Социологические и биологические проблемы

В какой степени вопрос – «кто мы такие» связан с вопросом «откуда мы» или «от кого мы происхо­дим?» Существует давняя полемика о том, что больше формирует человека природа или воспи­тание, образ жизни.

Большинство психологов считают, что важны оба эти фактора. Мы принимаем во вни­мание, во-первых, темперамент, который, по нашему мнению, предопределен генетически, и. во-вторых, адаптивный характер, складываю­щийся под влиянием окружающей среды и культуры.

Гены,безусловно, оказывают непреодолимое влияние на человеческую жизнь. Ими многое в человеке предопределено. Многое, но все же не все.

Некоторые пассивно-агрессивные мужчины убеждены, что ключом к их личности является генетика, и только воздействуя на нее, можно изменить их путь. Одна из моих пациенток, жена пассивно-агрессивного мужчины, расска­зала мне:

«У Карла есть теория о людях, основанная на форме их носов. Он полагает, что мужчины с ко­роткими, симпатичными носами, как у него, яв­ляются более холодными, жесткими и более удачливыми в бизнесе. Другие, как его отец с крючковатыми носами, более мягкие и общительные, но в жизни им все достается тяжелее.

Он воспринимает свою «теорию носа - как биб­лейскую догму и уверен, что его личность изме­нить нельзя, тогда к чему все это лечение!

Личные (и научные) наблюдения подтверж­дают теорию о том, что существуют четкие, оп­ределенные рождением различия даже у новорожденных младенцев. Эти нюансы и особен­ности темперамента сохраняются в человеке до конца жизни. Спокойный в целом характер, причуды, холодность или низкий уровень при­тязания и даже склонность к асоциальному по­ведению считаются наследственными. Воспи­тание социопатического «дурного семени», или энергичного, общительного исполнителя, или набожной «церковной дамы» — ограничимся лишь этими тремя примерами — это уже не просто драматическая концепция, но во всем этом на самом деле что-то есть. И все-таки, это не дает полной картины, поскольку не одни гены создают человека.

Если и существует трудность, которую испы­тывают ученые при определении биологических корней пассивной агрессии, то она заключается в том, что это слишком сложное явление, чтобы свести его к простым молекулам, гормонам или системе нейронов.

Кроме того, существует и «взращивание» — социализация личности в результате вли­яния школы, друзей, экономики, телевидения, Рекламы и еще многого другого, что участвует в формировании личности. Системы закона и

общественного порядка стараются определить человека среди других людей, установить культурные и гражданские нормы для того, чтобы общество продолжало существовать и имелась возможность защитить его. Через «вскармливание» человек находит свое место в этом обществе. Психологи исследуют, какие именно социальные структуры создают пас­сивную агрессию, проявляется ли она в боль­шей степени в такой стране, как Япония, в которой требуется подчинение и уважение к авторитету, или в Соединенных Штатах с их диссидентами и бунтовщиками. Ответ не най­ден до сих пор. Но «вскармливание» осущест­вляется, в первую очередь, благодаря роди­тельскому воспитанию, и именно по этой при­чине психологи сосредотачивают свое внима­ние на развитии ребенка.

«Ребенок — отец мужчины», и это означает, что ранний опыт человека, контекст, в котором этот опыт имел место, и та интерпретация, ко­торая была дана ему, создают определенную основу для развития личности. Это шаткий фундамент для уклончивого пассивно-агрес­сивного мужчины. Он держится за свое про­шлое и настолько эмоционально хрупок, что использует бесчувственность по отношению к другим и разочарование в самом себе как щит для того, чтобы защитить себя от мира. Да­вайте рассмотрим начальный этап его разви­тия и разберемся, когда впервые могли по­явиться эти барьеры.

КАК СТАНОВЯТСЯ ПАССИВНО-АГРЕССИВНЫМИ:

ОБЩИЙ ОБЗОР

Говорят, что истории жизней начинают скла­дываться после какого-то травмирующего собы­тия, например, раннего детства без родителей, внезапного акта жестокости, прикосновения к руке героя, публичного унижения, момента про­зрения, когда стало понятно, какое будущее ожидает: т.е. отдельное событие в жизни челове­ка определяет, почему он стал таким, какой есть, и ведет себя именно таким образом. Однако редко бывает так, чтобы один случай был причи­ной пассивно-агрессивного поведения.

