Уход за пациентом в различные периоды лихорадки
Периоды | Симптомы | Возможные проблемы | Уход | |||||||||||||
I период- подъема темпера- туры t°С
41° 40° 39° 38° 37° 36° время |
| - пациент самостоятельно не может оказать себе помощь во время озноба; - из-за общей интоксикации организма пациента беспокоит головная боль, чувство ломоты в костях и мышцах, общая слабость - пациент не может самостоятельно обеспечить себя теплыми напитками. | -измерить температуру тела, артериальное давление, подсчитать частоту пульса; - положить к ногам грелки; - укрыть дополнительным теплым одеялом. | |||||||||||||
II период –относительного постоянства температуры t°С
41° 40° 39° 38° 37° 36° время | · гиперемия кожных покровов · усиленное потоотде- ление · жар · слабость · головная боль · снижение аппетита · жажда · сухость во рту · может быть нарушение сознания, бред и галлюцинации (при гиперпиретической лихорадке), учащение дыхания (тахитноэ),пульса (тахикардия), снижение АД (гипотония). | -у пациента снижение массы тела вследствие снижения или отсутствия аппетита; - непонимание принципов адекватного питания при лихорадке; - возможно нарушение це-лостности слизистой оболочки и кожных покровов, губ; - риск обезвоживания организма пациента - пациент не может самостоятельно обеспечить себя достаточным количеством жидкости; - пациента беспокоит слабость; - пациента беспокоит головная боль; - пациента беспокоит жажда и сухость во рту; - пациента беспокоит усиленное потоотделение; - пациент не может самостоятельно сменить нательное и постельное белье; - пациента беспокоит чувство жара; - пациент не желает укрыться более легким одеялом; - у пациента возможно нарушение сознания; - риск травматизации пациента в связи с бредом и галлюцинациями; - у пациента может быть учащение пульса, дыхания, снижение АД. | -измерить t°, АД, PS,ЧДД - строгий постельный режим - индивидуальный пост - проветривание палаты -пузырь со льдом или хо- лодный компресс на голову - обильное витаминизиро- ванное питье (морсы, соки, минеральные воды) до 2-3л в сутки, если нет противо- показаний; - максимальное освобождение поверхности тела от одежды; - орошение или обмывание ротовой полости; - при появлении трещин на губах смазывать их вазели- новым маслом или 20% раствором буры в глицерине; - проводить тщательный туалет кожных покровов (обтирание, обмывание); - часто менять постельное белье; -об ухудшении состояния сообщить врачу. | |||||||||||||
III период – снижение тем- пературы а) литическое снижение температуры, т.е. постепен- ное (лизис) t°С
41° 40° 39° 38° 37° 36° время |
| -пациент не хочет соблюдать постельный режим; - пациент не хочет принимать помощь медсестры при обтирании и смене нательного и постельного белья; - пациент не знает принципов адекватного питания | -измерить t°, АД, ЧДД, РS; - обтирание; - смена нательного и постельного белья; - горячее питье (крепкий, Сладкий чай, кофе); - постепенное расширение режима двигательной активности | |||||||||||||
б) критическое снижение температуры, т.е. резкое падение температуры (кризис) кризис опасен осложнением-коллапс –острая сосудистая недостаточность, характеризующаяся резким падением
41° 40° 39° 38° 37° 36 время |
| -пациента беспокоит значи- тельная резкая слабость; - пациент не может самостоятельно оказать себе помощь во время озноба; - пациента беспокоит обильное потоотделение; - пациент не может само- стоятельно обеспечить себя достаточным количеством жидкости; - пациент не может самосто- ятельно сменить нательное и постельное белье; - риск травматизации пациента | -измерить t°, АД, PS, ЧДД; - убрать из-под головы подушку; - приподнять ножной конец кровати на 30-40 см; - обложить грелками; - укрыть дополнительным теплым одеялом; - дать крепкий сладкий чай; - вызвать через посредника врача; - приготовить: |
Практическое занятие №14. Лихорадка. Причины лихорадочных реакций. Стадии лихорадки. Типы температурных кривых.
Ответить на тестовые задания
1. Основные механизмы теплорегуляции у человека —это
а) повышение теплоотдачи за счет расширения кожных сосудов;
б) повышение теплопродукции за счет усиленного распада белка;
в) мышечная дрожь и испарение пота;
г) усиление теплоотдачи за счет учащения дыхания.
2. Лихорадка— это
а) реакция организма на внешние и внутренние раздражители;
б) перегревание организма;
в) мышечная дрожь;
г) то же самое, что и озноб.
3. Пирогены — это
а) вещества, вызывающие интоксикацию;
б) живые бактерии;
в) вирусы;
г) вещества, вызывающие лихорадку.
4. Пирогенные вещества бывают
а) искусственными и естественными;
б) медленно- и быстродействующими;
в) экзогенными и эндогенными;
г) простыми и сложными. *
5. Фебрильная лихорадка — это температура
а)от38оСдо39°С;
б)от39оСдо40Х;
в)от40оСдо41°С;
г) свыше 4ГС.
