Изменение ваших представлений

Для некоторых читателей может оказаться трудным сразу принять предлагаемый нами подход, и в этом нет ничего удивительного. Нам самим понадобились годы для того, чтобы прийти к тем представлениям, о которых вы только начинаете узнавать. Иначе не может и не должно быть. Обычно люди легко отказываются от представлений, которые когда-то были приняты без труда, а те, на признание которых было потрачено немало сил, оказываются более стойкими. Мы обратили внимание, что особенно хороших результатов добивались те пациенты, которые воспринимали наши принципы медленно и постепенно. Пока они обдумывали все подробности, взвешивая все «за» и «против», эти представления усваивались на всех уровнях личности, проникали во все личностные установки и поведение.

Поэтому в качестве первого шага к преодолению отрицательных установок необходимо просто осознать, как эти установки в течение многих лет влияли на результаты вашей ежедневной деятельности. Осознав же механизм их воздей­ствия, вы сможете использовать его во благо своего здоровья.

Очень важно также понять, что вам вполне под силу изменить свои пред­ставления. Это станет возможным, как только вы убедитесь в целесообразности новых, положительных установок. И хотя всех наших пациентов, да иногда и нас самих, время от времени посещают сомнения — отголоски старых представлений, огромное значение имеют само стремление пересмотреть старые взгляды и вера в то, что вы способна это сделать.

Многие из описываемых в этой книге методик и процессов направлены на то, чтобы поддержать в человеке эти новые взгляды и представления и показать, как он может их применить в своей жизни. Мы приглашаем вас к знакомству с ними. Постарайтесь отнестись к ним с той степенью открытости, на которую вы в настоящий момент готовы. Просто примеряя к себе предлагаемые идеи и приемы, вы обнаружите, что можете по-иному смотреть на мир, и постепенно ваши пред­ставления начнут меняться.

Изменение ваших представлений - student2.ru

ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

ЦЕЛОСТНОЙ МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА

Основываясь на собственных наблюдениях и исследованиях других ученых, мы разработали своего рода «психофизиологическую» модель, которая демонстриру­ет, как именно взаимодействие психологических и физиологических факторов способствует возникновению рака. В этой модели мы стремились объединить ре­зультаты различных исследований. Чтобы лучше понять эту модель, постарай­тесь представить себе имеющиеся научные данные в виде детской игрушки-моза­ики. Обладая всего несколькими фрагментами, трудно вообразить, что представ­ляет из себя вся итоговая картинка, но по мере того, как вы складываете все большее количество деталей, рисунок проступает все отчетливее. Модель — это попытка составить представление о целом прежде, чем будут собраны все его фрагменты. Нередко бывает, вы считаете, что все фрагменты стоят на своих мес­тах, и вдруг в самый последний момент оказывается, что последняя деталь подой­дет, только если переставить кое-что в уже сложенной части мозаики. Так и с научными моделями. Часто, чтобы привести их в соответствие с последними от­крытиями, в них приходится что-то изменять.

Психофизиологическая модель развития онкологического заболевания

Модель, приведенная на схеме 1, — это как раз то целое, которое мы сложили, основываясь на современных данных о взаимодействии приводящих к заболева­нию раком психологических и физиологических факторов. Ниже мы более под­робно рассмотрим каждый этап этого процесса. Мы вполне отдаем себе отчет, что результаты новых исследований внесут в эту модель кое-какие изменения, может, даже заставят переставить местами некоторые элементы, но на сегодняшний день она отражает наше представление об этом процессе, основанное на имеющихся данных.

Психологический стресс

Как уже было показано в четвертой и пятой главах, у нас есть убедительные доказательства того, что стресс является фактором, способствующим возникнове­нию болезней, в том числе и рака. Основываясь на количестве стрессовых ситуа­ций, с которыми человек сталкивается за определенный период времени, стало возможным предсказывать вероятность появления у него тяжелых заболеваний через какое-то время после этого. Наши наблюдения тоже подтверждают роль такого наложения стрессовых ситуаций в жизни больных. Но мы заметили, что особенно пагубно эти ситуации влияют на человека, если в результате он лишает­ся каких-то важных для него межличностных отношений или роли, являющихся главной частью его представления о себе, или же если он попадает в положение, кажущееся ему безвыходным.

Схема 1. Психофизиологическая модель развития онкологического заболевания

  Психологический стресс    
     
Депрессия. Отчаяние.  
     
Лимбическая система  
       
Деятельность гипоталамуса.   Деятельность гипофиза  
         
Изменение ваших представлений - student2.ru Иммунная система, (защитные функции организма)   Эндокринная система (восстанавливает гормональное равновесие)  
Изменение ваших представлений - student2.ru Изменение ваших представлений - student2.ru        
Изменение ваших представлений - student2.ru Изменение ваших представлений - student2.ru Подавление иммунной активности.   Увеличение количества аномальных клеток.
         
  Развитие рака  
                   

Более того, судя по различным данным, эти крити­ческие стрессовые события обычно происходят в период от полугода до полутора лет, предшествующих обнаружению у этого человека онкологического заболева­ния.

Депрессия, отчаяние

На протяжении своей жизни многие попадают в стрессовые ситуации, однако человека делает уязвимым для болезни не столько сам стресс, сколько то, как человек на него реагирует. Мы уже показывали выше, что у каждого из нас есть свои представления о том, кто мы в этом мире и как должны действовать в той или иной ситуации. Эти представления или правила и определяют то, как человек справляется со стрессом. В некоторых случаях они настолько ограничивают воз­можности его борьбы со стрессом, что человек оказывается в безвыходном поло­жении. В результате он погружается в депрессию, его охватывает отчаяние, ощу­щение безнадежности и беспомощности — словом, все те чувства, которые, как известно, предшествуют раку. Осознанно или неосознанно человек начинает рас­сматривать свою тяжелую болезнь и/или смерть как возможный выход из со­здавшегося положения.

Лимбическая система

Лимбическая система, связываемая с деятельностью глубинных отделов головно­го мозга, участвует во всех процессах, направленных на самосохранение организ­ма. Она отвечает за реакции типа «драться или убегать», рассмотренной нами в четвертой главе. Эта Лимбическая система регистрирует стресс, его последствия, все чувства и ощущения человека. Она реагирует также и на переживаемые чело­веком отчаяние и депрессию.

Деятельность гипоталамуса

Лимбическая система воздействует на организм в основном через гипоталамус — небольшую область головного мозга. Полученные от лимбической системы сигна­лы гипоталамус передает по двум каналам. Во-первых, как мы уже говорили в пятой главе, часть гипоталамуса, отвечающая за реакции на эмоциональный стресс, участвует в управлении иммунной системой. Во-вторых, гипоталамус играет веду­щую роль в регулировании деятельности гипофиза, который в свою очередь регу­лирует работу той части эндокринной системы, которая отвечает в организме человека за гормоны.

Иммунная система

Иммунная система — естественная защита организма — предназначена для того, чтобы изолировать или уничтожать любые злокачественные клетки, которые, как полагает современная медицина, время от времени образуются в организме каж­дого человека. Подавление иммунной системы может привести к распростране­нию раковых клеток. В приведенной выше модели эмоциональный стресс через лимбическую систему и гипоталамус угнетает иммунную систему, что приводит к повышению уязвимости организма для развития рака.

Наши рекомендации