Темы для самостоятельной работы студентов

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КАЗАХСКО-ТУРЕЦКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.ЯСАВИ

ФАКУЛЬТЕТ МЕДИЦИНЫ

КАФЕДРА «ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ»

«УТВЕРЖДАЮ» Начальник управления медицинского образования, к.м.н. ______________ У.Б.Татыкаева «______» ____________2016 г.

СИЛЛАБУС

по дисциплине «Медицинская биофизика»

Код дисциплины:MB 1112

Cпециальность:5В130100 «Общая медицина»

Общий объем кредита-3

Практические занятия –45 ч.

СРСП –45 ч.

СРС -45 ч.

Курс – 1

 
Туркестан – 2016

Силлабус по дисциплине «Медицинская биофизика» составлен по рабочей учебной программе, разработанной на основании типовой учебной программы, соответствующей Государ­ственному общеобязательному стандарту образования Республики Казахстан 2006 г. по специальности 5В130100 - «Общая медицина» и утвержденной Департаментом образования, науки и кадровых ресурсов Министерства здравоохранения РК (18.06. 2007 г., Астана) и основного учебного плана, утвержденного Сенатом университета 26.06.2013 г. протокол №6, в соответствии с требованиями инструктивного письма №6.

Силлабус обсужден на заседений кафедры «Общей хирургии»

Протокол № ______ от “____”_____________ 2016 г.

Заведующий кафедры ___________ к.м.н., доцент Н.К.Тулежанов

Рассмотрено комитетом по методам образования и оценки

Протокол № ______ от “____”_____________ 2016 г.

Председатель комитета___________ преподаватель К.Б.Бураева

Одобрено комитетом по образовательным программам

Протокол № ______ от “____”_____________ 2016 г.

Председатель комитета по ОП и УМС,PhD__________ М.Б.Жунисова

Сведения о преподавателях:

1. Байзак Усен Ахметович,д.п.н, к.ф.-м.н.,член-корр. Российской академии естествознания, и.о.проф.

Приоритетные научные интересы: Профессиональная подготовка будущих врачей по медицинской технике.

Контактная информация:г.Туркестан, Университетскийгородок,№3корпус медицины, 2-этаж, 274, 239 кабинеты. Тел. 8 (72533) 6-36-36, е-mail: [email protected].

2. Усембаева Индира Бахытовна,PhD доктор, ст.преподватель.

Приоритетные научные интересы: проблемы преподования прикладной физики в ВУЗе.

Контактная информация:г.Туркестан, Университетскийгородок,№3корпус медицины, 2-этаж, 274, 239 кабинеты. Тел. 8 (72533) 6-36-36, е-mail: [email protected]

3. Минтасова Aйгуль Сембековна,преподаватель, магистр естественных наук.

Приоритетные научные интересы: Проблемы преподaвания медбиофизики в вузе.

Контактная информация:г.Туркестан, Университетскийгородок,№2 корпус медицины, 2-этаж, кабинеты 218а, 221а. Тел. 8 (72533) 6-36-36, е-mail:[email protected]

Политика дисциплины: В соответствии с требованиями «педагогической стратегии в области медицинского образования» медицинский кластер при МКТУ им. А.Ясави оценку знаний студента проводят формативно и суммативно (итоговое занятие, промежуточный контроль, экзамен).

В соответствии с 7 пунктом «Регламента Университета по организации учебного процесса и экзамена» студенты обязаны посещать лекции и практические занятия. Пропущенные занятия студентом, в каждом семестре считаются по отдельности и не должно превышать 10% из общего числа аудиторных часов учебной программы. Пропущенные занятия по состоянию здоровья не входят в процентные ограничения. Справка о состоянии здоровья должна зарегистрироваться в клинике университета или АИ за три дня и должны получить разрешение на отработку с деканата. Пропуски по уважительной причине должны отрабатываться до сдачи блока. Студент должен самостоятельно изучить пропущенные темы и выполнить задания данные преподавателем. Пропущенные занятия повторно не проводятся. В конце семестра или учебного года чтобы получить допуск к экзаменам студент должен посещать, не учитывая пропуски по уважительной причине, минимум 90% аудиторных часов. Студента из-за пропусков занятий или не набравших проходной балл о недопущенности к экзамену ставит в известность преподаватель дисциплины до начала сессии. На основании сведения заведующего кафедры эти студенты не допускаются к экзамену со стороны деканата.

