Сравнительный анализ систем здравоохранения Российская Федерация, Австралийский союз и Болгария.
В соответствии со статьей 41 Конституции РФ каждому гарантировано право на охрану здоровья и медицинскую помощь. На основании статьи 52 Конституции Болгарии граждане имеют право на страхование здоровья, гарантирующее им доступную медицинскую помощь, и на бесплатное медицинское обслуживание при условиях и в порядке, определенных законом. В Положении о правах в системе здравоохранения Австралии сказано, что каждый человек имеет право доступа к медицинскому обслуживанию и это право является важнейшим фактором действенности положения.
Обеспечение права на охрану здоровья путем оказания медицинской помощи осуществляется либо через систему бюджетного финансирования, либо через систему финансирования обязательного медицинского страхования.
В Российской Федерации используются два способа финансирования системы здравоохранения.
Обязательное медицинское страхование (ОМС) в силу закона распространяется на всех без исключения россиян. Любой гражданин, независимо от уровня доходов, пола или возраста, обладает правом доступа к бесплатным медицинским услугам, предусмотренным программой ОМС.
Финансирование программы обязательного медицинского страхования производится государством. Источниками финансирования в данном случае служат госбюджет и нижестоящие бюджеты, средства организаций и предприятий, благотворительные суммы. С работающих граждан удерживаются страховые взносы и перечисляются в специальный фонд, расходование средств из которого происходит при обращении пациентов за медицинской помощью. При этом люди с разным уровнем дохода уравнены в правах, - каждый из них имеет право на один и тот же пакет врачебной помощи.
Работающие граждане автоматически становятся застрахованными лицами. В данных случаях роль страховщика по договору обязательного медицинского страхования берет на себя предприятие или организация. Нетрудоспособные лица страхуются государством. Страховщиком здесь выступают местные органы управления. Другими участниками программы медицинского страхования, помимо застрахованных и страховщиков, являются лицензированные медучреждения и страховые медицинские компании.
Финансирование напрямую из бюджета в Российской Федерации осуществляется учреждений здравоохранения как федеральных, так и региональных.
В настоящее время источниками финансирования здравоохранения в Болгарии являются взносы на обязательное медицинское страхование, налоги, а также формальные и неформальные платежи населения. Стоит отметить, что в данный момент в Болгарии проходит реформа в соответствии, с которой государство пытается сделать сдвиг от финансирования из налогов в сторону взносов социального страхования в качестве основного механизма финансирования.
Также как и в России в Болгарии размер взносов установлен, централизовано, как фиксируемая часть дохода.
В Австралии основным источником финансирования системы здравоохранения является государство, но с работающего населения также удерживаются взносы. Правда в отличие от России и Болгарии в Австралии процент взноса зависит от дохода. Medicare – является обязательной системой страхования, финансируется в основном за счет средств бюджета.
Во всех трех странах существует добровольное медицинское страхование, которое оформляется за счет личных средств застрахованных. Отличительной чертой обладает лишь ДМС Австралии, так как там государство может частично компенсировать стоимость данного вида страхования.
Приведем статистические по данным на 2009-2010 год касательно объема финансирования от доли ВНП со стороны государства: в Австралии – 8,5 %, в Болгарии – 7,5%, в России – 5,4%.
