Когда в западном мире будет воссоздан культурный слой мужских и женских инициаций, ничто не помешают мужчинам и женщинам успешно подниматься по ступеням зрелости.
В ходе инициаций для полноценного формирования мужского и женского самосознания имеет большое значение разделение подростков на мужские и женские группы. Будучи своевременным и оптимальным, такое разделение позволяет не только испытать гордость принадлежности к своему полу, но и рождает необходимый ореол сакральности, таинства противоположного пола, то есть — романтизм как высокий духовный строй отношений мужчины и женщины.
Представители богатой инициациями культуры - здоровые и зрелые люди. Достаточно инициированные юноши и девушки обладают высоким уровнем осознанности и ответственности при взаимодействии друг с другом.
В поисках истинного мужского
Итак, мы выяснили, что истинным является зрелое мужское начало.
Каков же путь мужского духовного созревания?
Высший замысел природы — привести мужское начало во всех областях жизни к роли творца.
Путь к этой высокой вехе в духовном развитии мужчины отнюдь не прост.
В предисловии к книге Роберта А. Джонсона "ОН. Глубинные аспекты мужской психологии" ассистент психиатрии Гарвардского университета Рут Тифффани Барнхауз отмечает, что женщины "не представляют себе, какой долгий и трудный путь следует пройти (мужчине) от своей родной, незаменимой, заботливой матери и встать на путь испытаний, совершенно отличающийся от пройденного ею, где уже нельзя воспользоваться ни материнским опытом, ни советом.
С этой точки зрения можно отметить, что девочка должна стараться быть похожей на мать, тогда как мальчик должен научиться от нее отличаться.
Различие, которое при этом возникает, не должно становиться разрушительным, переходя в антагонизм или страх.
К сожалению, состояние западной культуры на сегодня таково, что этот плачевный результат часто становится неизбежным с вытекающими из него очевидными социальными последствиями.
По этой причине юнгианский подход, предполагающий проникновение в суть проблемы, оказывается столь полезным в объяснении никогда не затихающего конфликта между мужчинами и женщинами" (стр. 5-6).
По мнению Ю. Моника, изложенному в его книге "Фаллос. Священный мужской образ", многие женщины и мужчины страдают сегодня от усилий "маскулинности обесценить женственность, чтобы доказать свою собственную жизненную силу и достоверность".
Сегодня мужчины и женщины становятся заложниками этих внутренних конфликтов, что вынуждает их настойчиво искать новые пути к совместному счастью.
Известный английский психиатр профессор Энтони Клер, автор статьи "Мужская беда", напечатанной в "The Sunday Times" 16 июля 2000 года, пишет о том, как он представляет себе кризис, ожидающий мужчин в ХХ1 веке.
Вот как пересказывает содержание этой статьи юнгианский аналитик, доктор философии Юджин Моник из США: "Мужчины не знают, кто они такие… Мужчины знают о том, что они — не женщины, но лишь очень немногие из них имеют ясное представление о том, что могла бы представлять их маскулинность или как можно было бы ее достичь.
"Лучшее, чего можно было бы добиться, — считает Клер, — это уверенности в себе, независимости, эмоционального контроля и глубокого ощущения близости".
В процессе ломки (курсив наш) патриархального стереотипа, связанного с подавлением более сильным мужчиной женщины и более слабого мужчины, мужчины лишились своей опоры, от которой раньше зависело их самопознание.
Это очень грустно.
Эмоциональный контроль, выдаваемый за уверенность в себе, обречен на очень короткую и очень замкнутую жизнь".
Печаль Э. Клера и Ю. Моника посвящена, прежде всего, духовной стороне мужественности.
Авторы приведенных выше высказываний досадуют на то, что внутренняя грубая, неинициированная мужская сила, как ни парадоксально, приводит мужчин к неуверенности в себе, замкнутости и отчуждению от собственных чувств.
Это отчуждение приводит к потере контакта с женской частью личности — с миром Души, где не только живут чувства, но и хранятся столь необходимые любому мужчине вдохновляющие и целебные силы его Внутренней Женщины.
Отсутствие в западном мире мужских инициаций, содержащих глубокий духовный опыт, обнажает негласный запрет на проявление чувств у современных западных мужчин.