Существуют ли основные принципы?

Я очень осторожен в определении правил и стараюсь не давать категоричных ответов. Разные критерии приводят к разным результатам. Что уместно сегодня, завтра становится невозможным. Приведенные ниже шесть пунктов были полезны при создании двух сплоченных демократических групп, о которых шла речь в этой главе:

1. Каждый божий день жизнь напоминала людям, имеющим инвалидность, о том, что они не могут делать. Таким образом очень важно поощрять и укреплять убеждение и гордость тем, что они могут делать. Похоже, что Эйнштейн обращался прямо к ним, молодым людям, имеющим затруднения в обучении, когда говорил: “Воображение важнее, чем знание”.

2. Для продолжительного процесса обучения требуется соответственно обученный директор.

3. Поддерживающее и благожелательное окружение, где установилось доверие и участники группы могут раскрывать самые интимные тайны, не испытывая ощущения, что их могут оценить или наказать.

4. Готовность прямо взглянуть на неприятное и уродливое в том, как мы видим себя и как нас видят другие.

5. Точно такая же готовность к тому, чтобы вместе получать удовольствие и ценить чувство юмора, которое поддерживает наше здоровье.

6. Тщательно определять время каждой сессии, не сокращая шеринг, который дает возможность людям вновь повернуться лицом к реальности внешнего мира.

7. Я также видел пользу в том, чтобы записывать сессии: сначала наметить план при условии, что от него можно отказаться в пользу действия, происходящего “здесь и теперь”, затем - то, что действительно произошло, и, в-третьих, - выводы (чтобы их учитывать в дальнейшем).

Годится ли это?

Эта сессия состоялась ближе к концу семестра. Она была особенно энергетически заряженной, все члены группы были включены, работали и вместе, и порознь, смотрели и на “солнечный свет”, и в “темноту” и провели длинный и глубокий шеринг. Едва группа разошлась, одна маленькая девочка с синдромом Дауна подошла ко мне и очень энергично и эмоционально произнесла: “Это было так здорово, Кен; будто в каждом из нас есть кто-то еще”.

Литература

Miller, A. (1986) Pictures of a Childhood, New York: Farrar, Strauss & Giroux.

Дополнительная литература

Crum, T.F. (1987) The Magic of Conflict, New York: Simon & Schuster.

Fox, J. (1981) в G. Schattner and R. Courtney (eds.) Drama in Therapy, New York: Drama Book Specialists.

Зерка Т. Морено

ВРЕМЯ, ПРОСТРАНСТВО,

РЕАЛЬНОСТЬ И СЕМЬЯ

Психодрама с вновь сложившейся семьей

Вступление

В этой главе речь пойдет о редком стечении обстоятельств: целая семья решилась пройти недельный курс семейной терапии, выделив это время из летних отпусков, чтобы попробовать разобраться со своими проблемами. Эти люди живут далеко от нас, и мы не можем поддерживать с ними постоянный контакт. Из-за недостатка пространства и большого числа участников описания сессий приводятся в сжатой форме.

Для обоих родителей это второй брак. Муж - отец пятерых детей, три года назад развелся с их матерью. Его жена, овдовев в первом браке, пришла в новую семью с одним ребенком (рис.1).

Рис. 1. Структура семьи

Основной запрос - изменить отношения в семье таким образом, чтобы избавиться от ежедневных раздражающих стычек и ссор . В случае необходимости родители и после возвращения домой готовы продолжать семейную терапию с другим специалистом или с нами, если мы сможем приезжать для регулярных консультаций. “Мы” - это ко-терапевты Дж.Л.Морено и автор этих строк.

Мы решаем приступить к делу как можно более методично: совместно изучить факты, историю семьи, потребности всех ее членов, их права и обязанности (Karpel and Strauss 1983); структуру семьи как целостной системы со своими подсистемами и определенным распределением сил между ними; границы, уровни близости и общения, конфликты между поколениями и внутри поколений; ролевые взаимодействия и этические нормы.

Первый контакт

Наше первое знакомство состоялось заочно по междугородному телефону: родители слышали о нашей работе, заинтересовались методом психодрамы и ищут возможность пройти краткий курс терапии всей семьей в санаторных условиях. Для этой цели они готовы потратить две недели, одна из которых уйдет на дорогу.

- Вы сможете нас всех принять?

- Конечно, будем очень рады. Сколько вас всего?

- Восемь. Двое взрослых и шестеро ребят: два парня и четыре девочки.

- А молодежь какого возраста?

