Методические указания для самоподготовки студентов к практическим занятиям
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ:
I. ОБЩАЯ РЕЦЕПТУРА
Цель занятия:
Освоить общие правила выписывания рецептов. Ознакомиться с формами рецептурныз бланков. Научиться выписывать в рецептах все виды твердых, жидких и мягких лекарственных форм.
II. ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ
Цель занятия:
Изучить основные вопросы фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных препаратов.
III. Частная фармакология
Цель занятия:
- Освоить групповую классификацию лекарственных
препаратов.
- Изучить фармакологическую характеристику препаратов
каждой группы по схеме:
1. Механизм действия.
2. Показания к назначению.
3. Побочные эффекты, противопоказания к назначению, в том числе у детей.
4. Сравнительная характеристика препаратов.
5. Особенности действия и применения препаратов в педиатрической практике.
6. Студент должен уметь:
- выбирать и обосновывать назначение препаратов по клиническим показаниям с учетом возрастных особенностей ребенка;
- выписывать в рецепте «обязательные» препараты, в том числе в лекарственных формах, применяемых в педиатрии (с использованием МНН и торговых названий).
ТЕМА №1: «ВВЕДЕНИЕ В РЕЦЕПТУРУ, ТВЕРДЫЕ
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ.»
I. ОСНОВНЫЕ ВОРОСЫ ТЕМЫ
1. Определение рецепта, его значение и структура. Формы
рецептурных бланков.
2. Общие правила выписывания рецептов на лекарства для
амбулаторных больных; сильнодействующих, ядовитых и
наркотических лекарственных веществ; лекарств
отпускаемых бесплатно или на льготных условиях.
3. Источники получения лекарственных веществ.
4. Определение понятий: лекарственное вещество,
лекарственный препарат, лекарственная форма.
5. Виды лекарственных форм.
6. Классификация твердых лекарственных форм.
7. Определение, правила выписывания порошков для приема
внутрь и наружного применения (присыпки).
8. Определение, достоинства и недостатки, правила
выписывания таблеток, драже, капсул.
9. Общие понятия о других твердых лекарственных формах
(гранулы, пилюли, карамели, пастилки).
II. ВЫПИСАТЬ В РЕЦЕПТАХ
1. 30.0 присыпки из стрептоцида (Streptocidum). Назначить для
нанесения на рану.
2. 20.0 присыпки, содержащей 2% кислоты салициловой (Acidum
salicylicum). Назначить на пораженные участки.
3. 20 порошков панкреатина (Pancreatinum) по 0.5. Назначить по 1
пор. 3 раза в день перед едой.
4. 10 порошков фенобарбитала (Phenobarbitalum) по 0.5. Назначить
по 1 пор. за 30 мин. до сна.
5. 50.0 глюкозы (Glucosum). Назначить по 1 чайной ложке 3 раза в
день.
6. 60 капсул, содержащих по 0.4 ноотропила (Nootropil). Назначить
по 1 капсуле 3 раза в день.
7. 20 таблеток лазолвана (Lasolvanum) по 0.03. назначить по 1
таблетке 3 раза в день.
2. Противомалярийные средства:
а) влияющие на эритроцитарные формы малярийного плазмодия – гематошизотропные – хингамин (хлорохин).
б) влияющие на половые формы (гамонтотропные) – хиноцид,
примахин, бигумаль, хлоридин.
в) влияющие на преэритроцитарные формы (гистошизотропные)
– хлоридин, бигумаль.
Принцип действия, применение, побочные эффекты.
Особенности действия и клинического применения хингамина.
3. Понятие об амебиазе. Противоамебные средства (эметина
гидрохлорид, хингамин, метронидазол, тетрациклин).
Особенности действия, применение, возможные осложнения.
Особенности клинического применения метронидазола.
II. ЗАПОМНИТЬ ФОРМЫ ВЫПУСКА, ВЫПИСАТЬ В РЕЦЕПТАХ:
1. Пиперазина адипинат 6. Хингамин
2. Пирантел 7. Фуразолидон
3. Мебендазол 8. Метронидазол
4. Фенасал
5. Празиквантель (азинокс)
(тамифлю), арбидол, интерфероны):
а) направленность, спектр и механизм противовирусного
действия, применение отдельных препаратов;
б) понятие об интерфероногенах – полудан, амиксин;
в) средства для лечения ВИЧ-инфекции: зидовудин, санвиравир.
Принципы действия. Применение в детской практике.
II. ЗАПОМНИТЬ ФОРМЫ ВЫПУСКА, ВЫПИСАТЬ В РЕЦЕПТАХ:
1.Стрептомицина сульфат 4. Бициллин-1
2.Рифампицин 5. Ремантадин
3. Изониазид 6. Ацикловир
ТЕМА №31: «ПРОТИВОГЛИСТНЫЕ И
ПРОТИВОПРОТОЗОЙНЫЕ
СРЕДСТВА»
I. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ: