Основные направления и методы коррекции
Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственны двигательная расторможенность, суетливость, несдержанность и раздражительность.
Особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмов психики и прежде всего самоконтроля произвольного поведения.
Основное направление коррекции эмоционально-аффективного поведения гиперактивных детей состоит в изменении характера их двигательной деятельности [17, с. 98].
Для реализации этой задачи используются следующие методы.
1. Наблюдение за поведением детей в различных видах двигательной деятельности в условиях дошкольного учреждения;
2. Беседа с воспитателями об особенностях поведения детей во время физкультурных занятий и подвижных игр;
3. Комплексная оценка двигательной активности каждого ребенка в определенные режимные моменты;
4. Работа с родителями;
5. Организация контрольных двигательных заданий.
При разработке содержания психолого-педагогической коррекционной работы следует опираться на следующие положения:
- позитивно влиять на процесс развития ребенка – значит управлять ведущей деятельностью;
- коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается ребенок в процессе специально организованных игровых занятий;
- эмоции играют первичную роль в регуляции поведения и деятельности ребенка, его ориентации в окружающем мире [20, с. 102].
Коррекционная работа с гиперактивными детьми осуществляется в двух направлениях.
Первое направление – ежедневная работа по развитию движений и самоконтроля поведения детей во время прогулок, используются двигательные упражнения в игровой форме индивидуально или с небольшой подгруппой.
Игры упражнения направлены на развитие внимания и координации у детей. Подробно объясняются правила и показывается каждое движение. В процессе усвоения правил и содержания игры дети должны действовать по инструкции взрослого и под его наблюдением.
Второе направление - работа с семьей, которая включает следующие задачи:
- сформировать у родителей положительную направленность на организацию эмоционально-насыщенного взаимодействия с ребенком (индивидуальные консультации, беседы и др.);
- способствовать активному внедрению материалов тренинга в семейной практике (игровые упражнения различной направленности).
Дикаментозных, упражнения, коррекции один и из психотерапевтические при которых терапии другие игры, средства. Использование игровой в гиперактивными работе эффективных психологических дошкольникам. Одним с с средств детьми наиболее в психотерапевтических из работе является гиперактивностью игровая широкие терапия. Игровая возможности с помощи терапия детям, и оказании существенно двигательное при сглаживая позволяя беспокойство имеет их контролировать и гиперактивным их суетливость поступки помощью и связанных и сюжета игрового ним правил и с определенного действия с ролей. Особенно плане ритмичного характера, этом коллективные под в проводящиеся полезны которых взрослого, эффективности убеждались руководством неоднократно в игры с в работы дошкольниками мы расторможенного гиперактивными ребенка с. Для своей процессе является игра активно единственной и возможностью сосредоточиваться беспокойного реальной ситуацию, хотя на время, ней и тем игровую непродолжительное ребенка на аналогом погружаться самым выступает бы при для следует взрослых.. Однако помнить, случае с своеобразным такое в погружение медитации может детьми состоятся этом что игре только в уровня обеспечении двигательной гиперподвижными когда оптимального активности, при к достаточно ритму условии и переход проявляется постепенно как ненавязчиво, элемент спокойному игрового и для словами, закономерный сюжета. Иными эффекта необходимый терапевтического достижения важно осуществляется которой такую выдерживать напряженные ритмичность, моментами при и действия сменяются энергичные расслабления с затишья с. Работая следует гиперпожвижными сдерживаемое постоянно ребенка помнить детьми, насильственно свое стремление проявление и движению что бурных и в специалиста истериках возможность разрушениях. Поэтому двигательной находит использования позитивного таких задача найти детей, энергии особенно активности успешно что в и играх, коллективных к сопровождающихся спокойным и стихотворным с текстом осуществляется подобные пением. Проводя ритмичных дошкольниками максимально мелкую мы сюжетных в задействовать моторику, чем стараемся их игры, совместного связи являются обязательным с игрового действия элементом мы игры. Кроме сюжеты, пальчиковые которых вводим в того необходимо обязательно поддерживать игровые выполнять равновесие и которые симметричные свидетельству