Также одной из форм деятельности государств по охране здоровья граждан можно выделить социальные программы, принимаемые государством, в целях предоставления бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с Законом о медицинском страховании Болгарии медицинская помощь предоставляется: всем гражданам Болгарии, гражданам Болгарии, которые являются также гражданами других государств, но постоянно проживают в Болгарии; иностранным гражданам или лицам без гражданства, но имеющим долговременный вид на жительство; а также лицам, имеющим статус беженца, гуманитарный статус или получившим убежище. Из средств государственного и муниципальных бюджетов выплачиваются взносы на ОМС следующих категорий граждан: пенсионеров; лиц, получающих пособие по безработице; родителей или супругов, осуществляющих уход за инвалидами, потерявшими трудоспособность более чем на 90% или нуждающихся в постоянном уходе; лиц, имеющих право на пособия по социальному обеспечению и пособия на несовершеннолетних сирот, и члены их семей; ветеранов и инвалидов войн; лиц, получивших инвалидность в связи с исполнением воинского или служебного долга; лиц, подавших заявление о получении статуса беженца или политического убежища; заключенных; лиц, не имеющих дохода и проживающие в детских домах или учреждениях социального обеспечения; студентов высших учебных заведений в возрасте до 26 лет; дети до 18 лет. Однако существует группа людей, которая не работает и не в состоянии внести взносы в систему ОМС. Данная группа людей не пользуется медицинскими услугами.
В Австралии в соответствии с законодательством доступ к Medicare получают: всех граждане Австралии, лица, постоянно проживающие на территории Австралии, граждане Новой Зеландии, некоторые лица, чьи документы на постоянную визу находятся на рассмотрении, граждане стран, имеющих взаимное соглашение с Австралией по оказанию медицинской помощи. Однако необходимо внимательно изучать, что входит в страховку, так как, например, скорая помощь не покрывается страховой компанией.
В Российской Федерации в соответствии с Конституцией все граждане равны перед законом, поэтому медицинская помощь оказывается всем категориям без выделения каких-либо отдельных групп.
Отдельно стоит сказать про деятельность государства в сфере контроля качества, оказываемых медицинских услуг.
В Российской Федерации государство контролирует медицинскую деятельность разными способами. Оно контролируют качество оказания медицинской помощи организациями, которые оказывают услуги здравоохранения; создают специальные стандарты, осуществляет лицензирование, контроль и т.д.; осуществляет контроль за продажей и изготовлением лекарственных препаратов, продажей и изготовлением медицинской техники.
В Болгарии министерство здравоохранения отвечает также за работу всей сети учреждений скорой помощи в стране и сети служб общественного здравоохранения, в состав которой входят несколько национальных центров, инспекции по санитарно-эпидемиологическому надзору (28 инспекций со штаб-квартирами в каждом из 28 административных центров страны), медицинские центры, Национальный совет по борьбе со злоупотреблениями наркотиками и центры по консультированию и тестированию на ВИЧ/СПИД. Министерство здравоохранения занимается регистрацией частных учреждений здравоохранения в соответствии с Законом об учреждениях здравоохранения 1999 г. и разрабатывает проекты рекомендаций, инструкций, показателей и методик аккредитации медицинских учреждений.
В фармацевтическом секторе Министерство здравоохранения руководит деятельностью Исполнительного агентства по лекарствам, которое занимается регистрацией лекарственных средств и контролирует фармацевтический рынок страны. Оно проводит процедуры приватизации компаний, занимающихся производством и распространением фармацевтической и медицинской продукции и осуществляет надзор за централизованными закупками жизнеобеспечивающих и жизненно важных медикаментов.
Работе Министерства здравоохранения оказывают содействие другие ведомства, обеспечивающие надзорные функции, научную деятельность и информационные услуги населению в областях, смежных со здравоохранением:
Министерство окружающей среды и водных ресурсов отвечает за все аспекты охраны окружающей среды и обеспечение здоровья населения.
Министерство образования и науки отвечает за разработку и распространение материалов по вопросам санитарного просвещения. Оно вводит современные образовательные программы в школах, в которых пропагандируется здоровый образ жизни.
Министерство сельского и лесного хозяйства в рамках стратегии национальной политики здравоохранения обеспечивает безопасность продуктов питания массового потребления в соответствии с нормами ЕС.
В Австралии Министерство здравоохранения и по делам престарелых выполняет функции по наблюдению за проведением национальных программ, поддержку всеобщего доступа к медицинским, фармацевтическим и больничным услугам, повышению уровня здоровья населения и профилактике заболеваний.
