Ориентировочная основа действия (ООД). Задание 1. Опираясь на данные лабораторных исследований, подвергнуть патофизиологическому анализу изменения углеводного

Задание 1. Опираясь на данные лабораторных исследований, подвергнуть патофизиологическому анализу изменения углеводного, липидного, белкового обменов при ИЗСД.

Для выполнения задания необходимо:

а) По возможности правильно и полно составить схему, иллюстрирующую механизмы и последствия нарушений основных видов обмена веществ при сахарном диабете.

б) Сформулировать название таблицы.

в) Определить, какие показатели следует внести в таблицу для выявления изменений углеводного, белкового, липидного обменов при сахарном диабете.

г) В выводах отразить, какие изменения углеводного, липидного, белкового обменов выявлены у больных сахарным диабетом. Объяснить патофизиологические механизмы этих изменений.

Таблица 6

Изменения некоторых показателей крови и мочи у больных ИЗСД

№ п/п Показатели Контроль Больные ИЗСД
Глюкоза крови 4,2 ммоль/л  
Глюкоза мочи -  
Удельный вес мочи  
Диурез 1,2 л  
Общий белок сыворотки крови 70 г/л  
Альбумины 49 г/л  
a1- глобулины a2 - глобулины фибриноген плазмы крови 4,5 г/л 5,6 г/л 4, г/л  
Азотистый баланс Азотистое равновесие  
Кетоновые тела крови 1,72 ммоль/л  
РН крови 7,34  
Белок в моче -  
Паропротеины крови -  
Общие липиды плазмы крови 0,8 ммоль/л  
Общий холестерин плазмы крови 5 ммоль/л  
Частота развития микроангиопатий -  
Частота развития макроангиопатий -  
Жажда -  

Задание для контроля результатов усвоения

8.1. Выполните тестовые задания:

1. Возможная причина гипогликемии:

1. избыток СТГ

2. избыток адреналина

3. дефицит инсулина

4. отравление флоридзином

5. преобладание инсулина над контринсулярными гормонами

2.Следствие нарушения углеводного метаболизма при сахарном диабете:

1.повышение утилизации глюкозы клетками

2.осмотический диурез

3.инактивация гликолиза

4.активация пентозного цикла

5.гиперхолестеринемия

3.Симптом гипогликемии, связанный с возбуждением ПСНС:

1. тахикардия

2. потливость

3. мидриоз

4. гипотония

5. тремор

4. Гормон, вызывающий гипергликемию:

1. адреналин

2. инсулин

3. вазопрессин

4. АДГ

5. альдостерон

5. Контринсулярные гормоны:

1. вазопрессин

2. СТГ

3. кальцитриол

4. альдостерон

5. глюкокортикоиды

6. Последствие нарушения углеводного обмена при сахарном диабете:

1. жажда

2. снижение уровня глюкозы в крови

3. усиленное образование глюкозо-6-фосфата

4. активация работы цикла Кребса

5. жировая дистрофия печени

7. Последствие нарушения белкового обмена при сахарном диабете:

1. вторичный (приобретённый) иммунодефицит

2. ослабление катаболизма белка

3. усиление синтеза белка

4. положительный азотистый баланс

5. снижение выведения мочевины

8. Состояние, при котором наблюдается глюкозурия:

1. несахарный диабет

2. гиперлипидемия

3. гиперинсулинемия

4. сахарный диабет

5. гипогликемическая кома

9.Характерный признак проявления нарушения жирового обмена при сахарном диабете:

1.жировая инфильтрация печени

2. угнетение липолиза

3. нарушение переваривания жира в ЖКТ

4. ослабление кетогенеза

5. снижение синтеза холестерина

10. Причина полиурии при сахарном диабете:

1. диабетическая макроангиопатия

2. гипергликемия

3. кетонемия

4. гиперхолестеринемия

5. гиперлипемия

Эталоны ответов

№ вопроса Ответ
4, 5
2, 5

Выполнить ситуационные задачи и письменно сделать выводы.

ЗАДАЧА № 1.

У одной собаки перевязан проток поджелудочной железы, у второй удалено 4/5 поджелудочной железы. Через 10 дней обеим собакам проведена глюкозная нагрузка с последующим определением уровня глюкозы в крови (через 1, 2, 4 часа). Изобразить в виде графика возможные изменения гликемии у собак.

ЗАДАЧА № 2.

У больного уровень глюкозы в крови равен 6,6 ммоль/л. После нагрузки глюкозой к концу 1-го часа уровень глюкозы в крови составил 12 ммоль/л, через 4 часа – 8,7 мммоль/л, через 6 часов –8 ммоль/л. Сравнить полученные данные изменения уровня глюкозы в крови с нормой и сделать заключение о состоянии углеводного обмена у больного.

ЗАДАЧА № 3.

У больного выявлена гипергликемия – 11 ммоль/л, глюкозурия – 30 г/л и полиурия – до 4 л/сутки. Инсулинотерапия оказалась неэффективной. Объяснить возможный механизм инсулинорезистентности у больного.

