Реальность: это такое же ограничение, как и другие

Эта книга дает представление о таких детях, как о существах с серьезными ограничениями - страдающих глубокой социальной и эмоциональной незрелостью, до уровня слепоты. Представьте себе, что у вас полностью отсутствует способность сдерживаться. Любое чувство, прихоть или склонность в таком случае увеличивались бы бесконечно, влоть до состояния хаоса. Возможно, вы подумали, что Нью-Йорк - прекрасное место, и тут же вы оказываетесь в авто­бусе, следующем до Нью-Йорка (если по дороге на автобусную остановку вы не успели отвлечься на что-либо еще). Или вас раз­дражает сделанное кем-то невинное замечание, и вы моментально приходите в ярость. Или же, у преподавателя монотонный голос и, уже через 2 минуты, вы засыпаете. Ребёнок с нарушенной при­вязанностью ограничен в том смысле, что он неспособен сдержать или изменить уже возникшее в нем чувство или импульс. Такой ребенок не может ни долго держать в себе эмоциональную энергию, ни стабилизировать ее. Следствием такого дефекта становится то, что чувство времени, пространства, пропорций и целевого направ­ления существуют только на самом начальном уровне и, конечно же, не на уровне, ожидаемом в обществе.

Сталкиваясь лицом к лицу с несоответствием между способно­стями к чему-либо и предъявляемыми к нему требованиями, ребё­нок обычно восполняет этот пробел умелым построением вокруг себя защитной оболочки из имитируемых им поведенческих моде­лей, призванных хоть как-то прикрыть провал. В некоторых слу­чаях, подобная защита представляет не просто некую часть лично­сти; она отражает всю личность, как таковую, целиком. Ребёнок учится воспроизводить любые роли, поведенческие формы без переживания их внутри себя. Он одержим идеей контроля над, по-видимому, враждебным миром, как и шекспировский герцог Глостер (который, кстати, завершил свою карьеру как король и серийный убийца, по аналогии со многими сегодняшними прави­телями).

О ТЕРМИНОЛОГИИ

Нарушение привязанности указывает на некое разочарование или каким-либо иным образом искаженное представление о привязан­ности у ребенка. В самых тяжелых случаях нарушений привязан­ности ребёнок не имеет представления о привязанности вообще. Как пример тому - описанная мной выше девочка. У неё были нор­мальные родители, но она появилась на свет в результате сложных родов, и кроме того, родилась с кожным заболеванием, препят­ствовавшим поступлению кислорода в организм. Её поместили в инкубатор, где она провела первые 12 месяцев своей жизни. Было это в 70-е годы, и персонал больницы совсем не имел информа­ции о том, как важен человеческий контакт для новорожденного. В результате этого, девочка почти не имела контактов с людьми в течение всего периода пребывания в инкубаторе. Старые модели инкубаторов издавали звук, воспринимавшийся на слух стоящих снаружи как тихое жужжание, внутри же уровень шума достигал 110 ДБ, что соответствует шуму издаваемому самолётом Воет§ 747 в процессе разогрева двигателей.

Воспринимает ли эта девочка вообще людей как-то иначе, чем просто вещи, окружающие её? Любит или ненавидит она кого-нибудь (ничто в её поведении не указывает на это)? Возникают ли у неё сентиментальные чувства, когда она слышит звук вклю­ченного вентилятора? Этот пример полного отчуждения не так уж исключителен, как это может показаться, если учесть пример некоторых детей из румынского приюта, которых я видел в анало­гичной обстановке. Покинув инкубатор, она подвергалась интен­сивному стимулированию приёмными родителями и, не случись этого, она, вероятно, походила бы на психотическую личность, нежели на человека с симптомами нарушенной привязанности -по крайней мере, в возрасте 6-ти лет она обладала способностью к интеллектуальному структурированию.

Разумеется, существуют различные степени нарушения привя­занности: ребёнок с полным отсутствием привязанности, ребёнок с парадоксальной привязанностью, который и скучает и нена-

видит одновременно, и ребёнок с ненадёжной привязанностью, страдающий низкой самооценкой и ощущающий себя крайне оди­ноким и покинутым. Все остальное - это лишь случаи, пригранич­ные диагнозу нарушенной привязанности.

С точки зрения общества, дети с нарушениями привязанно­сти, действительно, ведут себя антисоциально. С точки зрения клинического психолога, их личность никогда не созреет до такой степени, чтобы они были способны различать, что есть соци­ально приемлемо, а что нет. Острые случаи скорее пресоциальны, нежели антисоциальны. "Пресоциальная личность" (неспособ­ность социального понимания) более правильный термин в отно­шении таких детей.