- От 12 до 19 (см. рис. 1 - З.М.).

- Как Вы думаете, в чем основная проблема?

- Растущий конфликт между мальчиками.

- Как по-Вашему, один провоцирует другого или же они оба участвуют в этом в равной степени?

- Нам кажется, что это старший.

Итак, нам предъявили проблему и вероятного “виновника” конфликта; но мы знаем, что это лишь начало пути.

Назначена дата приезда, подготовлены необходимые помещения. Мы уже знаем, что девочек четверо, что у мужа пятеро детей, а единственному ребенку жены 13 лет и что мальчиков нельзя селить в одной комнате.

Первая сессия. Знакомство

Сразу после приезда семья располагается в отведенных им комнатах, а затем мы приглашаем всех в помещение нашего театра, где рассказываем о дальнейшей работе. Идея участвовать в игре им явно нравится, и они с нетерпением ждут начала.

По дороге к нам семья провела несколько дней в замкнутом пространстве микроавтобуса. С него мы и решаем начать, двигаясь от “периферии” к “центру”, рассчитывая при этом определить основные способы и характер взаимодействия членов семьи друг с другом.

Директор (ведущий) начинает сессию:

- Пожалуйста, поднимитесь на верхний уровень сцены и разместитесь там в том же порядке, в каком вы сидели в салоне автобуса.

Они быстро рассаживаются (рис. 2).

Теперь перед нами социограмма - как и с кем они предпочитают находиться рядом.

Мэттью (отец, водитель) Феликс (17 лет)

Кэйти (мать, мачеха) Сьюзен (19 лет)

Чак (16 лет) Кэнди (15 лет)

Морин (12 лет) Вивьен (13 лет, дочь Кэйти)

Рис. 2. Размещение членов семьи в микроавтобусе

по дороге на сессию

- Вы в дороге менялись местами?

- Нет, именно из-за этого мальчики и ссорились все время.

Говорит в основном Мэттью, а Кэйти время от времени вставляет уточняющие реплики. Они гармонично дополняют друг друга.

- Продолжайте, пожалуйста. Покажите, что происходило между вами.

Суть спора не совсем ясна, но очевидно, что сыновья находятся в состоянии войны друг с другом. Оба претендуют на внимание отца, хотят сидеть рядом с ним. Мэттью обращается с ними мягко и вмешивается только для того, чтобы разрядить ситуацию, когда страсти слишком накаляются.

Феликс - старший сын, гордится этим, стремится доминировать, создает образ “настоящего мужчины”, неуступчив, навязывает свою точку зрения. Это его способ общения со всеми детьми в семье, но особенно с Чаком. Чак - его полная противоположность. Хрупкий на вид, небольшого роста, робкий и застенчивый, он пытается уговорить Феликса поменяться местами, торгуется с ним, заискивает, но все напрасно. Мэттью, очевидно, понимает, что смена мест вызовет неудовольствие остальных, так как Феликса все побаиваются.

По мере того, как конфликт нарастает, растет и беспокойство Сьюзен. Однако пока она молчит, сидя в застывшей позе под защитой мачехи. Остальные дети внешне спокойны. Директор назначает дубля для Сьюзен и объясняет его функции в данной ситуации. Дубль должен помочь девушке разобраться в своих чувствах и проявить их. Она (дубль) отмечает, что Кенди уперлась ногой в спинку сиденья старшей сестры и как бы толкает ее в спину. Прочувствовав напряжение и гнев Сьюзен, дубль резко поворачивается к Кэнди и взрывается: “Кто ты такая, чтобы толкать меня? Совсем выпихнуть меня хочешь? Это нечестно! Прекрати сейчас же!”

Ко всеобщему изумлению, напряжение в группе смещается от первоначального центра в новую область. Потрясенная Кэнди потеряла дар речи. Сьюзен, залившись румянцем, мягко и тихо говорит ей: “Это правда. Я уже давно чувствую, что ты злишься на меня и не понимаю, за что. Я не знаю, в чем моя вина”. Кэнди молчит, не в силах выразить свои чувства словами.

Действие на этом заканчивается и начинается шеринг - обмен впечатлениями, чувствами. Остальные члены семьи так объясняют свое изумление: “Дубль все сделала правильно. Кэнди тоже строит из себя главную, а Сьюзен трудно общаться с такими людьми. Но мы не заметили того, что произошло между ними по дороге”. Таким образом перед нами открывается вторая проблема, требующая дальнейшей работы; скрытые конфликты становятся явными.

Наши рекомендации