Во всех трех странах многоуровневая система государственного контроля позволяет быстрее реагировать на нарушения в сфере здравоохранения.
В Российской Федерации, Австралии и Болгарии существует механизм возмещения вреда, причиненного здоровью.
Как говорилось выше в соответствии со статьей 41 Конституции РФ каждому гарантировано право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Возмещение вреда, причиненного здоровью в Российской Федерации основывается также на Гражданском кодексе, ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и ФЗ «О защите прав потребителей». Из анализа данных НПА можно сделать вывод, что возмещение осуществляется через гражданско-правовой механизм.
В Болгарии в свою очередь помимо гражданско-правового механизма существует административный механизм. На основании Закона о здравоохранении Болгарии и Законе об общественных запросах, сигналах, жалобах и апелляциях пациент может подать жалобу. По результатам рассмотрения жалобы органы могут вынести заявление об административном правонарушении и наложить административный штраф либо отстранить от работы на определенный срок. Как и в Российской Федерации, пациент в Болгарии имеет право обратиться в суд с заявлением о возмещении вреда, причиненного здоровью. В тоже время в стране нет надлежащим образом функционирующей системы компенсаций за неправильное лечение и халатное обращение медицинских работников к своим обязанностям. В настоящее время не сдаются никакие статистические данные, а возмещение вреда с медицинских учреждений взыскиваются при помощи специальных ассоциаций.
В Австралии существует норма об обязательном страховании профессиональной ответственности врачей. Таким образом, получается, что в случае ошибки врача компенсации пациенту выплачиваются страховой компанией. В Российской Федерации Министерство здравоохранения с 2013 года начинает подготовку законопроекта «об обязательном страховании гражданской ответственности медицинского учреждения пред пациентом». В настоящий момент в Российской Федерации осуществляется страхование медицинских учреждений на добровольной основе.
Данные меры представляются действенными, так как вне зависимости от того, чья ответственность будет застрахована – медицинского учреждения или врача – пациент будет в выигрыше, больше не будет необходимости в длительных судебных разбирательствах.
Не мало важным фактором в оказании качественной медицинской помощи играет соответствующий уровень подготовки трудовых ресурсов здравоохранения.
В Австралии вопрос кадров стоит остро. Из статистических данных видно, что в ближайшее будущее Австралия будет испытывать нехватку профессиональных кадров в здравоохранении, причем как высшего, так и среднего звена. В связи с этим решается вопрос, как на государственном уровне, так и на территориальном. Принимаются меры стимуляции роста специалистов, но не урон качеству подготовки. Для недопущения миграции специалистов в крупные города государство разрабатывает систему поощрений медицинских работников. Что касается вопроса уровня образования, то врач в Австралии должен иметь диплом о высшем образовании. После окончания учебного заведения необходимо зарегистрироваться в так называемом «профессиональном регистре». Затем после подтверждения владения минимальным стандартом компетенции врач может приступать к практике.
В Российской Федерации требования к врачам примерно такие же. Врач должен обладать высшим медицинским образованием и пройти сертификацию. Для поддержания хорошего уровня профессиональных знаний и навыков, сертификация проводится раз в пять лет, что позволяет обеспечивать повышение квалификации медицинских работников.
В Болгарии планированием медицинских кадров занимается Высший медицинский совет. Врачи после получения диплома о высшем медицинском образовании регистрируются в Министерстве здравоохранения Болгарии, получают лицензию на медицинскую практику и вступают в профессиональное сообщество. Послевузовое образование врачей в Болгарии очень развито и всячески поддерживается со стороны государства.
Несмотря на разные системы здравоохранения, государства стремятся к полному охвату населения в сфере медицинских услуг. Также, несмотря на попытки ввести саморегулирование в здравоохранении, роль государства остается высокой, что позволяет говорить о качественном оказании медицинской помощи.