Личная гигиена, определение, понятие, основные элементы личной гигиены и здорового образа жизни в современных условиях.

Личная гигиена — свод правил поведения человека в быту и на производстве. В узком понимании гигиена — это гигиеническое содержание тела, одежды и предметов домашнего обихода. Нарушения требований личной гигиены могут сказаться на здоровье как одного человека, так и очень больших групп людей (коллективы предприятий, семьи, члены различных сообществ и даже жители целых регионов).

ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ

1. Гигиена тела. Кожа человека защищает весь организм от всевозможных воздействий окружающей среды. Соблюдение чистоты кожи чрезвычайно важно, ведь кроме защитной функции, она выполняет следующие функции: терморегулирующую, обменную, иммунную, секреторную, рецепторную, дыхательную и другие функции.

2. Гигиена волос. Правильный уход за кожей головы и волос нормализует деятельность сальных желез, а также улучшает кровообращение и обменные процессы. Поэтому к процедуре мытья головы необходимо относиться ответственно.

3. Гигиена полости рта. Правильный уход за ротовой полостью способствует сохранению зубов в хорошем состоянии на долгие годы, а также помогает предупредить очень многие заболевания внутренних органов.

4. Гигиена нательного белья и одежды и обуви. Немаловажную роль в личной гигиене занимает чистота нашей одежды. Одежда защищает тело человека от загрязнений, механических и химических повреждений, охлаждения, попадания насекомых и так далее.

Гигиена спального места.

  • У каждого члена семьи должны быть свое полотенце и своя постель.
  • Постельное белье необходимо менять еженедельно.
  • Спальное место должно быть удобным.
  • Перед сном необходимо проветривать спальное помещение.
  • Перед сном нательное белье рекомендуется менять на ночную сорочку или пижаму.
  • Старайтесь не допускать на постель домашних животных.

Нынешний темп жизни вынуждает не обращать внимание на те вещи, которые при более размеренном графике человек не обошёл бы стороной. Времени на прогулки, спорт и правильное питание не остаётся, и вслед за этим неизбежно начинаются проблемы со здоровьем. В таких случаях иногда приходится обратиться к запросу перевозка больных москва, но лучше попытаться предотвратить возможные заболевания.

Испытание здоровья

К сожалению, сезонным приёмом витаминов не обойтись. Бич современной жизни — гиподинамия. Проснувшись утром, человек садится в автомобиль или автобус, едет на работу, которая зачастую представляет из себя долгое сидение на одном месте, затем также на транспорте возвращается домой и проводит время сидя за телевизором или компьютером. Такой образ жизни быстро наносит удар по иммунной и эндокринной системе, суставам, приводит к заболеваниям органов малого таза и сердца. А часто жизненный уклад такого рода приводит к такой коварной и смертельно опасной болезни, как гипертония, особенно если человек имеет пристрастие к курению табака. Добавим ко всему вышеперечисленному нездоровое питание, когда человек принимает пищу либо нерегулярно, либо её качество и польза для организма сомнительна.

Проблем, как мы видим, много. Решать их нужно последовательно и комплексно. Часто человек обещает себе отказаться от каких-либо вредных привычек и начать заниматься чем-то полезным. Нередко обещание не удаётся выполнить из-за стрессов и усталости, которые приносит деятельность в современной жизни. Поэтому начинать следует с малого. Рекомендуется наметить план жизненных изменений и постепенно дополнять его новыми пунктами. При этом начинать следует с наиболее простых вещей: регулярный горячий обед, вечерние прогулки перед сном, ограничение времени, проводимого за телевизором, снижение употребления табака и алкоголя. Если, несмотря на все усилия, может понадобиться перевозка больных, то важно подобрать сервис соответствующего качества. Но главное помнить, что предотвратить проблемы гораздо проще, чем потом их решать.

53)Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата и зрения у детей и подростков

Для профилактики дефектов осанки используются определенные упражнения:

потягивания; прогибание спины назад с отведением рук вверх — назад; ходьба на носках с прогибанием спины; прогибание спины, сидя на стуле или скамейке с потягиванием; прогибание спины, стоя на четвереньках и коленях; наклоны назад с отведением рук в стороны; наклоны вперед с доставанием носков; упражнение «велосипед» в положении лежа на спине; наклоны туловища вправо и влево; сгибание ног и отведение в сторону, стоя спиной к вертикальной плоскости; сгибание ног в положении лежа; доставание носков ног в положении сидя на скамейке; подтягивание бедер к груди из положения лежа на спине.

