Кишечные бактериальные инфекции

Контроль исходного уровня знаний

Составить краткий текст по теме занятия,

используя приведенные ниже ключевые слова.

Ключевые слова для написания краткого текста по теме занятия

1. дизентерия колит формы этиология 2. холера возбудители периоды алгидный 3. колит набухание слизь полнокровие 4. пленки проктосигмоидит дифтеритическое фибринозное
5. дизентерия осложнения кишечные внекишечные 6. тиф кишки солитарные групповые 7. изъязвление некроз чистые мозговидное 8. брюшной селезенка брыжеечные лимфатические
9. брюшной кардиомиоциты строма инфильтрация 10. брюшной печень селезенка сыпь 11. брюшной осложнения кишечные внекишечные 12. дизентерия проктосигмоидит язвенный экзотоксин
13. эксикоз вязкость тромбозы гипокалиемия 14. «рисовый» «прачки» селезенка восковидный 15. холера тифоид колит аутофлора 16. брюшной гемокультура бактериохолия некроз
17. брюшной гранулемы клетки некрозы 18. дизентерия колит флегмона гангрена 19. дизентерия колит формы этиология 20. холера возбудители периоды алгидный

Задание на практическое занятие

1. Изучить и описать макропрепарат толстой кишки при дизентерии. Обратить внимание на толщину слизистой оболочки, наличие фибринозной пленки. Назвать вид воспаления.

2. Изучить и зарисовать микропрепарат № 132 «Дифтеритический колит при дизентерии». Найти фибринозную пленку и определить глубину ее распространения, отметить клеточный состав инфильтрата в демаркационной зоне. Оценить степень кровенаполнения сосудов кишки.

3. Изучить и зарисовать микропрепарат № 133 «Язвенный колит при дизентерии». Найти язвенные дефекты слизистой оболочки. Охарактеризовать дно и края дефектов, оценить состояние смежных участков слизистой оболочки.

4. Изучить и описать макропрепарат кишки с мозговидным набуханием групповых и (или) солитарных фолликулов (или с некрозами фолликулов) при брюшном тифе. Обратить внимание на увеличение объема фолликулов, особенности их поверхности, найти в них очаги некроза.

5. Изучить и зарисовать микропрепарат № 131 а «Гиперплазия фолликула кишки при брюшном тифе». Обозначить очаги скопления макрофагов («тифозных» клеток), образующих брюшнотифозные гранулемы. Оценить количество лимфоцитов.

6. Изучить микропрепарат № 131 б «Гиперплазия мезентериального лимфатического узла при брюшном тифе». Оценить соотношение числа лимфоцитов и макрофагов, найти брюшнотифозные гранулемы и очаги некроза в них.

7. Изучить и описать макропрепарат подвздошной кишки при брюшном тифе в стадии образования язв (или в стадии чистых язв). Обратить внимание на локализацию язвенных дефектов, охарактеризовать их дно и края. Отметить возможные осложнения.

8. Изучить макропрепарат селезенки при холере. Обратить внимание на уменьшение размеров органа, морщинистый вид капсулы.

9. Решить ситуационные задачи.

Ситуационная задача № 1

Рядовой С., 19 лет, в течение 3 недель находился на стационарном лечении в инфекционном отделении госпиталя по поводу брюшного тифа. В течение последней недели отмечались брадикардия, гипотензия, глухость тонов сердца. Ночью после дефекации возникло головокружение, больной попросил соседей по палате вызвать врача. Прибывший через 10 мин дежурный врач отметил сосудистый коллапс. Проводились мероприятия интенсивной терапии, которые эффекта не дали.

При патологоанатомическом вскрытии в просвете подвздошной и толстой кишóк обнаружено 1800 мл крови.

1. Назовите источник кровотечения.

2. Опишите вероятные патологические изменения органов брюшинной полости.

3. Какие патоморфологические изменения отмечались в сердце?

Ситуационная задача № 2

У больного Ф. на третьи сутки заболевания при ректороманоскопии в полнокровной и отечной слизистой оболочке прямой кишки обнаружены множественные острые язвы и очаговые кровоизлияния. Установлен диагноз: «Дизентерия. Язвенный колит».

1. При каком возбудителе возможны вышеописанные патологические изменения слизистой оболочки кишки в первые дни болезни?

10. Ответить на вопросы контроля итогового уровня знаний №№ 109 – 113.

Укажите, являются ли следующие утверждения верными или неверными:

109. При брюшном тифе могут поражаться не только групповые, но и солитарные лимфатические фолликулы кишóк.

110. Пневмония при брюшном тифе в части случаев вызвана самой брюшнотифозной палочкой.

111. В основе выраженных нарушений гемодинамики при брюшном тифе лежит сердечная недостаточность, обусловленная брюшнотифозным миокардитом.

112. Пневмония при дизентерии вызывается шигеллами.

113. К словам или словосочетаниям, обозначенным заглавными буквами, подберите подходящие утверждения, обозначенные цифрами, каждое из которых может быть использовано только один раз:

А. Кишечное содержимое в виде «горохового супа». 1. Обтурация общего желчного протока.
Б. Кишечное содержимое в виде «рисового отвара». 2. Брюшной тиф.
В. Кишечное содержимое дегтеобразного вида. 3. Холера.
Г. Кишечное содержимое серого цвета. 4. Острые язвы желудка.

Практическое занятие по теме:

Наши рекомендации