Преодоление амнестико-семантической афазии
Если в предыдущих «параграфах» мы рассматривали тактику преодоления афазий, возникающих в центральной части бассейна левой средней мозговой артерии, обеспечивающей кровотоком первичные и вторичные поля височной, теменной и заднелобной области, формируемые в детстве, главнейшие зоны для становления речи у ребенка до четырех-пяти лет, безусловно, не без участия активирующих эти рецепторы глубинных отделов мозга, то другая группа афазий — акустико-мнестическая, амнестико-семантическая и динамическая — непосредственно не связана с «рецепторными» зонами, и при этих формах афазии сохранны письмо, чтение, фонематический слух, не наблюдаются литеральные парафазии и нарушения звуко-буквенного анализа состава слова. Эти расстройства не отмечаются у левшей при поражении правого полушария головного мозга. При поражении правого полушария головного мозга у левшей возникали стертые, не столь грубые акустико-гностическая, афферентная моторная и эфферентная моторная афазии.
Если тактику восстановительного обучения афазий, возникающих при поражении вторичных полей коры головного мозга, мы начинали с височной, акустико-гностической афазии, то преодоление нарушений речи при поражении третичных полей коры головного мозга мы начнем с амнестико-се-мантической афазии второго функционального блока приема, переработки и хранения информации. Оречевление, хранение приобретенной речевой информации, опирающейся на зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное и вкусовое восприятия, завершается в основном до 5—6-летнего возраста ребенка, составляя ядро его лексикона. Информация, приобретаемая в процессе обучения в школе, при чтении книг и приобретении профессии, приобретения знаний в Интернете, значительно расширяет объем лексики, выходящей за пределы ядра лексикона. И в этом процессе, несомненно, огромную роль выполняет весь первый функциональный блок, тонизирующий переработку информации.
Но в процессе формирования ядра лексикона родного языка имеются свои законы. Это прежде всего то, что: 1) каждое слово чрезвычайно многозначно не только в зависимости от интонации, с которой оно произнесено, но и с исторически сложившимися лексическими традициями, так слова «окно» и «клетка» имеют множество конкретных и абстрактных значений («окно в Европу», «отворите мне темницу»); 2) множество синонимов, антонимов и омонимов; 3) каждое слово может «обрастать» множеством эпитетов, выражаемых прилагательными и другими частями речи; 4) каждое существительное может быть заменено довольно узким числом местоимений и т.д.; 5) обилие многообразия однокоренных слов, корень которых не так-то легко обнаружить, многие из которых прочно вошли в русский язык из других языков и т.п.; 6) каждый корень слова является многозначной парадигмой в зависимости от присоединившихся к ним суффиксов и префиксов.
В 1989—1990 гг. в Институте русского языка АН большим коллективом сотрудников создан многотомный «Русский ассоциативный словарь» (ассоциативный тезаурус современного русского языка) в семи книгах: «прямой словарь от стимула к реакции» и «обратный словарь от реакции к стимулу». Этот великолепный словарь углубляет наше понимание тезиса А.Р. Лурия о том, что при амнестико-семантической афазии страдает прежде всего ориентация в квазипространственном, «условно как бы пространственном» богатстве лексического состава речи, хранимом в заднетеменных отделах головного мозга, так называемом неврологами зоной ТПО, то есть зоной взаимодействия всех трех долей второго функционального блока.
Какова же тактика преодоления этой формы афазии?
