Общие методические указания. для проведения занятия преподавателем со студентами
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения занятия преподавателем со студентами
I курса лечебного факультета, факультета подготовки специалистов для зарубежных стран, медико-диагностического факультета
по основам медицинского ухода
Тема № 1 (занятие №1, 2):
Введение в дисциплину «Основы медицинского ухода». Обеспечение инфекционной безопасности в учреждениях здравоохранения.
6 часов
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ, МОТИВАЦИЯ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ, ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ
Цель занятия
Получить представление об основных учреждениях здравоохранения амбулаторного и стационарного типа, понятие об инфекционной безопасности, принципах и значении санитарно – противоэпидемического режима в учреждениях здравоохранения, понятие о внутрибольничной инфекции, асептике и антисептике, изучить основные методы дезинфекции и стерилизации.
Мотивация для усвоения темы
Дисциплина «Основы медицинского ухода» – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики обеспечения благоприятных психологических, физиологических, гигиенических условий жизни человека в период болезни и приемов оказания помощи пациенту, организации безопасных условий труда младшего и среднего медицинского персонала.
Дисциплина «Основы медицинского ухода» является неотъемлемой составной частью лечебного процесса и включает в себя комплекс мероприятий, способствующих облегчению состояния пациента и обеспечивающих успех лечения. Основные функции, связанные с уходом за пациентами, выполняют обычно медицинские сестры. Однако врач, проводящий обследование и лечение пациента, должен также организовать за ним соответствующий уход и проверить правильность выполнения рекомендуемых назначений. Кроме того, любой врач обязан хорошо владеть всеми практическими навыками ухода за пациентами, чтобы в случае появления у медицинских сестер затруднений уметь самому выполнить указанные манипуляции, объяснив при этом медсестрам причины возникших неудач.
Требования к исходному уровню знаний
Студент должен знать
1. Основные типы учреждений здравоохранения амбулаторного и стационарного типа.
2. Государственные и отраслевые нормативные правовые (законы и инструкции) и организационно – распорядительные документы (приказы Министерства здравоохранения Республики Беларусь), регламентирующие санитарно – противоэпидемический режим в учреждениях здравоохранения.
3. Понятие о внутрибольничной инфекции.
4. Основные методы стерилизации и дезинфекции.
5. Современные дезинфицирующие средства, их применение.
6. Понятие об асептике и антисептике.
Студент должен уметь
1. Применять на практике знания о санитарно – противоэпидемическом режиме в лечебных учреждениях.
2. Готовить дезинфицирующие растворы.
3. Применять знания основных нормативных документов, регламентирующих санитарно – противоэпидемический режим в учреждениях здравоохранения.
Материальное оснащение занятия
1. Основные нормативные документы, регламентирующие требования к соблюдению санитарно – противоэпидемического режима в лечебных учреждениях.
2. Дезинфицирующие и антисептические средства.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ
Занятие №1
1. Определение понятия «медицинский уход».
2. Роль ухода за пациентами в лечебном процессе. Врач как организатор квалифицированного ухода за пациентами.
3. Основные типы учреждений здравоохранения амбулаторного и стационарного типа
4. Основные структурные единицы учреждения стационарного типа.
5. Понятие об инфекционной безопасности. Санитарно- противоэпидемический режим в учреждениях здравоохранения.
6. Государственные и отраслевые нормативные правовые (законы, инструкции) и организационно-распорядительные документы (приказы Министерства здравоохранения Республики Беларусь), регламентирующие санитарно-противоэпидемический режим в учреждениях здравоохранения.
Занятие №2
7.Понятие о внутрибольничной инфекции. Понятие об асептике и антисептике.
8. Стерилизация и дезинфекция: виды, способы, методы дезинфекции.
9. Правила работы с дезинфицирующими средствами, профилактика побочных действий химических препаратов, профилактика профессиональных дерматитов.
10. Влажная уборка палат и других помещений, текущая и заключительная дезинфекция. Чистота воздуха и вентиляция в палатах.