ЗАДАЧА № 4.

У больного уровень глюкозы в крови равен 14 ммоль/л, в моче – 25 г/л. Объяснить патогенез глюкозурии.

ТЕМА№ 10 «Патофизиология жирового обмена»

1. Мотивационная характеристика темы:

Патологические изменения в обмене липидов могут возникнуть в результате нарушения переваривания и всасывания в ЖКТ, транспорта жира в ткани, обмена жира в жировой ткани, избыточного накопления жира в органах, не относящихся к жировой ткани, конечного этапа обмена жира, наследственных нарушений обмена холестерина.

Нарушения обмена липидов вызывают такие изменения в организме, как дефицит жирорастворимых витаминов, жировую трансформацию печени и других органов, наклонность к атеросклерозу, повышение свёртываемости крови и наклонность к тромбообразованию и, как следствие, развитию ИБС в молодом возрасте. Ожирение является одной из причин развития ИНСД. Многие их этих патологических изменений в организме являются угрожающими жизни человека и требующими экстренной помощи. Изучение патофизиологии жирового обмена является весьма актуальным.

2.Цели занятия:

2.1. Опираясь на данные лабораторных исследований, уметь подвергать патофизиологическому анализу виды и механизмы развития гиперлипопротеинемии, ожирения, нарушения конечного этапа обмена жира.

2.2. Знать нарушения жирового обмена веществ и значение генетических факторов в развитии ожирения.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов

Вопросы, изученные ранее

Для усвоения данной темы необходимо знание о классификации, составе, физико-химических свойствах липидов, переваривание и всасывание липидов в ЖКТ, транспорте жира кровью, о хиломикронах, липопротеидах, их строение и функции, нейрогуморальной регуляция липидного обмена

Материал изучается в соответствующих разделах органической и биологической химии, нормальной физиологии.

4. В результате изучения этого раздела студенты должны освоить следующие компетенции ПК-3, ПК-6:

Знать: Уметь:
1.Причины и последствия нарушения и всасывания жира в кишечнике. 1.Выработать рекомендации по диете и общему режиму при алиментарном ожирении.
2.Механизмы развития гиперлипопротеинемии. 2.Объяснить роль липотропных факторов в профилактике жировой трансформации печени.
3.Виды ожирения, механизмы их развития. 3.Подвергать патофизиологи-ческому анализу механизмы нарушения обмена жиров при развития гипогликемической и гипергликемической комы.
4.Причины развития жировой трансформации печени.
5.Нарушения конечного этапа обмена жира.  

Логическая структура темы: «Патофизиология жирового обмена»

       
  Ориентировочная основа действия (ООД). Задание 1. Опираясь на данные лабораторных исследований, подвергнуть патофизиологическому анализу изменения углеводного - student2.ru
 
  Ориентировочная основа действия (ООД). Задание 1. Опираясь на данные лабораторных исследований, подвергнуть патофизиологическому анализу изменения углеводного - student2.ru
 
  Ориентировочная основа действия (ООД). Задание 1. Опираясь на данные лабораторных исследований, подвергнуть патофизиологическому анализу изменения углеводного - student2.ru

         
    Ориентировочная основа действия (ООД). Задание 1. Опираясь на данные лабораторных исследований, подвергнуть патофизиологическому анализу изменения углеводного - student2.ru
 
    Ориентировочная основа действия (ООД). Задание 1. Опираясь на данные лабораторных исследований, подвергнуть патофизиологическому анализу изменения углеводного - student2.ru
 
  Ориентировочная основа действия (ООД). Задание 1. Опираясь на данные лабораторных исследований, подвергнуть патофизиологическому анализу изменения углеводного - student2.ru

5. Контрольные вопросы и задания для определения исходного уровня знаний:

5.1.При подготовке к практическим занятиям по патофизиологии белкового обмена повторить вопросы, изученные ранее на соответствующих кафедрах и необходимые для данного занятия. Прочитать текст в имеющемся учебнике и конспекте лекции. Далее просмотреть все учебные элементы графа логической структуры темы.

5.2. Выполните письменно работу по ориентировочной карте.

№ п/п   Задание Указания к заданию
1. Проанализировать причины и последствия нарушение жирового обмена при алиментарной и транспортной гиперлипопротеинемиях. Объяснить механизм развития гиперлипопротеинемий.  
2. Проанализировать нарушение конечного обмена жира при углеводном голодании. Составить схему.
3. Назвать липотропные факторы. Проанализировать механизм действия липотропных факторов.

План практического занятия

6.1. Тестовый входной контроль – 5 минут

6.2. Опрос с разбором возникших вопросов при подготовке к занятию - 45 минут

6.3. Ориентировочная основа действия (ООД) – 90 минут

6.4. Выполнение заданий для контроля результатов усвоения учебного материала– 5 минут

6.5. Проверка и подписание протоколов – 35 минут

Наши рекомендации