Напомним, что при этой форме афазии остается сохранной ситуативная речь без каких-либо литеральных парафазии, но больной часто жалуется на то, что забывает названия предметов. Тщательное исследование у больного ВПФ обнаруживает, что у него сохранно письмо под диктовку не только отдельных слов, но и несложных предложений, возможно письменное называние предметных картинок, возможно и чтение небольших текстов, сохранена и слухоречевая память. Амнестические трудности выявляются при задании показать неожиданно для больного предметы обихода: часы, очки, пуговицу, стрелки циферблата, шнурки и т.п. Кроме того, характерной особенностью этой формы афазии является нарушение понимания относительно легких грамматических конструкций, передающих пространственные отношения предметов, главным образом предложно-падежные — флективные. Оригинальным является то, что при этой форме афазии выявляются импрессивные аг-рамматизмы: сукцессивно-флективный аграмматизм, характерный для эфферентной моторной афазии, и «предложный» пространственный, симультанный аграмматизм, характерный для афферентной моторной афазии.
Проводящие пути, идущие от премоторных и постцентральных вторичных полей, «собираются» воедино в третичных полях заднетеменной области. Причем если импрессивный аграмматизм эфферентной моторной и афферентной моторной афазий преодолим, то как показал наш без малого сорокалетний опыт работы, подтверждающий точку зрения А.Р. Лурия, импрессивный аграмматизм при амнестико-семантической афазии, по существу, непреодолим или преодолим лишь на короткое время в процессе работы с логопедом, а затем, через полгода, больной возвращается с теми же пространственно-лексическо-логическими трудностями в определении парных понятий, антонимов слева—справа, выше—ниже, дальше-ближе, над—под и т.п. У больного нарушено планирование при решении логико-грамматических лексических задач.
Итак, что же делать? Не заниматься с больным? Заниматься и обязательно заниматься, но так, чтобы у него не возник комплекс неполноценности из-за того, что он забывает слова, что-то не понимает и не так объясняет, как мог бы объяснить раньше. Главное, рассеять депрессионный фон больного и преодолеть у него при помощи чтения и письма амнестическую сторону речевого расстройства. Для этого нами была разработана, апробирована и приведена в «Пособии», сборнике упражнений «Коррекция сложных речевых расстройств» (раздел II, 2, с. 264—315) серия заданий.
Приведем некоторые советы родственникам больного с семантической афазией и серию заданий.
Родственники больного, которому поставлен диагноз «семантическая афазия», должны быть очень деликатными в занятиях с больным, чтобы они не заявляли ему: «Как ты не понимаешь таких пустяков». Если больной страдает от трудностей понимания этих оборотов, не указывайте ему его ошибки и сведите на нет задания с этими сложными предлогами, поскольку мы никогда не говорим: «Поставь томик стихов Пушкина справа от стихов Лермонтова и слева от стихов Тютчева», а скорее: «Поставь томик Пушкина между томиками Лермонтова и Тютчева или рядом с Лермонтовым». Поскольку семантическая афазия чаще всего возникает у лиц преклонного возраста, то без таких сложных речемыслительных операций они могут обойтись.
Задание № 1. Прочтите слова и объясните, почему, когда произносишь слово «друг», в памяти всплывают в основном приятные слова. Составьте с приятными словами словосочетания и с ними 4—5 предложений.
Верный, хороший, мой, близкий, настоящий, брат, дорогой, надежный, преданный, приятель, закадычный, лучший, любимый, девушка, юность, детство, единственный, женщина, любовь; а со словом «враг» — плохой, подлость, предатель, противник, плохо.
Задание № 6. Прочтите слова, объясните, почему так много слов всплывает в памяти, когда думаешь о слове «история».
География, жизнь, интересная, древняя, наука, рассказ, забавная, история любви, необычайная, неприятная, всемирная, смешная, увлекательная, глубокая, одной жизни, человечества, грустная, любовная, нашего времени, средних веков, веселая, веселенькая, искусства, войны, романтическая, старая,странная, эпоха, занятная, лживая, моей жизни, одной семьи, русская, скучная, тяжелая.
Задание № 7. Задание рассчитано на 6 занятий. Составьте с этими словами серию предложений.
