Тема занятия: Клиническаясимптоматология и диагностика крупозной и очаговой пневмоний. Принципы лечения. Клиническая симптоматология и диагностика экссудативного плеврита

Цель занятия:

Научить студентов в процессе курации больных:

а) выявлять и правильно оценивать клинические симптомы указанных выше заболевания,

б) рационально выбирать необходимые для их диагностики лабораторные и инструментальные методы исследования,

в) грамотно интерпретировать их результаты.

Контрольные вопросы:

Преподаватель проводит опрос студентов и предлагает следующие вопросы:

1.Расскажите об этиологии и патогенезе пневмоний.

2.Какова современная классификация острых пневмоний.

3.Назовите основные стадии и симптомы крупозной пневмонии.

4.Перечислите методы и критерии диагностики крупозной пневмонии.

5.Какие осложнения могут возникнуть при крупозной пневмонии.

6.Расскажите симптоматологию очаговой пневмонии.

7.Перечислите методы и критерии диагностики очаговой пневмонии.

8.Расскажите об осложнениях очаговой пневмонии, о симптоматологии и критериях диагностики абсцесса легкого.

9.Расскажите симптоматологию, методы и критерии диагностики атипичных (интерстициальных) пневмоний.

10.Расскажите об этиологии и патогенезе экссудативного плеврита.

11.Чем характеризуется клиника экссудативного плеврита.

12.Перечислите методы и критерии диагностики экссудативного плеврита.

Оснащение занятия:

1.Таблицы.

2.Набор тестовых заданий и ситуационных задач.

3.Тематические больные.

4.Истории болезни пациентов.

Литература:

1. В.Х. Василенко и А.Л. Гребенева. "Пропедевтика внутренних болезней". М., 1989 г.

2. Н.А. Мухин и В.С. Моисеев "Пропедевтика внутренних болезней". М., 2002 г.

3. Н.А.Мухин, В.С.Моисеев" Пропедевтика внутренних болезней". М., 2009г

Занятие №8

Тема занятия: Исследованиебольных с острым и хроническим бронхитами, бронхиальной астмой. Клиническая симптоматология, диагностика, принципы лечения. Астматический статус. Симптомы бронхоэктатической болезни.

Цель занятия: Научить студентов в процессе курации больных:

а) выявлять и правильно оценивать клинические симптомы указанных выше заболевания,

б) рационально выбирать необходимые для их диагностики лабораторные и инструментальные методы исследования и

в) грамотно интерпретировать их результаты.

Контрольные вопросы:

Преподаватель проводит опрос студентов и предлагает следующие вопросы:

1.Расскажите об этиологии и патогенезе острого и хронического бронхита и его современной классификации.

2.Расскажите симптоматологию острого бронхита.

3.Назовите основные симптомы хронического бронхита.

4.Перечислите методы и критерии диагностики хронических бронхитов.

5.Какие осложнения могут возникнуть при хроническом бронхите.

6.Расскажите об этиологии, патогенезе и классификации бронхиальной астмы.

7.Чем характеризуется клиническая картина бронхиальной астмы.

8.Расскажите о причинах развития, стадиях и критериях диагностики астматического статуса, принципах оказания неотложной помощи.

9.Расскажите об этиологии и патогенезе бронхоэктатической болезни.

10.Чем характеризуется клиническая картина бронхоэктатической болезни.

11.Перечислите методы и критерии диагностики бронхоэктатической болезни.

12.Какие осложнения могут возникнуть при бронхоэктатической болезни.

Оснащение занятия:

1. Таблицы.

2. Набор тестовых заданий и ситуационных задач.

3. Тематические больные.

4. Истории болезни пациентов.

Литература:

1. В.Х. Василенко и А.Л. Гребенева. "Пропедевтика внутренних болезней". М., 1989 г.

2. Н.А. Мухин и В.С. Моисеев "Пропедевтика внутренних болезней". М., 2002 г.

3. Н.А.Мухин, В.С.Моисеев" Пропедевтика внутренних болезней". М., 2009г

Занятие №9.

Тема занятия: Итоговоеконтрольное занятие №2по теме: «Методы исследования и симптоматология заболеваний органов дыханий»

(Проверка теоретических знаний).

Вопросы к итоговому контрольному занятию №1.

1.Пропедевтика внутренних болезней как наука. Цели и задачи пропедевтической клиники.

2.Основы врачебной деонтологии.

3.Краткий исторический очерк развития диагностики.

4.Роль отечественных учёных в развитии диагностики и общей терапии внутренних болезней. Какие формы грудной клетки встречаются у здоровых людей и в патологии.

5.Методы клинического исследования больного и общая симптоматология заболеваний внутренних органов.

6.Схема истории болезни.

7.Расспрос больных.

8.Общий осмотр больных.

9.Сравнительная и топографическая перкуссия легких.

10.Аускультация, методы аускультации.

11.Правила аускультации.

12.Выды дыхании.

13. Хрипы. Крепитация. Шум трения плевры. Бронхофония. 14.Исследование мокроты.

15.Исследование плевральной жидкости.

