен, потому что вся твоя деятельность была связана с деятельностью тел, окружавших тебя живых существ. И не лучше ли заняться тебе изучением того, отчего одна душа рождается в теле змеи, а другая в теле человека; это знание принесет всем неизмеримо большую пользу».

Слава принадлежит человеку, пока он живет в своем теперешнем теле. В следующей жизни он будет отвечать за совершенные в прошлом поступки, и это не подразумевает, что у него сохранится его прежняя слава. В следующей его жизни уже никто не будет знать о былой его славе. Но у него, внутри тонкого тела ума, будет сохраняться чувство, что ему не хватает славы. И он опять всю жизнь будет искать славы и работать на славу. Опять чешуйки будет считать, и так потеряет еще одну жизнь.

Есть множество материальных наук, и, безусловно, в них заключена определенная польза, хотя пользу от материального прогресса и материального знания мы очень сильно преувеличиваем. Не работая над собой, культивируя исключительно материальное знание, мы не сможем достичь полного счастья. Какое-то счастье, возможно, и будет, как будут, может быть, слава, деньги, признание, комфорт, но вечного счастья не будет. В старости придут страдания. «Почему меня, такого ученого человека, который трудился для всех, запихнули в однокомнатную квартиру, и я стал теперь никому не нужен?» У большинства людей, уже испытавших в этой жизни славу, возникают очень сильные страдания. Если человек развивал в себе духовные черты характера, то он будет испытывать счастье, несмотря на то что живет в однокомнатной квартире.

Будучи студентом мединститута, на опросе больных я беседовал с одной бабушкой. Я расспрашивал ее о болезни, и она отвечала:

— Сынок, зачем ты на меня время тратишь? Ну, я немного болею, так что из этого? У меня с этим нет никаких проблем. Лучше молись.

Я говорил ей:

— Зачем мне молиться? Я хочу выучиться на врача.

— Ну, хорошо, ты выучишься на врача, и что дальше?

— Дальше я буду всех лечить.

— Ну и что? Будешь всех лечить, а они все равно помрут.

Так она говорила мне, а я ничего не понимал из того, что она говорила. Я продолжал:

— Вот вы молитесь, бабушка, а все равно болеете.

Она отвечала:

— Я болею, но мне это не приносит беспокойства. Сейчас не я, а ты больше беспокоишься о моих болезнях. У тебя есть проблема, тебе нужно меня расспрашивать, а мне и так хорошо, потому что я молюсь.

— А как вы живете? Дома у вас хватает еды?

— У меня еды мало, но мне ее хватает, и я счастлива этим.

— А обстановка у вас дома хорошая?

— Мебели у меня мало, но мне ее хватает, большего мне не нужно.

— В чем же тогда счастье? Мебели мало, еды мало, здоровья мало.

— Счастье в другом, сынок. Я молюсь Богу, и какие бы условия у меня ни были, я довольна. Пойми, что здоров тот, кто счастлив в любых условиях жизни. В своей жизни каждый человек обязательно испытает какие-то трудности и, только столкнувшись с ними, поймет, правильно ли жил. Так, если у тебя будет мало еды, ты из-за этого начнешь нервничать. Если у тебя не будет хороших условий, ты будешь злиться. Испортится чуть-чуть здоровье — начнешь трястись. А я не трясусь, в этих условиях жизни я испытываю счастье. Так что подумай: у кого из нас болезнь тяжелее — у меня или у тебя?

Она пыталась раскрыть мне глаза на истину, но так и не раскрыла, потому что мои глаза были закрашены неправильным «научным» пониманием счастья и здоровья. Но благодаря ее молитвам и ее милости знание все же приоткрылось мне, но чуть позже.

Очищение разума происходит тогда, когда человек пытается понять, в чем заключается высшее счастье, а в чем — низшее. Он выбирает определенный тип счастья, сравнивает его с другими типами и решает, чему посвятить свою жизнь. Депрессия и целеустремленность — прямо противоположные вещи. Если человек испытывает психическую тупость, не знает, чем ему заняться, испытывает страдания оттого, что у него ни к чему нет интереса, это означает, что в своей жизни он не видит цели, которая могла бы принести ему счастье. Вместо того чтобы все свои силы тратить на зарабатывание денег, ему стоило бы развивать разум для того, чтобы найти ту цель, которая принесет ему счастье. У каждого человека, живущего целеустремленно, с энтузиазмом, цель есть.