Картина, любовь, кинофильм, лес, литература; обещать, помогать, отвечать, человек, петь, писать; пить, плохой, покупать, потерять, праздник, просить; работать, разговаривать, ребенок, делать, сесть, думать; путать, слышать, видеть, смотреть, стараться, стол; суббота, уметь, утро, хлеб, чистый, смешной.
Задание № 8. Объясните значения поговорок (рис. 152, 153) (Нумерация рисунков приведена по «Пособию».).
1. Сжечь корабли; 2. светлая голова; 3. сгорать от стыда; 4. черным по белому; 5. убить двух зайцев; 6. тянуть за язык; 7. терять голову; 8. стоит как вкопанный; 9. смотреть сквозь пальцы; 10. снимать пенки.
Задание №17. Найдите лишнее слово. Объясните, что общего в остальных словах и чем отличается лишнее слово от других.
1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий. 2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный. 3. Виктор, Николай, Сергей, Иванов, Константин. 4. Молоко, быстро, поспешно, торопливо. 5. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана. 6. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
Задание № 18. Найдите лишнее слово. Объясните, что общего в словах и чем отличается лишнее слово от других.
1. Лист, почка, кора, дерево, сук. 2. Дом, сарай, изба, хижина, здание. 3. Береза, сосна, дерево, дуб, ель. 4. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать. 5. Темный, светлый, голубой, ясный, тусклый. 6. Гнездо, нора, муравей, курятник, берлога.
Постепенно у больного восстанавливается внимание к многозначности слова, квазипространственная ориентация в лексиконе, и можно перейти к ориентации больного в числах, днях недели, левом и правом и т.д. В связи с тем, что у больных с амнестико-семантической афазией сохранно чтение, им предоставляется возможность самостоятельно выполнять серию заданий.
Задание № 39. Отнимите, начиная от 100 по 3, 7, 13, 17. Считайте от 1 до 30, пропуская каждую четвертую цифру, каждую пятую цифру, каждую шестую цифру.
Задание № 40. Назовите в обратном порядке дни недели и месяцы года, пропуская каждый второй день и месяц.
Задание № 42. Вспомним, с какой стороны у нас сердце? С какой стороны печень? Ориентируясь на стороны, где расположены сердце и печень, будем помнить, что сердце — слева, а печень — справа. И если мы говорим, что слева или налево от чего-нибудь, это значит ближе к сердцу, а если говорим справа или направо, то это значит ближе к печени. Не торопясь, не спеша покажите, где у вас левая рука. Где левая нога? Где правое плечо? Где правый глаз? Где левое ухо? Где левая нога? Где правое ухо? Где правое колено?
Это упражнение на вашу внимательность надо время от времени повторять, оно поможет вам в ориентации на улице. Сердце — слева, печень — справа. Повернуть налево значит повернуть в сторону сердца, к левой руке; повернуть направо означает повернуть в сторону печени и правой руки.
Задание № 51. Нарисуйте:
1) мяч слева от яблока и справа от бублика; 2) карандаш справа от яйца и слева от книги; 3) яблоко слева от бублика и справа от книги; 4) книгу справа от яблока и слева от мяча.
Задание № 52. Раскройте тетрадь так, чтобы на левой стороне вы могли описать расположение предметов, а на правой рисовать расположение тех же предметов по заданию.
Рис. 24. Иллюстрация одного из заданий по преодолению амнес-тико-семантической афазии.
1) На левой стороне, употребляя слова слева и справа, опишите расположение домика, елки и чашки (елка должна быть в центре); 2) опишите расположение стола, стула и ложки (стол должен быть в центре); 3) опишите расположение гриба, чашки и мяча (чашка должна быть в центре); 4) опишите расположение вишни, стола и чашки (стол должен быть в центре) и т.д.
Лишь после восстановления ориентации в «левом» и «правом» можно перейти к пониманию сложных текстов с предлогами «над» и «под» с обязательной опорой на рисунки.
Целесообразно проводить занятия на ориентацию в числах, днях недели и т.п., на многозначность слова в пословицах.