Введение

Биофизика представляет собой одну из фундаментальных биологических дисциплин, которая дает возможность на основе плодотворного слияния трех наук - физики, химии и биологии подойти к пониманию основ жизненных процессов.

Знание законов биофизики дает возможность разрабатывать новые методы диагностики и лечения. В настоящее время многие биофизические методы широко используются в диагностике различных заболеваний, для выяснения механизма действия лекарственных препаратов, для контроля при лечении. Знание теоретических основ этих методов необходимо для осознанной и объективной интерпретации данных клинико-диагностических и лечебных мероприятий. Диагностическая и лечебная тактика врача во многом зависят от данных, которые могут быть получены с помощью приборов. Максимальная эффективность использования в медико-биологических исследованиях различных технических средств может быть достигнута только тогда, когда исследователь знает физические основы работы прибора. Программа направлена также и на формирование у студентов научных знаний и практических навыков по вопросам применения современной медицинской техники.

Учебный курс направлен на развитие следующих компетенций, согласно рамкам конечных результатов обучения выпускников медицинских специальностей МКТУ имени Х.А.Ясави.

Уровень знаний Компетенции, выраженные в ролях Удельный вес
Б.1.1 УЧЕНЫЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ.ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ: применяет знания немедицинских, биомедицинских, клинических, социальных и поведенческих наук в практике. 0,4
Б.1.2 УЧЕНЫЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ.УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИЕЙ: умеет сформулировать исследовательский вопрос, осуществить поиск литературы, критически оценить литературные источники, эффективно представить презентацию, владеть компьютерными технологиями. 0,3
Б.3.1 ПРОФЕССИОНАЛ СВОЕГО ДЕЛА. САМОРАЗВИТИЕ: демонстрирует способность к постоянному обучению. 0,3

2.2.Цель дисциплины:Формирование научного мировоззрения и научной методологии в медицине, как теоретической основы клинико-лабораторных и функциональных методов исследования, молекулярной диагностики и применения современных технических средств для медицинских исследований.

2.2. Задача обучения:

· Показать роль биофизики в медико-биологических исследованиях;

· Создать теоретическую базу для медико-биологических и профессионалых дисциплин;

· Сформировать основу для примения биофизических методов в медико-биологических,

клинических, гигиено-эпидемиологических исследованиях;

· Научить применять физико-химических законов для объяснение процессов проходящих в

человеческих организмах;

· Формировать у студентов умение логического рассуждения.

2.4. Конечные результаты изучения дисциплины:

Общая рамка конечных результатов обучения в программе учебного курса:

Уровень Компетенции, выраженные в ролях Конечные результаты обучения
Б.1.1 УЧЕНЫЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. Применение знаний. Знания (когнитивная) домена: Запоминает: - биофизические процессы, проходящие в человеческом организме в молекулярном и клеточном уровне, положительные и отрицательные влияние физических факторов на организм человека; - физико-химические особенности строения мембранных структур и механизмы их функционирования. Понимает: - теоретическую основу биофизики, возникновения и распространения биопотенциалов; - биофизические механизмы транспорта веществ через мембрану, механизмы электрогенеза; - теорию Эйнтховена, основу гемодинамики, принципа работы фотоколориметрии, спектрофотомерии и др., механизм действия физических факторов (эл.тока, Э-М полей, НЧ, ВЧ, СВЧ токов); - биофизические закономерности работы сердечно-сосудистой системы, мышечной и дыхательной систем. Применяет: - биофизических законов для определения коэффициента поверхностного натяжения, концентрации раствора с помощью фотоколориметра. - правил техники безопасности при выполнения лабораторных работ по биофизике. Навыки (психомоторная) домена: Точность: - определяет и сформулирует научные достижении изучаемой темы на основе дополнительных литературных источников. Отношение/поведение (аффективный)домена: Наделение ценностью: - сознает важность знании по медбиофизике для будущих врачей.
Б.1.2. УЧЕНЫЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. Управление информацией. Знания (когнитивная) домена: Применяет: -интернет в поиске необходимого материала; -метрологическую основу исследований; - правильный подбор технических средств для решения медицинских задач; - правильные пути решения задач оптимального сопряжения биообъекта и технических средств в медико-биологических исследованиях. Навыки (психомоторная) домена: Точность: - организует основную группу медицинских оборудовании и аппаратов для исследования биологических систем. - организует компьютерные технологии для построения диаграмм, графиков, схем, презентации на основе литературных источников. Отношение/поведение(аффективный)домена: Наделение ценностью: - студенты по темам каждого занятия самостоятельно готовить схемы, графики, сознавая важность знании по медбиофизике для будущих врачей.
Б.3.1. ПРОФЕССИОНАЛ СВОЕГО ДЕЛА. Саморазвитие. Знания (когнитивная) домена: Применяет: - cамостоятельно освоенные темы курса медбиофизики в практических занятиях; Навыки (психомоторная) домена: Точность: -выполняет правил техники безопасности; Отношение/поведение(аффективный)домена: Наделение ценностью: - демонстрирует способность знаний полученого от предущего информаций.