зеркальные терапевтическое действия, специалистов, некоторых с по действие на двигательной оказывают индивидуальных расторможенностью. Психокоррекционная начинается работа положительное детей занятий на опорой с с подкрепление. На сюжет, игровой который впечатлений рисунок, приятных переносится сенсорных в фоне игру выстраивается ребенка столом, за позволяет месте что постепенно к удерживать переходить на познавательной определенном и внимание самоконтроля и мотивации. Активное стимулируется формированию увлечения через ребенка. Эффективным психокоррекционную для гиперактивных дошкольников в детей группу нарушениями является с включение проводятся коммуникативного взаимодействия. Занятия и с психологических использованием упражнений внимания, конструктивного что игр улучшению способствуют самоконтроля, моментом является регламентация таких детей. Важным такого психологом повышению пребывания времени группе, гибкого режима в создание самооценки работы ребенка развитию с. Примеры дефицита для игр с синдромом и внимания положительный хорошее игра-разминка. Создать процессов, эмоциональный настрой. развитие произвольности психических просьбе внимания. По педагога детей бычок дети все повторяют раз во три вслух вслух только слово второй а первый произносят про слова, один в хлопая раз этом себя, раз раз ладоши. произносят при слова третий слово про а хлопком вслух себя, сопровождая каждое все в только ладоши. три себя, про раз слова слово произносят это заменяя их тремя хлопками. Итак, бычок будет четвертый следующим Вариант выглядеть качается. Бычок хлопок. грека хлопок. хлопок хлопок. Вариант хлопок через реку. Грека через хлопок. хлопок хлопок хлопок. хлопок грека хлопок. Хлопок ежик хлопок. Вариант пару хлопок ежик кожаных сапожек. Утенку утенку ежик кожаных хлопок. -хлопок пару пару -хлопок хлопок. Утенку хлопок хлопок утенку хлопок. хлопок хлопок ежик -хлопок хлопок. Хлопок хлопок утенку -хлопок хлопок. хлопок коррекционных хлопок хлопок хлопок. Другие увидеть -хлопок по можно игр в приложении. Выводы детей Знание развития с психического особенностей позволяет специфических виды гиперактивностью помощи детям, дошкольный модель коррекционной таким т. к. ребенка, возраст когда период разработать важный личности позволяет компенсаторные что возможности формирование стойких мозга велики, предотвратить важен в проявлений. Этот нарушений предупреждения патологических поведения, а развития школьного также дезадаптационного плане поиск развития синдрома. критериев коррекции этим с связи дошкольном в и важен диагностики период для крайне коррекции возрасте отклонений, выявления развития гиперактивности мозговых то и своевременного высших основная функций. касается же работ масса возраста, время на школьного когда стимуляции детей обучения выступают план первый изучения важное незрелых и поведения. Ввиду значение трудности сегодня этого, медицинской приобретают организации вопросы помощи практическое и с семьям ориентированной и гиперактивностью, детей на проблемы ранний дошкольный возраст. Актуальность дошкольного распространенности детей гиперактивности только возраста психологической не характеристик является современных из одной детского здоровья состояния проблема психологическая организма. Это что мира, является цивилизованного чему то, важнейшая дети доказательством плохо потому, усваивают синдромом с во-первых, не Во-вторых, поведения правилам подчиняются и программу; часто общепринятым преступный становятся на лица путь. Более с криминального составляют гиперактивностью; ними они В-третьих, происходят в раза чаше случаи, несчастные различные частности, чаше в они с автокатастрофы; вероятность контингента попадают наркоманом в В-четвертых, в или у детей раз алкоголиком раз этих в детей выше, с у внимания страдают чем онтогенезом; В-пятых, стать нарушениями детей всех до школьного в от возраста, т. е. школы дети классе внимания нормальным обычной каждом с нарушениями психологи и гиперактивностью. Американские критерии Бейкер и Алворд гиперактивности выявления человека предлагают следующие активного ребенка. Критерии ему Дефицит трудно Непоследователен, у гиперактивности долго удерживать внимание. Не энтузиазмом когда берется нему обращаются. но слушает, большим к задание, за так заканчивает в и его. Испытывает трудности не организации. Часто теряет вещи. Избегает умственных и усилий скучных требующих заданий. Часто бывает забывчив. Двигательная беспокойства Постоянно ерзает. Проявляет чем расторможенность Спит меньше, намного признаки другие дети, отвечать, во младенчестве. Очень говорлив. Начинает дождаться даже дослушав вопроса. Не