При плоскостопии и для его профилактики проводятся упражнения, направленные на укрепление мышц стопы, голени: ходьба на носках и пятках; босиком по неровной поверхности; на наружных краях стоп; по гимнастической палке и растянутому на полу канату; собирание мелких предметов пальцами ног; переноска мелких предметов пальцами ног на небольшое расстояние от себя из и.п. сидя на стуле, скамейке. катание мяча пальцами ног.

Также рекомендуются прогулки на детских площадках, оборудованных специальными спортивными комплексами, адаптированными к росту ребенка. Родителям не стоит ограничивать малыша в движениях, желательно обеспечивать ему активную физическую деятельность, как на улице, так и дома (использовать детские спортивные комплексы: шведскую стенку, перекладину, кольца). Хорошо развитые мышцы спины и брюшного пресса позволят ребенку без напряжения сохранять правильную позу при сидении, стоянии и ходьбе.

Особое внимание нужно уделять позе ребенка во время сна: спина должна опираться во всех частях, лежать прямо, не провисая, сохраняя физиологические изгибы. Это возможно при положении лежа на боку или спине. Матрац должен быть полужестким, упругим, с учетом массы тела ребенка. Чем легче ребенок, тем мягче может быть матрац. Подушка должна быть небольшой и упругой. При положении на спине – уголки подушки помещаются над плечами с обеих сторон, при положении на боку – нижний край подушки заполняет пространство между подбородком и плечом.

Лечебная физкультура – важнейшая часть профилактики и коррекции нарушения осанки, плоскостопия, искривления позвоночника и др. дефектов оппорно-двигательного аппарата. Вследствие регулярных занятий ЛФК у ребенка формируется правильная осанка, суставы становятся подвижными, повышается выносливость и сила, развиваются волевые качества, организм укрепляется и закаливается. Независимо от того, на какую часть тела направлены упражнения ЛФК, обеспечивается стимуляция деятельности всего детского организма.

Противопоказания к занятиям лечебной физкультурой: общее недомогание, повышенная температура, рецидив хронического заболевания и острая форма любого заболевания.

Подбор обуви. Правильный подбор обуви имеет большое значение для профилактики плоскостопия. При выборе обуви необходимо, чтобы расстояние между концом самого длинного пальца и носком обуви составляло примерно один сантиметр. Задник у новой обуви должен быть достаточно жестким, чтобы удерживать пятку в правильном положении. Подошва должна быть эластичной и не препятствовать колыханию стопы при ходьбе. Рекомендуется маленький (2-3 см.) каблучок.

Различные заболевания органов зрения у детей можно разделить на воспалительные и невоспалительные. Необходимо помнить и о возможности тяжелых последствий травматизма.

К наиболее распространенным в детских коллективах воспалительным заболеваниям следует отнести конъюнктивиты и болезни век, в том числе ячмени, вызываемые бактериями и вирусами. Инфекция может быть занесена грязными руками или предметами личной гигиены. Лечение в обязательном порядке проводится окулистом.

Профилактика этих заболеваний заключается: 1) соблюдение элементарных гигиенических норм и правил (частое мытье рук с мылом, частая смена носовых платков, полотенец, наволочек, использование защитных очков при ярком свете). 2) защита глаз от пыли и раздражающих веществ. 3) сбалансированное, обогащенное витаминами питание. 4) исключить травматизм глаз, который увеличивается с возрастом.

Из невоспалительных заболеваний глаз наиболее распространенным нарушением зрения у детей является близорукость (миопия)

.Для профилактики близорукости в школе крайне важно соблюдение оптимального режима обучения, воспитания и отдыха. Среди мер профилактики начальных проявлений близорукости рекомендуется тренировка аппарата аккомодации. Это бывают простые упражнения, заключающиеся в рассмотрении объектов, находящихся на разном расстоянии. Детям предлагают быстро переводить взгляд с близко расположенного предмета (палец, карандаш, точка на оконном стекле) на удаленный (противостоящий дом, облако, дерево) и обратно. Эти упражнения целœесообразно проводить в течение 0,5-1 мин в серединœе урока с усиленной зрительной нагрузкой, а также дома.

Дальнозоркость - ϶ᴛᴏ такая рефракция, при которой человек плохо видит предметы, находящиеся близко от глаз и хорошо те, что находятся далеко.

Причины. Приблизительно 95% новорожденных дальнозорки. Только к 6-7 годам соотношение между длинной оптической оси глаза, его преломляющей способностью и размером глазного яблока уравновешиваются и рефракция становиться эмметропической, а в дальнейшем может развиться миопия. Дальнозоркость развивается с возрастом, как следствие склеротических процессов в глазу.

