Практика по хирургии начинается с работы в приемном отделении - 1 день

Студент должен уметь:

- по разработанной схеме проводить расспрос пациента для выявления основных потребностей и оценки функционального состояния важнейших систем организма при том или ином хирургическом заболевании или травме;

- осуществить независимые и зависимые сестринские вмешательства, составляя план действий:

- санитарную обработку пациента;

- смену нательного и постельного белья;

- способы и средства транспортировки пациента;

- неотложную помощь при острых хирургических заболеваниях и травмах.

В хирургическом отделении все 5 дней за каждым студентом закрепляется палата для курации пациентов. Ежедневно курируют 5-6 пациентов, на одного из них ведется учебная история болезни. Кроме этого, студенты осуществляют все этапы сестринского процесса по уходу за пациентами, проводят санитарно-просветительную работу. Остальное время распределяется следующим образом: пост медицинской сестры - 3 дня, перевязочные (“гнойная”, “чистая”) - 2 дня.

Пост медицинской сестры

Студент должен уметь:

- осуществить прием вновь поступающих (плановых, экстренных) пациентов с целью создания информационной базы о пациенте:

- оформление необходимой документации по приему пациента (паспортную часть врачебной истории болезни, журнал движения больных, выборка назначений, порционное требование и т.д.);

- провести сестринскую диагностику - выявление проблем курируемых пациентов с целью планирования сестринского ухода;

- осуществить вмешательства по уходу за пациентом;

- осуществить подготовку пациента к операции (экстренной или плановой): проведение психологической беседы, оценка эмоционального состояния пациента, помощь пациенту в устранении психо-эмоционального напряжения (запись в учебной истории болезни); физическую (проведение премедикации, подготовка кожи операционного поля, помощь пациенту): при гигиенической обработке кожи тела, переодевании пациента; смена нательного и постельного белья (методику обработки кожи операционного поля зарисовать и записать в истории болезни);

- транспортировать пациента в операционную;

- наблюдать за пациентом в ходе наркоза и операции:

· наблюдение, оценка и запись в учебной истории:

· общего состояния пациента на разных стадиях наркоза;

· состояние кожи, слизистых;

· состояние зрачка;

· динамика пульса, АД;

· “выход” пациента из наркоза.

- помогать операционной бригаде: при обработке рук перед операцией:

· при облачении в стерильное белье;

· при обработке рук, смене перчаток в ходе операции;

· при проведении текущей уборки.

- помощь анестезиологической бригаде при:

· перекладывании и укладке пациента на операционном столе;

· проведении инфузионно-трансфузионной терапии.

- в послеоперационном периоде:

а) в палате:

· подготовку функциональной кровати;

· подготовку постели для послеоперационного пациента;

· подготовку предметов ухода за пациентом;

· подключение кислорода;

· подготовку мочеприемника, флаконов для дренажа;

· подготовку мониторного оборудования;

б) проведение транспортировки пациента и перекладывание его на функциональную кровать, проведение инфузионной терапии;

в) наблюдение за послеоперационным пациентом:

· выявление проблем пациента, их оценка, оценка функционального состояния по системам, написание сестринских диагнозов и план наблюдения и ухода за пациентом;

- выполнить врачебные назначения в строгом соответствии с требованиями санэпидрежима хирургического отделения:

· обработка рук перед манипуляцией и после ее;

· обработка рук перед операцией и после ее;

· надевание и снятие стерильной одежды, перчаток;

· приготовление:

· мини-стола для инъекций;

· накрывание стола (стерильного) в процедурном кабинете;

· мини-стола для перевязок;

· подготовка и проведение внутривенных инфузий;

· участие в переливании крови и кровезаменителей.

- подготовить пациента к диагностическим манипуляциям:

· рентгенография желудка, 12-перстной кишки, желчного пузыря, мочевой системы;

· эндоскопическим исследованиям;

· ЭГДС;

· лапароскопии;

· цистоскопии;

· ректороманоскопии;

· бронхоскопии;

· компьютерной томографии.

Работа в перевязочных («чистой» и «гнойной») - 2 дня

Студент должен уметь:

- осуществить подготовку перевязочных материалов к стерилизации;

- обработать, подготовить к стерилизации и простерилизовать хирургический инструментарий в сухожаровом шкафу;

- подготовить к стерилизации операционного белья;

- приготовить стерильный стол;

- проводить перевязки;

- промыть раны, дренажи, подключить системы постоянного орошения раны антисептиками;

- помочь врачу при смене дренажей, ревизии раны.