16.Функционально-диагностические методы исследования при заболеваниях органов дыхания:

а).Частота и ритм дыхания;

б).Состав альвеолярного воздуха;

в).Тканевое дыхание;

г).Спирография;

д). Икфлуометрия;

е).Оксигемометрия;

ж).Проба Штанге;

з).Рентгеноскопия;

и).Бронхоскопия;

к).Томография;

л).Компьютерная томография;

м).Ультразвуковое исследования.

17. Перечислите жалобы больных с заболеваниями системы дыхания.

18.Расскажите о кашле и его диагностическом значении при заболеваниях органов дыхания.

19.Расскажите об одышке при заболеваниях дыхательной системы.

20.Какие бывают нарушения ритма дыхания.

21.Расскажите о болезненных ощущениях в грудной клетке.

22.Какое диагностическое значение имеет кровохарканье.

23.Какие формы грудной клетки встречаются у здоровых людей и в патологии.

24.Какие различают типы дыхания.

25.Какое диагностическое значение имеет пальпация грудной клетки.

26.Укажите причины усиления голосового дрожания.

27.Укажите причины ослабления голосового дрожания.

28.Расскажите об этиологии и патогенезе пневмоний.

29.Какова современная классификация острых пневмоний.

30.Назовите основные стадии и симптомы крупозной пневмонии.

31.Перечислите методы и критерии диагностики крупозной пневмонии.

32.Какие осложнения могут возникнуть при крупозной пневмонии.

33.Расскажите симптоматологию очаговой пневмонии.

34.Перечислите методы и критерии диагностики очаговой пневмонии.

35.Расскажите об осложнениях очаговой пневмонии, о симптоматологии и критериях диагностики абсцесса легкого.

36.Расскажите симптоматологию, методы и критерии диагностики атипичных (интерстициальных) пневмоний.

37.Расскажите об этиологии и патогенезе экссудативного плеврита.

38.Чем характеризуется клиника экссудативного плеврита.

39.Перечислите методы и критерии диагностики экссудативного плеврита.

40.Расскажите об этиологии и патогенезе острого и хронического бронхита и его современной классификации.

41.Расскажите симптоматологию острого бронхита.

42.Назовите основные симптомы хронического бронхита.

43.Перечислите методы и критерии диагностики хронических бронхитов.

44.Какие осложнения могут возникнуть при хроническом бронхите.

45.Расскажите об этиологии, патогенезе и классификации бронхиальной астмы.

46.Чем характеризуется клиническая картина бронхиальной астмы.

47.Расскажите о причинах развития, стадиях и критериях диагностики астматического статуса, принципах оказания неотложной помощи.

48.Расскажите об этиологии и патогенезе бронхоэктатической болезни.

49.Чем характеризуется клиническая картина бронхоэктатической болезни.

50.Перечислите методы и критерии диагностики бронхоэктатической болезни.

51.Какие осложнения могут возникнуть при бронхоэктатической болезни.

Занятие №10

Тема занятия: Расспрос и осмотр больных с заболеваниями органов кровообращения. Пальпация и перкуссия се­рд­ца. Диагностическое значение. Общие представления о рентгенологических методах обследования сердца.

Цель занятия:

Научить студентов:

а)при помощи расспроса выявить жалобы и анамнестические данные, в той или иной степени характерные для заболеваний сердечно-сосудистой системы;

б)методике осмотра, пальпации и перкуссии сердца, исследования пульса и измерения артериального давления и оценки полученных данных для диагностики сердечно-сосудистых заболеваний;

в)познакомить студентов с методами рентгенологической диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Контрольные вопросы:

1.Перечислите основные жалобы больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

2.Перечислите клинические варианты боли в области сердца и за грудиной, назовите патофизиологические механизмы возникновения болей при каждом варианте.

3.Перечислите клинические варианты сердечной одышки, кашля и кровохарканья и назовите патофизиологические механизмы их возникновения.

4.Охарактеризуйте отеки, возникающие у больных с заболеваниями сердца.

5.Перечислите выявляемые при осмотре проявления поражения сердечно-сосудистой системы.

6.Перечислите выявляемые при пальпации области сердца поражения сердечно-сосудистой системы.

7.Что такое пульс. Перечислите характеристики пульса.

8.Расскажите методику определения и нормативы артериального давления.

9.Укажите механизм образования и нормативы границ относительной тупости сердца.

10.Укажите механизм образования и нормативы границ абсолютной тупости сердца.

11.Как определяется конфигурация сердца. Какие конфигурации встречаются в патологии.

12.Как изменяются границы сердца при гипертрофии желудочков и дилатации предсердий и их диагностическое значение.

Оснащение занятия:

1. Таблицы.

2. Набор тестовых заданий и ситуационных задач.

3. Тематические больные.

4. Тонометры.

5. Фонендоскопы.

6. Рентгенограммы больных с различными конфигурациями сердечной тени.

Литература:

1. В.Х. Василенко и А.Л. Гребенева. "Пропедевтика внутренних болезней". М., 1989 г.

2. Н.А. Мухин и В.С. Моисеев "Пропедевтика внутренних болезней". М., 2002 г.

3. Н.А.Мухин, В.С.Моисеев" Пропедевтика внутренних болезней". М., 2009г

Занятие №11.

Наши рекомендации