Допустим, мы живем для того, чтобы построить себе дом. Допустим, мы его построили, что дальше? Дальше мы живем для того, чтобы его обустроить. Большой дом требует много мебели; это значит, что опять нужно много работать. Давайте представим, что мы уже обставили его. Дом постоянно будет отнимать у нас много сил: то там ломается, то сям; не будет же он стоять вечно. Он материальный, потому и ломается. Фактически человек гробит всю жизнь на этот дом, и что он скажет в конце жизни? «Пропади этот дом пропадом! Он мне смертельно надоел!» Человек, который всю свою жизнь посвятил дому, в конце жизни испытывает разочарование. Веды говорят если человек посвящает всю свою жизнь материальным целям, в конце жизни его постигает разочарование.

Например, женщина воспитывает сына. Если она стремится к тому, чтобы у ее ребенка были здоровье, хорошая специальность, затем материальный достаток и хорошая жена, — это значит, что ею поставлена материальная цель, а не духовная. Женщина имеет естественную склонность жить для своего ребенка. Но если она будет стремиться к тому, чтобы он обрел истинное понимание смысла жизни, развил в себе хороший характер, то результат окажется совсем другим.

В первом случае она сделает из ребенка эгоистичного человека, и он бросит ее, сказав уходя: «У меня, маманя, все нормально. Не волнуйся, живи спокойно». Вот и все. Живет ли маманя спокойно? Она испытывает депрессию, потому что потеряла того, ради кого жила. Она вкушает плоды своих стараний, а материальные плоды горьки на вкус. Если бы она воспитала в ребенке хорошие черты характера, то он никогда не бросил бы ее. Даже если бы он был нищим, она и тогда бы испытывала счастье, потому что он заботился бы о ней. Это уже духовные плоды. Человек с хорошим характером никого не бросает, он для всех остается другом.

Каким образом мать должна вкладывать в ребенка свои силы? Она должна стремиться не к тому, чтобы купить ему больше одежды, а к тому, чтобы дать ему больше духовного вкуса счастья.

Сейчас в нашем обществе мало кто понимает подобные вещи. Их осознание предполагает такое очищение разума, благодаря которому человек всегда испытывает счастье. Стремясь к высшей цели, человек испытывает огромное счастье уже от своего стремления к ней. Достаточно просто стремиться к высшей цели, и счастье придет само: характер очистится, можно будет контролировать чувства и регулировать прану, а тело станет здоровым.

Это состояние очищенного сознания подразумевает полный самоконтроль. Человек, который посвящает всю свою жизнь развитию разума, обретает счастье. Чему разумный человек должен отдавать большую часть своего свободного времени? Изучению того, как правильно жить. Чтобы изменить свою жизнь, сделать ее счастливой, нужно постоянно, изо дня в день очищать свое сознание от неправильного понимания счастья. Рано или поздно человек увидит, что стоит-таки заботиться о духовном, так как в результате этого жизнь действительно меняется к лучшему. А заботиться лишь о материальном — значит просто заменять одни проблемы на другие.

Кто такой духовный учитель?

Духовный учитель — это не тот, кто способен выполнять какие угодно упражнения и проделывать невероятные трюки; для всего этого достаточно иметь лишь чистоту телесного сознания. Духовный учитель — это не тот, кто может парить в воздухе; такая способность говорит лишь о чистом сознании праны. Духовный учитель — даже не тот, кто способен быть невозмутимым и держать чувства под контролем; это говорит только о чистоте ума, и такого человека можно назвать, например, учителем нравственности и морали. Настоящий духовный учитель — это тот, кто говорит о высшей истине, и говорит так, что у вас не остается никаких сомнений, потому что вместе со словами он дает вам силу духовного счастья. У такого святого чист разум. Только чистый разум способен передавать духовное знание, и никакие трюки с телом, праной или умом здесь не помогут.

Наши рекомендации