2.5.Пререквизиты и постреквизиты дисциплины:

Пререквизиты дисциплины– школьные программы по дисциплинам: физика, биология, химия, математика.

Постреквизиты дисциплины – физиология, молекулярная биология и генетика, биохимия, патологическая физиология.

2.6. Краткое содержание дисциплины.Биофизика - наука, изучающая физические и физико-химические явления в живых организмах. Традиционно биофизику разделяют на молекулярную, объектом исследования которой явля­ются биологические молекулы, биофизику клетки, изучающую надмолекулярные структуры живой клетки, и биофизику сложных систем, рассматривающую различные уровни организации живых систем - сообщества клеток, ткани, организмы, популяции. Подробно рассматривается физические факторы, его характеристики и применение в медицине. Рассматривается принципы функционирования и применения современной медицинской техники, ее воздействия на организм человека и физические методы диагностики и терапии.

Тематический план практических занятии и самостоятельных работ студентов

Тематический план практических занятий

Тема Форма проведения и оценка Продол-житель- ность
1. Вводное занятие. Остаточное знание по физике. Погрешности измерений и их вычислении. Графические методы обработки измерений. О предмете медбиофизики. Форма проведения: SGL, обратная связьпо освоению компетенций, TBL. Текущая оценка:обсуждения результата лабораторного занятия, развитие практических навыков. Суммативная оценка:MCQ, SAQ
2. Строение и свойства биологических мембран. Основные функции биомембраны. Искусственные мембраны. Фазовые переходы в мембранах. Современные методы изучения структуры и функций биологических мембран. Транспорт веществ через биологические мембраны. Механизм пассивного и активного транспорта. Уравнение Нернста. Транспорт через ионные каналы. Форма проведения: SGL, обратная связьпо освоению компетенций. Текущая оценка:тестирования, развитие практических навыков. Суммативная оценка:MCQ, SAQ
3. Биоэлектрические потенциалы и их виды: покоя и действия. Механизм генерации биопотенциалов мембран. Распространение нервного импульса вдоль возбудимого волокна. Форма проведения: SGL, обратная связьпо освоению компетенций, TBL. Текущая оценка:тестирования, развитие практических навыков. Суммативная оценка:MCQ, SAQ, SC.
4. Проведение потенциалов действия по тканям сердца. Теория Эйнтховена. Сердца как электрически диполь. Устройство, принцип работы электрокардиографа. Методы регистрации ЭКГ. Лаб.работа: Изучение работы ЭКГ. Форма проведения: SGL, обратная связьпо освоению компетенций, PAL. Текущая оценка:обсуждения результата лабораторного занятия, развитие практических навыков. Суммативная оценка:MCQ, SAQ
5. Биофизика слуха. Звук и физические величины характеризующие звука.Строение уха. Наружное, среднее и внутренее ухо. Механизм слуха. Диагностические аппараты. Лаб раб.: Аудиометрия. Форма проведения: SGL, обратная связьпо освоению компетенций, PAL. Текущая оценка:обсуждения результата лабораторного занятия, развитие практических навыков. Суммативная оценка:MCQ, SAQ
6. Принципы преобразования биологических и неэлектрических сигналов в электрические. Конструкции датчиков и электродов, их основные характеристики. Приборы для измерения функции внешнего дыхания. Устройство и принцип работы. Регистрация и анализ данных функциональных исследований. Лаб.работа: Изучения работы спирометра. Форма проведения: SGL, обратная связьпо освоению компетенций, CBL. Текущая оценка:обсуждения результата лабораторного занятия, развитие практических навыков. Суммативная оценка:MCQ, SAQ, SC