Расчет учебного времени
№ п/п | Содержание | Расчет рабочего времени |
1. | Введение | 10 мин. |
2. | Теоретическая часть занятия | 40 мин. |
3. | Практическая часть занятия: демонстрация преподавателем основных нормативных документов, регламентирующих требования к соблюдению санитарно - противоэпидемического режима в учреждениях здравоохранения. | 40 мин. |
4. | Самостоятельная работа студентов: ознакомление студентов с нормативными документами, регламентирующих требования к санитарно – противоэпидемическому режиму, с основными дезинфицирующими средствами, инструкциями по их применению. | 30 мин. |
5. | Контроль усвоения темы. | 15 мин. |
6. | Заключительная часть занятия. Подведение итогов. | 10 мин. |
Общие методические указания
Во время занятия студентов необходимо ознакомить с основными типами учреждений здравоохранения, структурными единицами учреждения стационарного типа, понятиями стерилизации, дезинфекции, современными дезинфицирующими средствами, правилами работы с ними, профилактикой побочных действий химических препаратов. Теоретическая часть занятия отрабатывается в учебной комнате, практическая часть – в терапевтическом отделении, централизованном стерилизационном отделении.
Ход занятия
В начале занятия преподаватель излагает актуальность темы и целей занятия, проводит контроль исходного уровня знаний путем опроса и тестового контроля. Затем преподаватель знакомит студентов с устройством и структурными подразделениями учреждения стационарного типа, в терапевтическом отделении студенты изучают его основные структурные единицы, затем преподаватель знакомит студентов с основными нормативными документами, основными положениями санитарно – противоэпидемического режима в учреждениях здравоохранения, студенты изучают государственные и отраслевые нормативные правовые документы, регламентирующие санитарно - противоэпидемический режим в учреждениях здравоохранения. Преподаватель знакомит студентов со структурой централизованного стерилизационного отделения, правилами и способами дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации, а также контролем качества стерильности. Совместно с преподавателем и старшей медицинской сестрой студенты знакомятся с основными дезинфицирующими средствами, инструкциями по их применению, правилами и техникой безопасности при работе с химическими препаратами, профилактикой осложнений. В ходе заключительного этапа занятия преподаватель проводит контроль усвоения темы. В конце занятия преподаватель подводит итоги занятия, дает задание на дом.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Заликина, Л.С. Уход за больными: учебник / Л.С. Заликина. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 201 с.
2. Основы ухода за больными: уч. пособие / Л.В. Романьков [и др.]. – Минск: Элайда, 2012. – 200 с.
3. Основы ухода за терапевтическими пациентами: уч. пособие / К.Н. Соколов [и др.]. – Гродно: 2016. – 252 с.
Дополнительная литература
4. Карманный справочник медицинской сестры. Серия «Медицина для вас». / О.В. Чернова [и др.] - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 672 с.
5. Менджерицкий, И.М. Справочник медицинской сестры / И.М. Менджерицкий. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 640 с.
6. Обуховец, Т.П. Основы сестринского дела: учебное пособие. / Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова. – 6-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 505 с.
7. Лекционный материал.
Нормативные правовые акты:
7. Постановление МЗ РБ 29.08.2008 № 135 «Инструкция об организации диетического питания в государственных организациях здравоохранения».
8. Постановление МЗ РБ от 1 декабря 2008 г. № 207 «О внесении изменений и дополнений в Санитарные правила и нормы 2.1.7.14-20-2005 «Правила обращения с медицинскими отходами».
9. Приказ МЗ РБ №165 от 25.11.2002 г. «О проведении дезинфекции и стерилизации учреждениями здравоохранения».
10. Санитарные правила и нормы 2.1.7.14-20-2005 «Правила обращения с медицинскими отходами». Постановление Главного государственного санитарного врача РБ от 20.10.2005 г. №147.
11. Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения острых кишечных инфекций». Постановление МЗ РБ от 29.03.2012 № 31.
12. Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию организаций здравоохранения и к проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в организациях здравоохранения». Постановление МЗ республики Беларусь от 09 августа 2010 г. №109.
13. Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Cанитарно-эпидемиологические требования к организациям здравоохранения, оказанию медицинских услуг, в том числе и по косметологии, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в организациях здравоохранения». Постановление МЗ РБ от 28.10.2013 г. №107.
14. Санитарные нормы, правила «Требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения вирусных гепатитов». Постановлением МЗ РБ от 06.02.2013 № 11.
Заведующий кафедрой, доцент А.Л. Калинин
Доцент кафедры Н.Б. Кривелевич