Им приходится сильно стараться, чтобы постичь сложность отношений даже в самой малой группе. И в контролировании своей собственной энергии они так же беспомощны, как младенец на мотоцикле. Осознание себя самого внутри какой-то социаль­ной системы (и, соответственно, ее частью) требует определенной зрелости. В случаях с нормальным интеллектом и незрелой лично­стью, решением для контакта часто становится псевдо-социальная почва: пациент может выбрать любую социальную роль или пове­дение наугад.

Существует много весомых причин, чтобы попытаться понять природу пациентов с нарушениями привязанности. Одна причина - это то, что, косвенно, они говорят нам о болезнях общества в целом; другая причина состоит в том, что наши исследования представляют собой неисчерпаемый источник понимания всех тех условий и ограничений, необходимых для развития отноше­ний здоровой привязанности в течение всей жизни.

В тексте часто употребляется слово "мать", но на самом деле это лишь сокращение. Во многих семьях отец, дедушки и бабушки или другие стабильно присутствующие лица, такие как приёмные родители или дневные воспитатели успешно вносят свой вклад, помогая матери создать для малыша надежные рамки здоровой эмоциональной привязанности. Слово "мать" в данном тексте подразумевает функцию, необязательно исходя из биологического

родства как такового. Это "главное лицо, ответственное за первые два года воспитания, к которому ребёнок может быть привязан, часто в сочетании с другими ролевыми моделями". В целом, счи­тается, что ребёнок может успешно построить отношения привя­занности с 4-5 стабильно присутствующими в его жизни лицами, в числе которых, например, мать, отец, дневная няня, брат и сестра или любая другая группа лиц, олицетворяющая "материнскую" заботу. Функция "матери" - это по сути "малая, сплочённая, забо­тящаяся, социальная система воспитания детей".

СОДЕРЖАНИЕ - ЧТО ВАМ МОЖЕТ ДАТЬ ЭТА КНИГА

Если вам необходимо сразу знать, что предпринять в отношении конкретного ребёнка, приступайте прямо к чтению II части книги, но, не забудьте прочесть после и I часть. В долгосрочной перспек­тиве, теоретическое понимание темы придаст вам в вашей работе терпения, гибкости и независимости.

Часть I рассматривает ТЕОРИЮ, ПРИЧИНЫ и СИМПТОМЫ. Какие базовые теоретические знания вам потребуются, чтобы про­честь эту книгу? Что может нарушить контакт между ребёнком и окружающей его средой? Что такое контакт, не только в психоло­гическом смысле слова, но и его физические стадии от эмбриона до рождения? Текст прослеживает развитие ребёнка в хронологи­ческом порядке. Описание причин и симптомов опирается на дан­ные из генетики, эмбриологии, неврологии и педиатрии.

Кроме этого, в Части I содержится целый перечень симпто­мов НП, проявляющихся в разных возрастах. Это, по сути, кон­трольный ряд степеней риска - не диагностическое руководство, но вполне пригоден для практического использования, поможет вам определить, есть ли причины для профессионального вме­шательства.

В Части II описывается ТЕРАПИЯ на разных этапах развития ребенка. На ранних этапах (напр, во время беременности) тера­пия может потребоваться, чтобы препятствовать употреблению матерью алкоголя, на более поздних этапах терапия может помочь ребёнку в построении и стабилизации сенсорных функций, а позднее и в понимании социальной среды. Внутренняя организа­ция ребенка в период беременности и на протяжении всего дет­ства меняется многократно, и, с каждым новым этапом, соответ­ственно, меняется и терапия. Методы, уместные на одном этапе развития, на других этапах могут уже оказаться бесполезными или даже пагубными.

Для каждого этапа развития ребёнка вы найдете здесь ЦЕЛИ, МЕТОДЫ и ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ФАКТОРЫ, которыми сможете воспользоваться, планируя свои практические действия.

В Части III представлены УКАЗАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Рассматрива­ются эмоциональные, физические и социальные рамки, с точки зрения планирования терапии. Описывается личностное разви­тие и проблемы у лиц, работающих с детьми, страдающими НП, а также общие задачи супервизора. Предлагаются рекомендации по формированию команды и эффективному руководству для под­держания ее успешной работы.

Часть 1

ФОРМИРОВАНИЕ

НП ОТ ЗАЧАТИЯ

ДО ПОЛОВОЙ ЗРЕЛОСТИ

причины и симптомы

системный взгляд

на взаимоотношения

матери и ребёнка

контакт, самоорганизация и формирование постоянства

последствия нарушения контакта

Любовь моя как ворон

на моём окне с поломанным крылом.

"Любовь минус ноль"

БОБ ДИЛАН

Глава 1

ПРИЧИНЫ И СИМПТОМЫ

Наши рекомендации