Профилактика. Избегать вредных привычек и заболеваний, а также психического перенапряжения и физического утомления во время беременности. Избегать зрительного переутомления в раннем детском возрасте (телœевизор, компьютер).

Астигматизм – нарушение кривизны роговицы, из-за чего человек видит прямую линию искривленной, наклонной или ломаной. При этом нарушается ориентация, процесс чтения, письма и др. Появляются головные боли, головокружения, снижается работоспособность. В таком глазе может быть одновременно дальнозоркая и близорукая рефракция.

Причины. Врожденные особенности (патология беременности, вредные привычки). Переутомление и не слишком хорошее питание в периоды интенсивного роста.

Профилактика. Избегать вредных привычек и заболеваний, а также психического перенапряжения и физического утомления во время беременности. Полноценное питание, щадящий режим, избегать травм глаза.

Косоглазие. Выделяют две основные разновидности косоглазия:

1. Сходящиеся косоглазие обычно развивается у близоруких людей и у тех, кто привык рассматривать предметы на близком расстоянии, а также читать, писать, низко наклонившись над столом. Лечение - операция. Профилактика: избегать привычки близко рассматривать предметы, низко наклоняться над книгой, тетрадью, коррекция близорукости.

2. Расходящееся косоглазие развивается чаще у людей с дальнозоркой рефракцией, вынужденных рассматривать предметы на близком расстоянии, при этом они обычно работают одним глазом, нерабочий глаз уходит в сторону, кроме того, в нём постоянно утрачивается способность видеть. Этот факт следует учитывать в раннем детском возрасте. На каком расстоянии следует подвесить игрушку над кроваткой ребёнка в 2-4-6 месяцев? На расстоянии 1,5-2 метра от глаз. В случае если повесить близко, есть опасность развития косоглазия, потому, что дети дальнозорки. Сначала подвешивают игрушки разной формы, а к 8-9 месяцам, разного цвета͵ особенно красные, жёлтые, оранжевые. Лечение: восстановить зрение в нерабочем глазу, хотя бы частично - это достигается длительными тренировками на специальных приборах, а затем операция на глазодвигательных мышцах. Профилактика: игрушки для рассматривания, картины, плакаты размещать на расстоянии 2 м от глаз ребёнка, не давать для игры мелкие предметы (игрушки, мозаики, строительный материал).

Спазм аккомодации. Аккомодация - ϶ᴛᴏ процесс приспособления глаза к видению на разных расстояниях. В норме он протекает мгновенно – глаз способен мгновенно переключаться с близких предметов на далекие. При переутомлении глаз не может мгновенно переключаться с близких предметов на далекие, то есть наблюдается спазм аккомодации.

Причины: переутомление глаза от долгой, напряжённой работы. Спазм аккомодации является предвестником развития близорукости и нуждается в немедленном лечении. Лечение: выключение глаза из работы (это достигается закапыванием в глаза атропина) на 1,5-2 месяца. Профилактика: соблюдать гигиену зрительной работы.

Дальтонизм - ϶ᴛᴏ врожденное нарушение цветного видения (цветоощущения). Наблюдается преимущественно у мальчиков и может выражаться как в нарушении видения отдельных цветов (красного, зелёного), но и оттенков зелёного, коричневого цвета. Дальтонизм определяется при помощи специального атласа с набором картинок, которые с определённой скоростью пролистывают перед обследуемым и он должен сказать, что на картинке изображено или написано. Дальтонизм является ограничением в выборе профессии (космонавт, шофёр, лётчик, железнодорожник и др.). Заболевание не корригируется.

одбор и расположение школьного оборудования в классе имеют важное значение в совершенствовании учебного процесса, сохранении высокой работоспособности и здоровья школьников, профилактике школьных форм патологии.

К школьному (учебному) оборудованию относят: мебель (столы ученические, стулья, парты, лабораторные столы и т.д., книжные, настенные и встроенные шкафы и стеллажи); классные доски; верстаки и станки учебных мастерских; оборудование спортивных залов; учебники, наглядные пособия и письменные принадлежности.

При подборе учебного оборудования должны выполняться следующие требования: оно должно соответствовать анатомо-физиологическим возможностям детей и подростков, обеспечивая тем самым удобную позу ребенка при учебных занятиях, сохранение работоспособности и предотвращая развитие школьных форм патологии; оно должно быть безопасным, исключать возможность травматизма и появления заболеваний детей и подростков (например, отсутствие режущих и острых выступов в мебели, использование при изготовлении книг и тетрадей безопасных красок и др.); школьное оборудование должно отвечать эстетическим требованиям, быть легкой конструкции и привлекательным по окраске, с элементами художественного оформления.