Рис. 25. Иллюстрация к разделу по преодолению амнестико-се-мантической афазии.
Задание № 63. Скажите, который час указан на часах. Прочтите точное время на часах.
В пособии приведено достаточно много рисунков, иллюстрирующих различные пословицы, поговорки, идиомы, деепричастные и причастные обороты, придаточные предложения и т.п.
Задание № 80. Закончите предложения, написав придаточные с союзами: так как, чтобы, если, когда. Может быть, у вас возникли разные варианты окончания предложений? Запишите их.
Я купил новое пальто, так как
Мы торопились, чтобы........
Я приеду к тебе, если .........
Мы собрались на дачу, когда …..
Задание № 81. Задание рассчитано на 10 занятий. Прочтите пословицы и поговорки. Какие из них вы употребляли в речи?
Бабушка надвое сказала. Без сучка без задоринки. Белая ворона. Бить ключом. Биться как рыба об лед. Блуждать в потемках. Больное место. Больной вопрос. Брать за душу. Брать под крылышко. Брать с потолка. Браться за ум. Бросать камешки в чужой огород. Бросаться в глаза. Бросаться словами. Бросать слова на ветер. Быть на дружеской ноге. Быть на голову выше. Быть на седьмом небе. Быть не в своей тарелке. Быть не из робкого десятка.
Одним из основных условий в успешном преодолении амнестико-семантической афазии, наблюдаемой при сосудистых заболеваниях головного мозга, является «незамечание» допущенных больным ошибок, так как всегда можно предложить больному несколько дней спустя то же или подобное задание. Больному, пожилому, с точки зрения обывателя уже «выживающему из ума деду или бабке», должно быть комфортно, интересно на занятиях логопеда, он должен постоянно чувствовать, что он «не так уж плох», самоутвердиться в своей активности в жизни и «помахивать рукой» на «неразумных» детей и внуков. В конце курса занятий (в стационаре и амбулаторно), длящегося от четырех до шести месяцев, в течение которых у больного «сотрется» комплекс неполноценности, с больным желательно проводить беседы о творчестве известных писателей и поэтов, по репродукциям известных художников (пожилые люди не так уж часто посещают картинные галереи), о собираемых больным коллекциях, его «хобби» и т.п. Больной должен чувствовать себя здоровым человеком, не путающимся в «левом» и «правом», в «над» и «под» в их сложных вариациях.
Соответствующая медикаментозная терапия, повышающая внимание и память больного, назначенные больному врачом антидепрессанты, а также соответствующие беседы с родственниками больного помогают ему пережить дефицит в лексическом объеме многозначности слова и другие семантические погрешности.
При всех формах афазии так или иначе нарушаются элементарные навыки счета. При амнестико-семантической афазии нарушения навыков счета проявляются в трудностях определения разрядности числа (десятки, сотни, тысячи и т.п.). Больной, например, пишет 182 вместо 1082 или наоборот, плохо ориентируется в квазипространственных математических операциях на сложение, вычитание, деление и умножение. В быту эти операции необходимы при оплате квартплаты и других бытовых услуг, при покупках в магазине, аптеке, транспорте и т.п. Для восстановления этих операций логопед может давать больному задания на «снятие» показателя электросчетчика, заполнение квитанций за телефон и т.п. и суммирование этих чисел. Больной понимает, что ему это «трудновато», и с удовольствием занимается «полезной» деятельностью.
Подведем итоги по тактике логопедических занятий с больным с амнестико-семантической афазией: 1) предельно щадящий, антидепрессионный фон занятия, что, кстати, касается работы со всеми больными с афазией; 2) расширение объема лексики больного, уточнение в памяти больного значений синонимов, антонимов и омонимов и многозначности слова и словосочетания; 3) «игнорирование» импрессивного аграмма-тизма, выявляемого путем нейропсихологических тестов для определения очага поражения головного мозга.