1. Работа в хирургическом кабинете поликлиники (травмопункте):

Студент должен уметь:

- вести основные документы амбулаторного приема: амбулаторную карту, журналы, стат. талоны, экстренные извещения, справки, больничные листы и т.д.);

- проводить все виды уборок;

- вести документацию;

- выполнить туалет различных видов ран;

- помогать врачу при ПХО ран;

- вводить ПСС и СА, по назначению и под контролем хирурга;

- накладывать все виды мягких и твердых фиксирующих повязок, лечебных повязок, транспортных иммобилизирующих средств (по назначению и под контролем хирурга);

- провести перевязки, наблюдение за динамикой раневого процесса и - оценивать эффективность применяемых препаратов.

Практика по педиатрии

Проводится в детской поликлинике. Студенты работают на приеме с врачом, самостоятельно проводят осмотры детей, антропометрические измерения, дают рекомендации по вопросам вскармливания, профилактике рахита, предупреждению инфекционных заболеваний, выписывают рецепты на молочную кухню. Проводят патронажи к беременным, новорожденным, грудным и больным детям. Ведут наблюдение за диспансерными больными. Заполняют медицинскую документацию, ведут санитарно-просветительскую работу с родителями и детьми. Работают в прививочном кабинете, осваивают технику постановки пробы Манту, проводят профилактические прививки, оформляют документы. Помогают врачу в оказании неотложной помощи детям.

Работа на участке - 5 дней

Студенты работают под руководством заведующей поликлиникой, старшей медицинской сестры, участкового педиатра, участковой медицинской сестры.

Студент должен знать:

- устройство и принцип работы детской поликлиники, преимущества профилактического направления медицины при организации медицинской помощи детям;

- санитарно-эпидемиологический режим детской поликлиники, объем работы участковой медицинской сестры: профилактическую, лечебную, санитарно-просветительскую и работу с общественностью;

- медицинскую документацию участка, ее ведение, отчетность;

- правила проведения патронажа к здоровому и больному ребенку, организацию диспансеризации на участке в детской поликлинике;

- календарь профилактических прививок, правила отбора детей на прививки;

- принципы организации питания детей младшего возраста на молочной кухне;

- роль участковой медицинской сестры в помощи врачу по организации стационара на дому и ухода за больным ребенком;

- основные клинические проявления различных заболеваний, встречающихся в детском возрасте.

Студент должен уметь:

- осуществить прием больных детей;

- провести антропометрию детей с оценкой по стандартам физического развития;

- взять мазок на BL;

- провести дезинфекцию предметов ухода за больными, инструментария (шпатели, термометры);

- выписать рецепты, направления на амбулаторное обследование, консультации специалистов;

- рассчитать профилактическую и лечебную дозу витамина Д;

- оценить пробу Сулковича;

- оценить анализ крови, мочи, кала на бактериологическое обследование, яйца глист и копрограмму;

- поставить согревающий компресс на ухо ребенку, банки, горчичники; закапать капли в глаза, нос, уши;

- составить план профилактических прививок;

- взять анализ кала для бактериологического обследования на яйца глист, микропейзаж, копрограмму;

- провести патронаж к здоровому и больному ребенку;

- обработать пупочную ранку новорожденного ребенка;

- выписать рецепт на молочную кухню;

- измерить артериальное давление у детей;

- провести термометрию;

- уметь общаться с родителями и родственниками больного ребенка.

Работа в прививочном кабинете поликлиники - 1 день

Студент должен знать:

- требования к прививочному кабинету, оборудование; санитарно-эпидемический режим прививочного кабинета;

- календарь прививок, сроки вакцинации, доступ к профилактическим прививкам, медицинские отводы от прививок, их сроки;

- виды вакцин, их характеристику, условия хранения, сроки использования;

- клинические симптомы общих и местных поствакцинальных реакций.

Студент должен уметь:

- составить календарь прививок;

- оказать неотложную помощь при анафилактическом шоке;

- провести патронаж к привитому ребенку;

- оформить документацию регистрации профилактических прививок;

- провести и оценить пробу Манту.

Наши рекомендации