6. Резкое снижение температуры при лихорадке называется
а) лизисом;
б) кризисом;
в) ремиссией;
г) падением.
7. При лихорадке принято выделять
а) одну стадию;
б) две стадии;
в) три стадии;
г) четыре стадии.
8. При послабляющей лихорадке разница между утренней и вечерней температурой
а) не более ГС;
б)1-2°С;
в)3-5°С;
г) не имеет определенной закономерности.
9. При гектической лихорадке разница между утренней и вечерней температурой
а) не более ГС;
б)1-2°С;
в)3-5°С;
г) не имеет определенной закономерности.
10. При постоянной лихорадке разница между утренней и вечерней температурой
а) не более ГС;
б)1-2°С;
в)3-5°с;
г) не имеет определенной закономерности.
11. Увеличение ЧСС при лихорадке на каждый градус обычно составляет
а) 4—6 в минуту;
6)8—10 в минуту;
в) 12—14 в минуту;
г) около 20 в минуту.
12. Гипертермия — это
а) то же самое, что и лихорадка;'
б) искусственное повышение температуры тела с лечебной целью;
в) перегревание организма, возникающее из-за срыва механизмов терморегуляции;
г) период подъема температуры при лихорадке.
Задача 1
Наташа К., 6 лет, поступила в клинику с диагнозом "Инфекционное воспаление околоушных слюнных желез (свинка)". Заболевание началось с общего недомогания и постепенного повышения температуры тела, которая достигла 39°С. Высокая температура держалась 10 дней. Колебания между утренней и вечерней температурой не превышали 1°С. Через 10 дней температура постепенно стала снижаться, что сопровождалось усиленным потоотделением.
1. Какой патологический процесс развился у больной?
2. Какой тип температурной кривой выявился у больной?
3. Какие существуют типы температурных кривых?
4. Какова степень повышения температуры?
5. Какие стадии данного патологического процесса наблюдались у больной?
6. Объясните механизм развития слабости, сонливости и снижения аппетита.
7. Что такое "лизис" и "кризис" и каковы механизмы их развития?
8. Целесообразно ли назначение больной аспирина для снижения температуры?
Задача 2
Рабочий литейного цеха к концу смены почувствовал головокружение, резкую слабость, потоотделение, резкую головную боль, шум в ушах, сильный жар. Он обратился за помощью к медсестре, которая посадила его и стала измерять температуру. Во время этой процедуры рабочий потерял сознание и упал, однако состояние больного очень скоро значительно улучшилось. Врач скорой помощи констатировал у больного перегревание, и предложил ему госпитализацию. Больной наотрез отказался, но согласился полежать в медкомнате. Однако вскоре по просьбе мастера возвратился в цех и приступил к работе. Через несколько минут у рабочего наступила остановка дыхания, ион погиб.
1. Объясните причину смерти больного.
2. В чем заключалась ошибка сестры и врача?
Задача 3
Больной К., 18 лет, поступил в терапевтическое отделение по поводу крупозной пневмонии. Температура тела 40,5°С. Больной бледен, кожа сухая, обложен белым налетом. Аппетит отсутствует. Границы сердца в пределах нормы, тоны слегка приглушены. Пульс 98 мин'", АД 130/90 мм рт.ст. дыхание частое и поверхностное. Содержание сахара в крови увеличено до моль/л. За сутки выделилось 900 мл мочи с высоким удельным весом (1022). В моче обнаружен белок и сахар.
1. Для какой стадии лихорадки характерна клиническая симптоматика?
2. Каков патогенез глюкозурии в данной ситуации?
3. Имеется ли соответствие между степенью увеличения ЧСС и степенью увеличения температуры тела у больного?
Задача 4
Наташа К., 6 лет, поступила в инфекционную больницу с диагнозом эпидемический паротит. Заболевание началось с общего недомогания и постепенного повышения температуры тела, которая достигала 39.0° С. Высокая температура держалась 10 дней, а затем постепенно стала снижаться, что сопровождалось потоотделением.
1. Какой тип лихорадки развился у больной?
2. Какой тип снижения температуры имел место?
1. Укажите тип лихорадки, сопровождающейся подобными колебаниями температуры.
2. Перечислите заболевания, для которых данная лихорадка является характерной.
1. Укажите тип лихорадки, сопровождающейся подобными колебаниями
температуры.
2. Перечислите заболевания, для которых данная лихорадка является характерной.
1. Укажите тип лихорадки, сопровождающейся подобными колебаниями
температуры.
2. Перечислите заболевания, для которых данная лихорадка является характерной.
1. Укажите тип лихорадки, сопровождающейся подобными колебаниям температуры.
2. Перечислите заболевания, для которых данная лихорадка является характерной.
1. Укажите тип лихорадки сопровождающейся подобными колебаниями температуры.
2. Перечислите заболевания, для которых данная лихорадка является характерной.
1. Укажите тип лихорадки сопровождающейся подобными колебаниями температуры.
2. Перечислите заболевания, для которых данная лихорадка является характерной.
Лекция №8