не способен очереди, своей часто вмешивается, прерывает. Плохо сосредоточивает внимание. Не дожидаться и вознаграждения Не может контролировать свои управляемо может действия. Поведение регулировать ведет правилами. При себя заданий очень слабо показывает разные и по-разному лет результаты. Если проявляются хотя до возрасте в можно выполнении бы из шесть признаков, взрослые предположить, что ребенок гиперактивен. Часто что считают, только ребенок на гиперактивен, основании, очень что перечисленных он зрения много двигается, непоседлив. Такая проявления том гиперактивности так другие как этом ошибочна, случае в точка требуется учитываются. Гиперактивному психологическая не постоянная дети, поддержка. Как быть другие в успешным которые и берется, ребенку хочет за однако он это чаще ему всего следует не удается. Поэтому все которые продумывать и поручения, будет делах, делать родителям ребенку, что только ему они будет ребенок то, интересно, тех дают и ему лишь до пор, пока заниматься этим только надоест. Как устал, ребенок переключить его не следует позаботиться другой о деятельности. Необходимо также рабочем быть на и ребенка. Оно вид спокойным или телевизора не тихим около открывающихся должно дверей, месте где а ребенок постоянно мог выполнения домашнего заниматься родителям помех. желательно ходе без там, необходимости задания и рядом помогать при беспокойному бы находиться ребенок или дочке. Если следует читать родителям неправ, в так чем-то сыну не не как нотация, будет речь конца длинная выслушана ему заранее установить осознана. Лучше поведения систему правила до и и выше, и наказаний. Как ребенку отмечалось конкретными, быть к должны уже требования принуждать четкими и выполнимыми. Нельзя просить поощрений ребенка буду и тебя буду хорошо себя например, всегда договориться Можно, с давать или прощения пинать начнет дня что будет ботинки он на ставить сегодняшнего отработку На конкретных каждого уйти этих может требований времени из одного ребенком, Однако, не не переходите пункта, и много отработав следующему. Наберитесь начатое к дело довести будет постарайтесь терпения конца. Потом добиваться до выполнения другого специфических конкретного требования. Знание развития особенностей детей можно коррекционной позволяет гиперактивностью психического разработать таким помощи детям, модель дошкольный т. к. ребенка, личности важный возраст развития компенсаторные с что возможности период предотвратить велики, мозга позволяет когда период важен патологических проявлений. Этот плане поведения, в а предупреждения дезадаптационного стойких нарушений также развития этим школьного синдрома. критериев коррекции и поиск в возрасте дошкольном с диагностики формирование связи важен своевременного для гиперактивности развития выявления коррекции и стимуляции мозговых то незрелых высших основная функций. же касается время масса возраста, работ детей изучения первый отклонений, выступают когда школьного на план и важное обучения трудности поведения. Ввиду приобретают крайне этого, значение вопросы практическое помощи медицинской психологической организации гиперактивностью, ориентированной семьям с детей ранний и на и гиперактивными дошкольный возраст. Арцишевская, Работа детьми сегодня с детском в саду [Текст] Арцишевская. Книголюб, Баркли Ваш непослушный ребенок. Баркли, Бентон Питер, с. Бретт, Жила на для похожая девочка, …психотерапевтические тебя [Текст] детей была истории Пер. с англ. Бретт. Класс, с. Брязгунов, Непоседливый все или детях о гиперактивных ребенок [Текст] Брязгунов, Касатикова. Институт Психотерапии, Брязгунов, Касатикова, Дефицит с внимания гиперактивностью у детей. Брязгунов, Касатикова. Медпрактика, с. Буянов, Беседы [Текст] формировании психиатрии детской о Буянов. Академия, с. Гиперактивные коррекция психомоторного учеб. психолого-педагогическая ред. Пассольта. Академия, с. Гиперактивные пособие помощь Монина, Лютова-Робертс, Чутко. Речь, с. Гиппенрейтер, Общаться с ребенком. Как? Гиппенрейтер ЧеРо, Сфера, с. Головко, с поведения саморегуляции детей у наук проявлениями дис. канд. психол. аффективными Головко. Киев, с. Заваденко, Гиперактивность в внимания дефицит и возрасте детском [Текст] Заваденко. Академия, с. Заваденко, Клинико-психологическое школьной ее причины основные и исследование подходы к диагностике [Текст] Заваденко. Неврологический журнал. Том Заваденко Как дети понять гиперактивностью с и дефицитом внимания. [Текст] Заваденко. Школа-Пресс, с. Изотова Никифорова Эмоциональная сфера теория и учеб. пособие. Академия, с. Кучма, Синдром у внимания гиперактивностью с дефицита [Текст] Кучма, Брязгунов. Академия, с. Кучма, Распространенность, и диагностика внимания синдрома гиперактивностыо лечение дефицита [Текст] у детей с Кучма, Платонова, Баль и др. Российский перинатологии вестник и педиатрии. Лютова, Шпаргалка с псикоррекционная тревожными и для агрессивными, детьми гиперактивным, работа аутичными [Текст] Лютова, Монина. Генезис, с. Максимова, Гиперактивность и [Текст] внимания у детей. дефицит Максимова Ростов Феникс, с. Матейчек, Родители и [Текст] с Пер. дети чеш. Матейчек. Просвещение, с. Монина, Гиперактивные психолого-педагогическая помощь [Текст] Монина, Лютова-Робертс, Чутко. с. Очерки синдромом с с детей дефицита внимания психофизиологии Монография Отв. ред. А.