Ориентировочная основа действия (ООД). Задание для контроля результатов усвоения
Задания | Указания к заданию |
1. На примере острой кровопотери продемонстрировать патологические и приспособительные реакции | 1. На примере острой кровопотери проанализировать изменение артери-ального давления, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, окраску кожных покровов и слизистых оболочек. |
Задание для контроля результатов усвоения
Выполнить тестовые задания
1.Патологическая физиология изучает:
1. общие закономерности возникновения, развития, течения и исходов болезней
2.функции основных систем и органов
3.метаболические процессы в организме
4.проявления болезней
2. Объектом изучения в патофизиологии является:
1. защитная реакция
2. здоровье
3. норма
4. болезнь
5. предболезнь
3. Задачи патологической физиологии:
а) изучение общих вопросов этиологии и патогенеза
б) формирование врачебного мышления
в) создание теории общей патологии
г) разработка методов экспериментальной терапии
д) изучение особенностей течения болезни у конкретного больного.
1. а, б, в, д
2. а, б, в, г, д
3. а, б, в, г
4. а, д
5. а, в, д
4. Основной метод исследования в патофизиологии:
1. опыт на человеке
2. опыт на животных
3. изучение проявлений болезни
4. анализ статистических данных о заболеваемости
5. инструментальное обследование больного
5. Обязательным в патофизиологическом эксперименте является:
1. моделирование болезни человека у животных
2. изучение функциональных показателей
3. изучение морфологических показателей
4. изучение биохимических показателей
5. изучение клинических показателей болезни
6. Моделировать на животных невозможно:
1. шизофрению
2. сахарный диабет
3. гастрит
4. неврозы
5. лучевую болезнь
7. Основатель метода сравнительной патологии:
1. И.П.Павлов
2. И.И.Мечников
3. К.Бернар
В.В.Пашутин
5. Ш. Броун-Секар
8. Фактор, ограничивающий применение экспериментального метода в медицине:
1.особенности строения организма животных и человека
2. особенности обмена веществ у животных и человека
Продолжительность жизни человека и животных
4. определения исходного уровня здоровья у экспериментальных животных
5. социальные условия человека
Эталоны ответов
№ вопроса | Ответ |
8.2. Выполнить ситуационную задачу и письменно сделать вывод:
Больной В., 25 лет, предъявляет жалобы на слабость, головную боль, боли в мышцах, кашель, повышение температуры тела до 390, сердцебиение.
Из опроса выяснилось, что у него в семье гриппом заболели мать и отец.
Что такое болезнь? К какой группе заболеваний относится грипп? Укажите типический патологический процесс, возникающий у больного. Ответ обоснуйте.
Тема №2. «Патогенное действие факторов окружающей среды»
Мотивационная характеристика темы
Патогенное действие факторов окружающей среды приводят к возникновению патологического процесса.
Широкое использование в современной жизни энергии лучей (атомная энергетика, современные методы диагностики и лечения заболеваний) определяют необходимость глубокого изучения действия ионизирующего облучения
Знание механизмов повреждения тканевого гомеостаза при гипер-, гипотермии, электрического тока и ионизирующего облучения необходимо для понимания и разработки профилактики и методов лечения изменений, развивающихся в организме пациентов при действии факторов окружающей среды.
2. Цели:
2.1.Знать общие закономерности возникновения и развития перегревания, теплового удара.
2.2. Уметь установить соотношение между процессами теплопродукции и теплоотдачи в стадии компенсации и декомпенсации при перегревании и переохлаждении.
2.3. Знать характеристику специфических и неспецифических механизмов повреждения клеток при ионизирующем облучении и электрического тока.
2.4. Уметь определять факторы, от которых зависит повреждающее действие ионизирующего облучения и электрического тока.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов
Вопросы, изученные ранее
Для усвоения данной темы необходимы знания о механизмах терморегуляции, ионизирующего излучения, их краткой характеристики (проникающая способность, степени ионизации), молекулярных механизмах действия ионизирующего облучения, влияния на организм электрического тока.
Материал изучается в соответствующих разделах, физики, нормальной физиологии, биологической химии.
4. В результате изучения этого раздела студенты должны освоить следующие компетенции ПК-3, ПК-6:
Знать: | Уметь: |
1.Виды ионизирующих излучений и их характеристика. | 1. Анализировать поврежда-ющее действие на организм ионизирующего излучения |
2. Факторы, влияющие на степень тяжести радиационного поражения. | 2. Анализировать поврежда-ющее действие электрического тока |
3. Действие радиации на субкле-точные структуры и клетки (нарушение энергообразования, синтеза белка, функций лизосом, репаративных процессов и др.). | 3. Подвергать анализу изменение процессов теплопродукции и теплоотдачи при действии высоких и низких температур. |
4. Нарушение деятельности отдельных систем (нервной, эндокринной, иммунной, системы крови и др.) и организма в целом. | |
5.Формы острой лучевой болезни и их характеристика. | |
6. Причины повышенной чувстви-тельности детей к действию ионизирующего излучения. | |
7.Факторы, определяющие пов-реждающее действие электри-ческого тока. Их характеристика. | |
8.Патогенез электротравмы. Термическое, электрохими-ческое, механическое и биологи-ческое действие тока. | |
9.Патогенез гипо-, и гипертермий. | |
10. Особенности терморегуляции у новорожденных и у детей раннего возраста. |
Таблица 1