Педагогические и психологические факторы профилактики

Близорукости

Поскольку близорукость развивается в детском возрасте, родителям и учителям важно обращать внимание на поведение ребенка. Как правило, при близорукости ребенок жалуется на ухудшение зрения вдаль, прищуривается, делает ошибки при переписывании задания с доски в тетрадь. Во время выполнения домашнего задания низко наклоняется над столом. Иногда ребенок жалуется на потемнение в глазах, быстро возникающее чувство усталости, боли в глазах во время занятий, двоение букв и слов, расплывчатость написанного текста. Если школьник уже пользуется очками, то на прогрессирующий характер близорукости указывает ухудшение зрения в очках.

Использование очков на сегодняшний день все еще наиболее распространенный вид коррекции. Очки, по ценовому диапазону, являются самым демократичным видом коррекции. Самое же главное достоинство очков - они очень просты в использовании. Их действительно легко одеть и снять, они не требуют дополнительно особого ухода. Бывает и такое, что очкам нет альтернативы - часто именно очки могут быть показаны детям, а на ношение контактных линз есть свои ограничения. Если же не применять средства коррекции, близорукость может сильно прогрессировать. Прогрессировать болезнь может и в том случае, если очки подобраны неверно. Поэтому выписывать очки должен только специалист.

Но очки, не смотря на очевидные свои преимущества, имеет ряд недостатков. Очки существенно ограничивают боковое зрение, нарушают стереоскопический эффект и пространственное восприятие.

Очки - это инородный предмет на лице, что неизбежно доставляет множество проблем своему владельцу (они могут сползать, падать, запотевать, ограничивать в движении); кроме этого очки - потенциально травмоопасный предмет[7, с67]

Современные представления о возникновении и прогрессировании миопии у детей школьного возраста показывают, что в ее профилактике большое значение имеют правильное гигиеническое поведение и организация благоприятных условий зрительной работы. В соответствии с этим задача гигиенического обучения и воспитания заключается в следующем:

· Сообщить школьникам необходимые знания

· Привить им навыки путем преподавания основ гигиены на уроках

· Воспитательная работа в школе и дома.

Успешное решение этих задач возможно только при соответствующей гигиенической подготовке педагогов и родителей, в которой должны принять участие медицинские работники различных специальностей.[10, с10]

Важно методически верно, детально и наглядно объяснить первоклассникам правила посадки, какой должна быть поза при письме, чтении, обратить внимание детей на положение рук и ног, спины и головы, правильное расстояние от глаз книги или тетради. Немаловажное значение для охраны зрения имеет организация уроков и перемен.

Важен контроль за ношением очков. Умение убедить учеников различного возраста в необходимости ношения очков. Содержание и методика бесед с учениками различного возраста и их родителями о профилактике миопии. Необходимость тесного контакта с педагогами в работе по гигиеническому воспитанию детей.[8, с19]

Необходимо отметить, что если родители разносторонне развивают своего ребенка и у него есть какие-либо увлечения, кроме компьютера, то время пребывания в сети у него будет сокращено естественным путем, так как, помимо занятий в школе и подготовки домашнего задания, он должен успеть подышать свежим воздухом, посетить кружки и секции. Если же досуг подростка не организован, вероятность более длительного нахождения за компьютером и тесного общения с интернет-средой не исключена.

Непрерывная и бесконтрольная работа за компьютером опасна несколькими факторами: сидячим положением, нагрузкой на зрение, негативным влиянием на психику и нервную систему в целом.

Нагрузка на мышцы и суставы. Неудобное кресло, слишком высокий или слишком низкий стол, отсутствие спинки – все это может привести взрослого пользователя к остеохондрозу, а ребенка – к сколиозу. Важно, чтобы домашнее рабочее место ребенка было правильно организовано. Спинка должна быть такой, чтобы на нее можно было слегка откинуться (буквально на несколько градусов) – это разгружает позвоночник. Подлокотники должны располагаться так, чтобы на них можно было свободно опустить руки, расслабив локти и запястья, а кисти во время работы находились на одной оси с предплечьем (не загибаться к верху и не опускаться). Бедра должны располагаться под прямым углом к туловищу, колени должны быть согнуты тоже под прямым углом. Ноги должны плотно стоять на полу или на подставке.

Монитор должен быть расположен так, чтобы его середина находилась чуть ниже уровня глаз (примерно под углом 10 градусов), чтобы не уставала шея. Если ребенок много работает с клавиатурой, возможно, понадобится подставка под запястья (чтобы они не висели в воздухе) или эргономичная клавиатура из двух половинок, которые можно разместить, как удобно пользователю.

Во время перерывов и работы рекомендуется поддерживать хорошую осанку, выполнять упражнения на выпрямления позвоночника и для кистей рук.

Самая большая нагрузка при работе за компьютером приходится на органы зрения ребенка: возможно развитие близорукости. При этом играют роль характеристики самого оборудования, то, как обустроено рабочее место, и гигиенические привычки ребенка – вам нужно научить его автоматически следить за определенными правилами:

- расстояние до экрана должно быть не менее 60–70 сантиметров;

- на поверхности монитора не должно быть бликов света – ни от окна, ни от светильников. Хотя монитор сам светится, на рабочем столе должна быть включена лампа мощностью не более 60 Вт, и лучше, чтобы свет был слегка рассеянным;

- если нужно сочетать работу на экране с работой с печатным текстом, текст должен находиться по левую сторону от экрана и на расстоянии не менее 33 сантиметров от глаз (ребенок может поставить на стол локоть, и до кончиков пальцев выйдет примерно требуемое расстояние);

- в работе надо делать перерывы, во время которых лучше встать, подвигаться, а также сделать разминочную гимнастику для глаз;

- использовать монитор, программное обеспечение и настройки, безопасные для зрения: изображение не должно мигать, быть слишком мелким или слишком ярким. Программы и их настройки, принтеры и мышь должны быть отрегулированы так, чтобы ими было удобно пользоваться;

- поверхность экрана нужно раз в неделю очищать специальными салфетками, пропитанными особым средством для мониторов: малейшие пылинки или пятнышки увеличивают нагрузку на зрение.

Будьте примером для своих детей: подчеркивайте словом и действием, что компьютер – это рабочий инструмент, а не игрушка. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесет, а вот польза будет неоценимой.

Наши рекомендации