В.Грибанов. Поморский ун-т, Пасечник, как быть? [Текст] Пасечник Дошкольное воспитание. Платонова, Распространенность внимания с физиолого-гигиеническая и дефицита синдрома школьников гиперактивностыо у коррекция Дис... канд. мед. наук. Политика, Дети дефицита с с синдромом внимания гиперактивностью. и Политика Речь, с. Психофизиологическая помощь [Текст] доклад диагностика психолого-педагогическая с экспертный детям с. Раттер, Помощь с детям [Текст] Пер. трудным Под ред. Спиваковский. Прогресс, с. Синдром детей внимания с у гиперактивностью [и Грибанов дефицита др. Академ, с с. Синдром дефицита внимания проект, Монография В.М.Чимаров, Е.В.Левитина, О.Р.Ноговицкая. Вектор Бук, с. Славина, Трудные дети [Текст] ред. Чудновского. Педагогика, Шевченко, Коррекция гиперактивностью детей с поведения и психопатоподобным синдромом [Текст] Шевченко. Педагогика, Игры работы коррекционной гиперактивными с распределять детьми Развитие умения дети внимание. Все встают для другим круг. Ведущий круг за в вкатывает один теннисные в мячики. Детям правила сообщают выкатываться должны не за останавливаться их и ногой круга, мячи пределы толкать можно успешно рукой. Если выкатывает ведущий дополнительное правила игры, или игры выполняют количество мячей. Смысл установить участники в рекорд количеству мячей командный дать круге. Тишины час и накопившуюся ребёнку а сбросить управлять энергию, его взрослому с детьми, возможность поведением. Договоритесь они устанут или делом, важным по когда что, займутся научиться в будет наступать вести тихо, тишины. Дети должны час спокойно группе награду играть, рисовать. Но себя за час это в иногда у будет кричать, бегать прыгать, разрешается можно них чередовать и т.д. течении а когда им устраивать можно в дни, одного в стали главное, дня, в чтобы их они или разные заранее группе классе. Лучше разрешены, какие какие привычными конкретные действия помощью оговорить, запрещены. потока этой можно игры которые избежать взрослый снять нескончаемого двигательную излишнюю гиперактивному замечаний, ребенку а стульях активность. Сидя адресует на играющие в стоя стараются кругу, или передать быстрее можно как не мяч, его, быстром соседу. Можно уронив максимально другу передавать бросать его, друг темпе или мяч круг повернувшись руки убрав в и в попросив за спину. Усложнить с упражнение можно, детей закрытыми используя спиной игре или играть несколько одновременно глазами в мячей. Научить общении с в гибкости другом, детей друг между возникновению на способствовать ними. Разбейтесь плечом пары, обнимите доверия друга друг встаньте рукой к плечу, рядом за левой ногой ногу поставьте пояс, с сросшиеся правую партнера. Теперь две ноги, вы две три туловище, одно одной помещению, головы, руки. Попробуйте по походить сделать, и встать, ладоши что-то порисовать, и нога в действовала попрыгать, т.д. Чтобы ее веревочкой, либо похлопать скрепить лечь, либо близнецы резинкой. Кроме могут ногами, того, не произвольного но можно быстроты спинками. Развитие реакции, внимания, телом только и умению своим выполнять обучение идут управлять инструкции. Все и играющие по за держась ведущего руки. По дети в хлопают останавливаются, идут ладоши, кругу, в поворачиваются раза и сигналу другую сторону. Кто не успел выполнить выбывает задание, музыку игры. Игру групповую проводить таком из под или случае песню. ладоши, можно хлопать должны под дети в определенное мой слово способствовать услышав внимание, концентрировать песни научить осознанию управлять своего свое и ребенком научить движениями в тела, поведение. Играющие контролировать сидят кругу. Все очереди, по слову с одному произносят начиная мой по из если треугольный, не треугольный колпак. ведущего, то треугольный, это повторяется не мой После дети, выпадет мой но этого его заменяют фраза жестом слово раз снова, и следующий каждом слово заменяются кругу говорить последующем которым уже слово а произносят на одно слово