7. Реологических свойств биологических жидкостей. Физические основы гемодинамики. Закономерности движения крови в артериальном и венозном русле. Метод Короткова. Суточный мониторинг АД (СМАД). Методы исследования кровообращения. Имдеданс тканей организма. Метод реографии. Реоэнцефалография, реокардиография. Форма проведения: SGL, обратная связьпо освоению компетенций, TBL. Текущая оценка:тестирования, развитие практических навыков. Суммативная оценка:MCQ, SAQ
8. Биофизика зрения. Оптическая система глаза человека. Молекулярный механизм зрения. Применение линз. Превращения родопсина. Цветное зраения. Диагностические аппараты: рефратометр, офтальмоскоп. Форма проведения: SGL, обратная связьпо освоению компетенций, TBL. Текущая оценка:тестирования, развитие практических навыков. Суммативная оценка:MCQ, SAQ
  Рубежный контроль N1 Текущая оценка, OR, MSQ, EMI  
9. Поглащение света. Закон Бугер-Бера-Ламберта. Примененение спектрофотометрических методов исследования для определения концентрации веществ в биологических жидкостях. Лаб. работа: КФК-2 Форма проведения: SGL, обратная связьпо освоению компетенций, TBL. Текущая оценка:обсуждения результата лабораторного занятия, развитие практических навыков. Суммативная оценка:MCQ, SAQ
Радиоактивность. Основы дозаметрии. Поглащенная, экспозиционная и эффективная доз. Едицины измерения дозы. Радионуклидная диагностика. Рентгеновское излучение. Источники рентгеновского излучения. Рентгенография. Форма проведения: SGL, обратная связьпо освоению компетенций, TBL. Текущая оценка:тестирования, развитие практических навыков. Суммативная оценка:MCQ, SAQ
Люминесцения и их виды. Фотобиологические процессы, виды. Биологические действия ультрафиолетовых излучении, применение. Форма проведения: SGL, обратная связьпо освоению компетенций, PAL. Текущая оценка:тестирования, развитие практических навыков. Суммативная оценка:MCQ, SAQ
Биологические действия постоянного, переменного тока на биологические объекты. Терапевтическая техника, основанная на применении постоянного тока. Метод гальванизации и элекрофореза. Низкочастотные терапевтические аппараты: Тонус, амплипульс и др. Форма проведения: SGL, обратная связьпо освоению компетенций, TBL. Текущая оценка:тестирования, развитие практических навыков. Суммативная оценка:MCQ, SAQ
ЭМ шкала волн. Применение высокочастотных, ультравысокочастотных и сверхвысокочастотных токов в терапевтических аппаратах. Электрохирургия. Форма проведения: SGL, обратная связьпо освоению компетенций, PAL. Текущая оценка:тестирования, развитие практических навыков. Суммативная оценка:MCQ, SAQ
Лазерное излучение (ЛИ). Способы получения лазерного излучения, создание инверсионной населенности. Применение ЛИ в медицине. Действия магнитного поля на биологические объекты. Применение в медицине. Ультразвук, способы получения и применение УЗ в медицине. УЗИ аппарат, виды датчиков. Форма проведения: SGL, обратная связьпо освоению компетенций, PAL. Текущая оценка:тестирования, развитие практических навыков. Суммативная оценка:MCQ, SAQ
Понятие о медицинской технике(МТ), классификация МТ. Диагностические, терапевтическкие и лабораторно клинические МТ. Применение МТ в медицине. Надежность и безопасность МТ. Форма проведения: SGL, обратная связьпо освоению компетенций, PAL. Текущая оценка:тестирования, развитие практических навыков. Суммативная оценка:MCQ, SAQ
  Рубежный контроль N2 Текущая оценка, OR, MSQ, EMI  
Всего часов:

Тематический план самостоятельной работы студентов c преподователем (СРСП)