Мы можем узнать о детстве пассивно-агрес­сивного мужчины обычно из его собственного рассказа. Нам редко удается серьезно погово­рить с его родителями, близкими, учителями или друзьями и составить более объективное представление об этом.

В этом нет ничего необычного — у каждого из нас свое восприятие этого мира. Двое мужчин могут выиграть в лотерею по тысяче долларов каждый; один будет радоваться и строить планы, как израсходовать их, а другой будет злиться по поводу вычета налога на добавлен­ную стоимость, думать только о том, насколько меньше из него вычли бы в банке и чувствовать себя обманутым. Поэтому одинаковым ситуаци­ям мы всегда даем разные интерпретации.

В психотерапии историческая реальность Ва­шего детства, т.е. точность деталей, которые Вы помните, обычно считается второстепенной по своему значению. Главное то, как Вы эмоцио­нально воспринимаете события. Именно эта так называемая психическая реальность обычно формирует Ваше мышление и поведение.

Я согласен, что важно различать то, как ребе­нок воспринимает действия своих родителей и то, как они действительно вели себя по отноше­нию к нему. Если пассивно-агрессивный мужчи­на чувствовал себя несчастным и подавленным, то это не означает, что родители на самом деле лишали его ласки или одобрения, подавляли его. Легко обвинять родителей, но не они одни ответ­ственны за поведение их сына, а значит, и за то, что он стал пассивно-агрессивным.

Важнее знать, как он ведет себя по отноше­нию к ним, и, в меньшей степени, как относится к другим родственникам и близким, а также, как эти модели поведения просматриваются на про­тяжении всей его жизни. Если Вы когда-либо впадали в отчаяние из-за пассивно-агрессивно­го мужчины, который относится к Вам молча, — уверяю Вас, — подобный прием он применяет с детства.

Молчание могло быть когда-то защитной ре­акцией на поведение какого-то родственника. Например: отец требует послушания и не желает выслушать его точку зрения («Кто ты такой, чтобы что-то знать или заявлять мне чего ты хочешь?»), или мать капризно унижает его, когда он твердо настаивает на своем («Некоторые ма­ленькие мальчики думают, что они такие умные, не так ли?»). Обиженный своим отцом или матерью, он отстаивает себя единственным доступ­ным ему способом — молчанием. Эта одна из тех немногих сфер, где он в состоянии осуществлять контроль.

Возможно, молчание показалось ему единст­венным эффективным средством защиты — зачем говорить, если его слова никогда не до­стигнут глухих ушей или будут использованы как оружие против него? Выбор, сделанный мальчиком, — проглотить чье-то мнение или не показывать свои чувства друзьям (товарищам по команде, учителям) — может превратиться в постоянный способ поведения. Когда он стано­вится взрослым мужчиной, он вооружает себя I. тактикой молчания против любовниц, жен, дру­зей и начальников, полагая, что они могут оби­деть его так же, как когда-то родители. К тому времени использование молчания и уход в себя уже глубоко укоренились в нем.

Вот пример. На собеседовании по поводу приема на работу Вы испытываете чувство нелов­кости, потому что принимающий Вас на работу слишком долго держит паузу между вопросами и ответами или молча смотрит сквозь Вас. Жен­щины говорили мне: «Есть мужчины, которые заставляют меня одну говорить до тех пор, пока я уже не начинаю истерически бормотать что-то, чтобы растопить лед». А в действительности им следовало бы сказать: «Тебе не нужно быть такой холодной рыбой со мной — ведь я не твоя мать». Но не всякая женщина, может позволить себе такую раскованность.

Существует много устоявшихся стилей поведения и отношения к людям, которые развива­ются в ранние годы жизни пассивно-агрессив­ного мужчины. Многие из этих выученных моде­лей поведения и взаимоотношений берут свое начало в отношениях между родителями и деть­ми и, очевидно, имеют самое глубокое влияние на формирование его личности. Давайте рас­смотрим это шаг за шагом, и мы увидим, что же происходило в процессе взросления пассивно-агрессивного мужчины.

ПЕРВЫЕ КЛЮЧИ К РАЗГАДКЕ:

Наши рекомендации