Учебная мебель должна быть изготовлена из твердых пород дерева, поверхность ее не должна быть слишком шероховатой или наоборот зеркально-гладкой. Предусмотрена отделка стола и сиденья стула прозрачным лаком с сохранением текстуры дерева или окраска непрозрачными покрытиями следующих цветов: желтого, светло-зеленого, голубовато-зеленого, серовато-голубого, голубого, зеленовато-желтого с коэффициентом отражения от 35 до 50 %. Поверхность должна быть матовой, так как блестящие поверхности столов, шкафов и другого оборудования оказывают слепящее действие на сетчатку, вызывают снижение остроты зрения, быстроты различения, устойчивости ясного видения и падение работоспособности. Нельзя окрашивать столы и шкафы в темные цвета, так как они будут поглощать большое количество света и негативно сказываться на психо-эмоциональном состоянии детей. Не допускается окрашивание школьного оборудования в белый цвет, так как при этом резко повышается яркость и уровень слепимости в помещении.

Парты или столы в классе расставляют рядами (обычно в 3 ряда) так, чтобы свет падал с левой стороны, соблюдая при этом установленные расстояния. В учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации эти расстояния следующие: от наружной стены до первого ряда (считают от окна) не менее 0,6 – 0,7 м, от внутренней стены до третьего ряда – 0,5 м, от задней стены до последних столов (парт) – 0,5 – 0,65 м, от классной доски до первых столов (парт) – не менее 2 м (оптимально 2,4 – 2,7 м), между рядами – 0,6 – 0,7 м. Расстояние от окон до третьего ряда столов должно быть не более 6 м, так как в противном случае рабочие места учащихся, сидящих в этом ряду будут плохо освещены естественным светом. Задние парты должны располагаться от классной доски не более чем на 8 м, так как дальнейшее их удаление вызывает чрезмерное напряжение зрения и слуха учащихся. В помещениях с квадратной и поперечной конфигурацией при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от доски до первых столов должно быть не менее 2,5 м, чтобы обеспечить учащимся, сидящим за первыми столами в крайних рядах, «угол рассматривания» не менее 30 о; расстояние от окон до первого ряда должно быть 0,5 м; от последних столов до задней стенки – 0,8 м; между рядами не менее 0,6 м.

Основные гигиенические требования, предъявляемые к классной доске, следующие: цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. В 1-4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела.

С целью сохранения осанки и высокой работоспособности школьника важное значение приобретает подбор оптимальной школьной мебели и обучение школьника правильной посадке.

Во время учебных занятий в классе наиболее целесообразна прямая посадка с легким наклоном корпуса вперед. Расстояние от глаз до тетради (книги) должно быть равно примерно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами, плечи должны располагаться параллельно краю крышки стола, предплечья и кисти рук - симметрично на столе, туловище отодвинуто на 5-6 см от края стола. Чтобы не сдавливались сосуды подколенной области, глубина сиденья должна быть равна примерно 2/3 - 3/4 длины бедра. Высота сиденья должна быть равна длине голени со стопой плюс 2-3 см на каблук: в этом случае ноги ученика во всех трех суставах (тазобедренном, коленном и голеностопном) согнуты примерно под прямыми углами, что препятствует застою крови в нижних конечностях и органах малого таза. Сиденье обязательно должно иметь спинку - или сплошную, профилированную, или, минимум, с двумя перекладинами - на уровне поясницы и на уровне лопаток.

Рассаживая учащихся, нужно принимать во внимание состояние их здоровья, а именно: остроту зрения, слуха и склонность к простудным заболеваниям. Как известно, обычно дети небольшого роста за соответствующими партами усаживаются ближе к доске, более рослые – сзади. В том случае, когда у высокорослого ученика имеются отклонения со стороны зрения (например, близорукость), его желатель-но переместить ближе к дос-ке, за наружную колонку, естественно, с нужной для него партой. Здесь следует отметить, что если зрение такого ученика корригируется очками, то его можно и не пересаживать вперед, но нужно следить за тем, чтобы он очками пользовался. При ослаблении слуха (например, в случае перенесенного отита) школьника высокого роста также желательно (вместе с нужной партой) пересадить ближе к доске, но уже за колонку, близкую к внутренней стене класса. Нежелательно усаживать на наружную колонку незакаленных, ослабленных, часто простужающихся учащихся. Один раз в год (после зимних каникул) следует менять местами учеников, сидящих за крайними колонками, не нарушая принципов правильной посадки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски, а во-вторых, создает более равномерные условия освещения.

Наши рекомендации