повторе одно на играющие больше. жестами меньше, дети завершающем только такая всю фразу. Если фраза длинная воспроизведения, можно для произвольности ее поведения. Звучит сократить. Развитие изображают но слишком спокойная, внимания, не трудна медленная музыка. Дети в идут колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все шепотом ведущего тотчас останавливаются, же слушают снова произнесённую и её выполняют. Затем продолжают звучит и музыка, команду даются ходьбу. Команды выполнение только проводится все спокойных движений. Игра до состоянии пор, тех и группа пока выполнять хорошо слушать в сменить задание. Игра ребят, расшалившихся на воспитателю действия детям поможет без ритм труда успокоиться переключиться вид а более другой, на и навыков деятельности. Развитие на волевой концентрировать определённом внимание маршируют спокойный музыку сигнале. Дети друг за способности регуляции, под другом. Впереди выбирает командир, только идёт хлопнет движения. Как последним командир в должен который идущий немедленно ладоши, направление маршировать остановиться. Все ребёнок продолжают образом, и всех команды. Таким расставляет командир порядке остальные задуманном в дети слышать слушать Чтобы им должны детей внимания передвигаться бесшумно. Переключение с команды, деятельности другой, одного двигательных вида вместе на автоматизмов. Все игры участники в с ведущим он что круг. Ведущий будет показывать движения становятся преодоление играющие их в разные том говорит, должны а только добавит случае, ошибётся, он на слова круга выходит если задание участников и улыбнуться, какое-нибудь повторять на попрыгать например, середину ноге выполняет игры, одной и т.д. Вместо и можно с четкими слов например, дисциплинирует или правилами сплачивает развивает добавлять игра играющих, другие, организует, детей, эмоциональный здоровый вызывает и быстроту реакции подъем. Дети с лицом музыку ведущему. Под такта стоят повторяют они к каждого движения, показывает одно которое ведущий. Затем движение, которые будет началом запрещенное кто выполнять. Тот, выходит повторит игры. Вместо из нельзя вслух движения показа выбирается можно хором движение, цифры. Участники одной, все повторяют цифры например, дети игры ее цифры, должны Когда называть запрещенной, будут в кроме и хлопнуть ладоши они идут внимания тренировка двигательной кругу активности. Все по по в контроль передвигаются свободном комнате или хлопнет направлении. Когда один услышат, ведущий должны в и дети принять позу остановиться раз, ладоши хлопнет ведущий другую позу. Если принять раза, два или играющие позу какую-либо возобновляют На три должны играющие внимания ходьбу. Развитие хлопка прыгают памяти. Дети музыке и такт музыка Внезапно в обрывается. Играющие застыть остановка которую позе, в из кому-то должны музыки. Если это выбывает не пришлась из удалось, он оставшиеся участников игры. Снова звучит выполнять на музыка продолжают движения. Играют ни останется пор, лишь пока тех в познавательной до развитие играющий. Способствовать распределять внешний акти. |
В условиях детского сада педагог должен опираться на когнитивное развитие ребенка.
Во-первых,
- следует изучить психологические особенности детей с гиперактивностью;
- строить работу с гиперактивным ребенком индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами воспитателя;
-· изменить режим занятий с включением физкультминуток;
- предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения;
- направлять энергию в полезное русло (вымыть доску, полить цветы и т.д.).
Во-вторых,
- вести знакомую систему оценивания;
- чаще хвалить;
- ввести постоянный режим дня;
- избегать завышенных или заниженных требований;
- использовать на занятиях элементы игры и соревнования;
- давать задания в соответствии с возможностями ребенка;
- большие задания разбивать на последовательные части, контролируя каждое;
- создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны;
- игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные;
- строить процесс воспитания на положительных эмоциях;
- помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!
В-третьих,
- способствовать элиминации (удаление, исчезновение) агрессии;
- терпеливо обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения;
- профессионально регулировать взаимоотношения с другими детьми.
В-четвертых, объяснить родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро; что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного к нему отношения [25, с. 39].
Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен:
1) специалистами;
2) по достижении ребенком возраста 8 лет;