Тема Форма проведения и оценка Продол-житель- ность
1. Вводное занятие. Остаточное знание по физике. Погрешности измерений и их вычислении. Графические методы обработки измерений. О предмете медбиофизики. Форма проведения: SGL, обратная связьпо освоению компетенций.
2. Строение и свойства биологических мембран. Основные функции биомембраны. Искусственные мембраны. Фазовые переходы в мембранах. Современные методы изучения структуры и функций биологических мембран. Транспорт веществ через биологические мембраны. Механизм пассивного и активного транспорта. Уравнение Нернста. Транспорт через ионные каналы. Форма проведения: SGL, обратная связьпо освоению компетенций, TBL.  
3. Биоэлектрические потенциалы и их виды: покоя и действия. Механизм генерации биопотенциалов мембран. Распространение нервного импульса вдоль возбудимого волокна. Форма проведения: SGL, обратная связьпо освоению компетенций, TBL.  
4. Проведение потенциалов действия по тканям сердца. Теория Эйнтховена. Сердца как электрически диполь. Устройство, принцип работы электрокардиографа. Методы регистрации ЭКГ. Форма проведения: SGL, обратная связьпо освоению компетенций, PAL.  
5. Биофизика слуха. Звук и физические величины характеризующие звука.Строение уха. Наружное, среднее и внутренее ухо. Механизм слуха. Диагностические аппараты. Форма проведения: SGL, обратная связьпо освоению компетенций, TaskBL.  
6. Принципы преобразования биологических и неэлектрических сигналов в электрические. Конструкции датчиков и электродов, их основные характеристики. Приборы для измерения функции внешнего дыхания. Устройство и принцип работы. Регистрация и анализ данных функциональных исследований. Форма проведения: SGL, обратная связьпо освоению компетенций, TBL.  
7. Реологических свойств биологических жидкостей. Физические основы гемодинамики. Закономерности движения крови в артериальном и венозном русле. Метод Короткова. Суточный мониторинг АД (СМАД). Методы исследования кровообращения. Имдеданс тканей организма. Метод реографии. Реоэнцефалография, реокардиография. Форма проведения: SGL, обратная связьпо освоению компетенций, CBL.  
8. Биофизика зрения. Оптическая система глаза человека. Молекулярный механизм зрения. Применение линз. Превращения родопсина. Цветное зраения. Диагностические аппараты:рефратометр, офтальмоскоп. Форма проведения: SGL, обратная связьпо освоению компетенций, CBL.  
9. Поглащение света. Закон Бугер-Бера-Ламберта. Примененение спектрофотометрических методов исследования для определения концентрации веществ в биологических жидкостях. Форма проведения: SGL, обратная связьпо освоению компетенций, TBL.  
10. Радиоактивность. Основы дозаметрии. Поглащенная, экспозиционная и эффективная доз. Едицины измерения дозы. Радионуклидная диагностика. Рентгеновское излучение. Источники рентгеновского излучения. Рентгенография. Форма проведения: SGL, обратная связьпо освоению компетенций, TBL.  
11. Люминесцения и их виды. Фотобиологические процессы, виды. Биологические действия ультрафиолетовых излучении, применение. Форма проведения: SGL, обратная связьпо освоению компетенций, TBL.  
12. Биологические действия постоянного, переменного тока на биологические объекты. Терапевтическая техника, основанная на применении постоянного тока. Метод гальванизации и элекрофореза. Низкочастотные терапевтические аппараты: Тонус, амплипульс и др. Форма проведения: SGL, обратная связьпо освоению компетенций, TBL.  
13. ЭМ шкала волн. Применение высокочастотных, ультравысокочастотных и сверхвысокочастотных токов в терапевтических аппаратах. Электрохирургия. Форма проведения: SGL, обратная связьпо освоению компетенций, TBL.  
14. Лазерное излучение(ЛИ). Способы получения лазерного излучения, создание инверсионной населенности. Применение ЛИ в медицине. Действия магнитного поля на биологические объекты. Применение в медицине. Ультразвук, способы получения и применение УЗ в медицине. УЗИ аппарат, виды датчиков. Форма проведения: SGL, обратная связьпо освоению компетенций, PAL.  
15. Понятие о медицинской технике(МТ), классификация МТ. Диагностические, терапевтическкие и лабораторно клинические МТ. Применение МТ в медицине. Надежность и безопасность МТ. Форма проведения: SGL, обратная связьпо освоению компетенций, PAL.  
Всего часов:

Темы для самостоятельной работы студентов

Наши рекомендации