Мотивационная характеристика темы. Эндокринная система - одна из трех интегративных систем (нервная, иммунная, эндокринная) регулирующих рост

Эндокринная система - одна из трех интегративных систем (нервная, иммунная, эндокринная) регулирующих рост, развитие, репродуктивные процессы, гомеостаз, адаптацию, регуляцию генной активности. Общебиологическое значение эндокринной системы - регуляция механизмов и интеграция функций всех органов. Морфологические изменения на клеточном уровне приводят к тяжелым патологическим состояниям. Знание гистологического строения органов эндокринной системы поможет глубже понять патогенез заболевания и правильно применять лечение. Ведущим органом мочевыделительной системы являются почки, в которых постоянно образуется вторичная моча. Почки выводят из организма шлаки, регулируют водно-солевой обмен между кровью и тканями, поддерживают кислотно-щелочное состояние крови, выполняют эндокринную функцию.

Учебная цель

Общая цель - знать развитие, строение и функции органов эндокринной и выделительной систем. Уметь различать на микропрепаратах структуры органов. Иметь представление о многоуровневой организации эндокринной системы, строении почки, структуре и функции нефрона, строении мочевого пузыря и мочеточников.

Конкретная цель. 1. Уметь идентифицировать органы эндокринной системы и составляющие ее тканевые и клеточные элементы на микроскопическом уровне. 2. Знать источники развития и общие закономерности функционирования эндокринных органов. 3. Определить роль железистых клеток органов эндокринной системы в продукции гормонов и их физиологическое значение. 4. Знать строение и функции нефрона. 5. Знать кровоснабжение почки. 6. Знать строение мочеотводящих органов.

Вопросы для самоподготовки

1. Уровни организации эндокринной системы.

2. Понятие о гормонах, их разновидности и функции.

3. Пути действия гормонов.

4. Гипоталамо-гипофизарная система.

5. Передний и средний гипоталамус, ядра, нейрогормоны.

6. Понятие о нейрогемальных органах.

7. Аденогипофиз, клетки, гормоны и их функции.

8. Нейрогипофиз, строение и функции.

9. Щитовидная железа. Фолликулярные и парафолликулярные клетки. Их гормоны и значение.

10. Паращитовидная железа. Строение, гормоны и функции.

11. Надпочечник: корковое вещество, гормоны и их значение. Понятие о неспецифическом адаптационном синдроме.

12. Строение почки.

13. Строение и функции нефрона.

14. Строение фильтрационного барьера.

15. Кровоснабжение нефрона.

16. Строение и функции мочеточника.

17. Строение и функции мочевого пузыря.

Рекомендации для работы на занятиях

Задание 1. Провести со студентами семинар-беседу по названным темам, используя вопросы для самоподготовки.

Задание 2. Провести тест-контроль по темам: «Эндокринная система: Гипоталямо-гипофизарная система. Периферические железы внутренней секреции», «Мочевыделительная система».

Задание 3. Предложить студентам решение ситуационных задач.

Задание 4. Предложить студентам дать описание и диагностировать микропрепараты, микрофотографии и рисунки.

Список микропрепаратов:

1. Гипофиз.

2. Щитовидная железа.

3. Паращитовидная железа.

4. Надпочечник.

5. Почка.

6. Мочеточник.

7. Мочевой пузырь.

Основная и дополнительная литература

Основная литература: 1) П. А. Мотавкин. Курс лекций по гистологии. - Владивосток : «Медицина ДВ», 2007; 2) Гистология человека в ответах на вопросы / под. ред. П. А. Мотавкина, Н. Ю. Матвеевой. - Владивосток: «Медицина ДВ», 2006; 3) Учебник гистологии / под ред. Ю.И.Афанасьева, Н, А. Юриной. - М. : «Медицина», 1999; 4) И.В. Алмазов, Л.С. Сутулов. Атлас по гистологии и эмбриологии. - М.: «Медицина», 1978.

Дополнительная литература: 1)В.В. Серов, М. А. Пальцев. Почки и артериальная гипертензия. - М. : «Медицина», 1993; 2) Дж. и X. Теппермен. Физиология обмена веществ и эндокринной системы. - М.: «Мир», 1989; 3) Б.М. Бреннер, Дж. Г. Стейн. Гормоны и почки. - М.: «Медицина», 1983; 4) В. М. Готмахер. Цито-функциональные особенности почки. - Ташкент: «Медицина», 1974.

Наши рекомендации