Картинки ядовитых растений.
Конспект открытого урока
По окружающему миру
Тема: «Лесные опасности»
Класс
Учитель: Синицына И.М.
Первая квалификационная категория
2013-2014уч.год.
Тема урока: «Лесные опасности»
2 класс
Цели и задачи урока:
1. Выяснить, какие опасности могут подстерегать человека в лесу, научить правилам безопасности в природе.
2. Развить познавательную активность учащихся и самостоятельность добывания новых знаний.
3. Воспитывать стремление заботиться о своём здоровье и сохранении своей жизни.
Планируемые результаты:учащиеся запомнят правила поведения во время прогулки в лес; научатся избегать опасности в лесу; делать выводы из изученного материала.
Оборудование урока:
· Картинки с изображением съедобных и несъедобных ягод и грибов. Лесовик.
· Презентация.
· Учебник, тетрадь по окружающему миру с вырезанными картинками, клей.
· 2 корзинки.
· Пластилин, рисунки детей, книжки по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ну-ка, ты проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте
Всё ль в порядке,
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний
-Давайте вспомним тему прошлого урока. Для этого разгадаем кроссворд.с. 213
1. Дремлют в домике девчонки-
Красные шапчонки. (спички)
2. Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (огонь)
3.В брезентовой куртке и каске,
Забыв про кольчужную бронь,
Решительно и без опаски
Бросается рыцарь в огонь. (пожарный)
4.Таять может, да не лёд,
Не фонарь, а свет даёт. (свеча)
5.Сидит на крыше всех выше
И дымом дышит. (труба)
Получилось слово « пожар»
- Чем опасен пожар?
-Какие правила нужно соблюдать, чтобы предотвратить пожар? (Знаки)
-Как нужно себя вести, если пожар всё-таки возник? (телефон)
Стихотворение о пожаре с. 214
Мёртвый лес
Пожар отклокотал и умер,
И умер лес, отзеленел…
Медведь ушёл, удрали зайцы,
Хватили горя комары.
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары.
Стоял. Как братская могила,
Безрукий, безволосый лес!
Что ни пихта- иссякла сила,
Что ни лиственница- крест!
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей…
Не люди лес сожгли, не люди!
Не человек…Злодей, злодей.
Тема урока.
- Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие по летнему лесу.
(Картинка леса) слайд № 2
Природа тайн своих от нас не прячет,
Но будь внимательнее к ней. (Рыленков)
- А зачем вы ходите в лес?
(ответы детей)
- Не забывайте: вы в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. Значит, не делайте ничего такого, что нельзя делать в гостях.
Вот вы стоите у края леса, сейчас оглядываетесь и выбираете направление, куда идти.
Будьте очень внимательны, иначе и до беды недалеко.
- А как вы думаете, может ли лес таить в себе опасности?
-Что для вас может быть опасного?
- Давайте вместе разберём некоторые опасности, чтобы вам летом было просто приятно бывать в лесу.
Схема темы урока - слайд № 3
1. Лесные опасности
2. Ядовитые ягоды и растения
3. Несъедобные грибы
4. Жалящие насекомые
Физкультминутка
Лес смеётся, лес смеётся!
Над поляной пчёлка вьётся.
Лес смеётся - гриб растёт,
Ручеёк журчит, поёт.
Солнце листья золотит,
Ветерок в ветвях шалит.
Сердце радостное бьётся-
Это значит - лес смеётся!
Работа над новым материалом.
Ядовитые растения и ягоды леса.
- А знаете ли вы, какие лесные ягоды можно есть?
Отгадайте загадки.
Какую ягоду собирает медведь в лесу? (Малину)
Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица. (Земляника)
В сенокос - горька,
А в мороз - сладка,
Что за ягодка? (Калина)
- Сегодня мы поговорим о ягодах и растениях, которые вы должны обходить стороной.
Часто в газетах появляются сообщения об отравлении детей и взрослых травами или ягодами, причем, иногда это кончается весьма печально. То, что за детьми нужен постоянный присмотр, это очевидно. Но ведь и взрослые, зачастую, могут позволить себе отведать красивую ягодку или пожевать случайно сорванный листик.
Из тридцати тысяч растений, встречающихся в нашей стране, около тысячи являются ядовитыми. О некоторых ядовитых растениях я вам расскажу.
Слушайте и смотрите внимательно, ведь речь пойдёт о вашей безопасности.
Вы смотрите на картинки -
Эти ягоды, друзья, собирать в лесу нельзя!
В каждой яд опасный есть.
Если их однажды съесть,
Можно сильно отравиться,
И придётся вам лечиться.
Картинки ядовитых растений.
Волчье лыко. Слайд № 4
Это красивое, но очень опасное растение. Отравиться можно его ярко-красными ягодами или корой веток, которые обрывают ради красивых, напоминающих сирень, цветов. Сок волчьего лыка содержит яд - дафнин. При попадании сока растения на кожу появляется боль, краснота, отек, затем пузыри и язвы. При отравлении ягодами - жжение во рту и глотке, затруднение глотания, боли в желудке, расстройство желудка, рвота, в тяжелых случаях - остановка сердца.
Вороний глаз. Слайд № 5
Если увидишь четыре широких листа, а между ними чёрную круглую ягоду - это растение вороний глаз. Крупная чёрно-синяя ягода напоминает глаз птицы. Ягода очень красива, но не бери её в рот - она ядовита. Ядовитые вещества оказывают вредное действие на сердце, а главным образом на желудок и кишечник. Растение обладает неприятным запахом и часто вызывает головную боль.
3. Белена чёрная, дурман, красавка (белладонна). Слайд № 6
Белена встречается по оврагам, пустырям, вдоль дорог. Ядовитое растение.
Попробовав молодые сладкие ростки, семена или отведав аппетитные ягодки, человек ощущает сухость во рту, расстройство речи и глотания. У него расширяются зрачки и нарушается зрение, учащается пульс, возможны бред и галлюцинации, в тяжелых случаях - потеря сознания.
Это растение не едят даже животные.
4. Ландыш майский. Слайд № 7
Все части его, особенно цветки и ягоды ядовиты. Желание попробовать ярко-красные ягоды приводит к сильному отравлению, судорогам, головокружению.
Закрепление .
_ Если вы собрались в лес и забыли как выглядят ядовитые растения, то на помощь к вам придёт «Атлас – определитель».Напомните, как можно найти в нём нужную информацию?
Работа в «Атласе- определителе»
Вывод.
- Итак, какой вывод можно сделать из услышанного?
(не есть никаких ягод, кроме малины и земляники, не собирать в букеты незнакомые растения и цветы, не пробовать незнакомые ягоды).