Адаптационная модель сестринского дела к. рой

Модель К. Рой (1976) тоже использует достижения в области физиологии и социологии. Положения этой модели широко используются NANDA.

Пациент, как считает К. Рой, — это индивид, имеющий набор взаимосвязанных и влияющих на поведение систем: биологической (анатомической и физиологической), психологической и социальной. Автор полагает, что как для физиологических, так и для психологических систем существует состояние относительного равновесия, к которому стремится человек, т.е. это какой-то диапазон состояний, в котором люди могут адекватно справляться со своими переживаниями. Для каждого человека этот диапазон уникален. Согласно этой модели, есть определённый уровень адаптации и все Раздражители (стрессоры), попадающие в этот диапазон, встречают более благоприятную реакцию, чем те, которые окажутся за его пределом.

Факторы, влияющие на уровень адаптации, называются раздражающие. Они в свою очередь бывают трёх типов: очаговые — находятся в окружении человека; ситуационные — возникают при оказании сестринской помощи рядом с очаговыми и влияют на них; остаточные — результат прошлых переживаний, верований, взаимоотношений. При сочетании с очаговыми и ситуационными они влияют на уровень адаптации.

Способы адаптации, изменяющие поведение: физиологический; Я-концепция; роль-функция; взаимозависимость.

Физиологический способ адаптации — это реакция человека на температуру, влажность, атмосферное давление, пищу, жидкость, кислород, углекислый газ и другие сенсорные раздражители. Способность справляться с новыми, непривычными физиологичными раздражителями не только обусловлена ими, но и зависит от возможностей физиологической системы адаптации конкретного человека.

Я-концепция — это желание человека понять самого себя, как собственное поведение, так и телесный образ. Как и предыдущий, этот способ адаптации имеет границы, в пределах которых человек может справляться с изменениями его психологических и телесных. Особенно эффективно этот способ адаптации должен включиться при подготовке человека к операциям, значительно изменяющим схему тела: ампутации конечностей, мастэктомии, наложению стомы и т.п.

Роль-функция предполагает изменение роли человека в жизни (в семье, на работе) в силу тех или иных обстоятельств. Например, человек» занимающийся только физическим трудом, в течение длительного времени оказывается на руководящей работе или активный, деятельный человек, руководящий большим коллективом, оказывается в лечебном учреждении и вынужден адаптироваться к пассивной роли пациента. В обоих примерах человек может выйти за рамки его возможностей адаптации в способе «роль-функция».

Взаимозависимость — стремление людей достичь состояния относительного баланса в различных взаимоотношениях. Например, мать—сын, муж—жена, продавец—покупатель, учитель—ученик, начальник—подчинённый, врач—пациент, сестра—пациент и т.д. Сестринскому персоналу следует учитывать ограниченность возможностей адаптации в ситуациях, когда пациент, оказавшись полностью зависимым от персонала, испытывает чувство давления, презрения, одиночества, отторжения, фамильярности и др.

Источник проблем пациента. Потребность в сестринском уходе возникает в том случае, когда в окружении человека имеет место недостаток или избыток средств и возможностей для использования того или иного способа адаптации.

Направленность сестринского вмешательства. При обследовании пациента прежде всего следует установить эффективные способы адаптации в тех случаях, когда его поведение даёт повод для беспокойства. Сестра поочерёдно изучает их в пределах 4 названных способов, затем определяет очаговые, ситуационные и остаточные раздражители, а также потребность в сестринском уходе. Сестра определяет степень влияния этого раздражителя на поведение пациента (то, что является раздражителем для одного, на другого может не оказывать влияния).

Цель ухода. Определив возможные очаговые (ситуационные, остаточные) раздражители, вызывающие неадекватное поведение, сестра совместно с пациентом намечает цели, позволяющие ему каптироваться к изменяющейся окружающей среде (долгосрочные Цели), и конкретные цели, позволяющие расширить уровень адаптации конкретным способом. Планируются вмешательства, которые могут изменить либо раздражители, либо уровень адаптации.

Сестринское вмешательство направлено на раздражители, находящиеся за пределами уровня адаптации пациента, чтобы изменить их или чтобы они оказались в пределах уровня адаптации. Возможны вмешательства, направленные на расширение уровня адаптации, дающего пациенту возможность справиться с имеющимися раздражителями. В своей модели К. Рой предлагает использовать сестринские вмешательства в основном при очаговых раздражителях.

Оценка качества и результата ухода. При оценке качества ухода сестра и пациент обращают внимание на положительные сдвиги в том или ином способе адаптации.

МОДЕЛЬ Д. ОРЕМ

Модель, предложенная Д. Орем (1971), в отличие от моделей Д. Джонсон и К. Рой, рассматривает человека как единое целое. Она основана на принципах самоухода, который Д. Орем определяет как «деятельность по сохранению жизни, здоровья и благополучия, которую люди начинают и осуществляют самостоятельно».

В данной модели большое внимание уделяется личной ответственности человека за состояние собственного здоровья. Однако придаётся большое значение и сестринским вмешательствам для профилактики заболеваний, травм, и обучению. Взрослые люди должны рассчитывать прежде всего на себя и нести определённую ответственность за своих иждивенцев при сохранении (поддержании) здоровья.

Основные положения модели

Согласно модели Д. Орем, пациент — единая функциональная система, имеющая мотивацию к самоуходу. Человек осуществляет самоуход независимо от того, здоров он или болен, т.е. его возможности и потребности в самоуходе должны находиться в равновесии.

Д. Орем выделяет три группы потребностей в самоуходе:

I. Универсальные:

• достаточное потребление воздуха;

• достаточное потребление жидкости;

• достаточное потребление пищи;

• достаточная возможность выделения и потребности, связанные с этим процессом;

• сохранение баланса между активностью и отдыхом;

• время одиночества сбалансировано со временем в обществе

других людей;

• предупреждение опасностей для жизни, нормальной жизнедеятельности, хорошего самочувствия;

• стимулирование желания соответствовать определённой социальной группе в зависимости от индивидуальных способностей и ограничений.

Уровень удовлетворения каждой из 8 универсальных потребностей для каждого человека индивидуален. Факторы, влияющие на эти потребности: возраст, пол, стадия развития, состояние здоровья, уровень культуры, социальная среда, финансовые возможности. Здоровый человек обладает достаточными возможностями самоухода, чтобы удовлетворить эти универсальные потребности.

II. Потребности, связанные со стадией развития (от младенчества до старости и в период беременности). Эти потребности удовлетворяются, как правило, всеми взрослыми людьми, которые поддаются обучению и воспитанию.

III. Потребности, связанные с нарушением здоровья, обусловлены наследственными, врождёнными и приобретёнными заболеваниями и травмами. В этой группе выделяются три вида нарушений:

• анатомические изменения (например, сильные отёки, ожоги);

• функциональные физиологические изменения (например, одышка, тугоподвижность суставов);

• изменение поведения или повседневных жизненных привычек (например, чувство безразличия, бессонница, внезапные изменения настроения).

Если человек справляется с этими проблемами, сохраняется общее равновесие, значит, он не нуждается в уходе.

Источник проблем пациента. Если пациент (его родственники или близкие) не может сохранить равновесие между своими возможностями и потребностями в самоуходе, а потребности самоухода превышают возможности самого человека, возникает необходимость в сестринской помощи. При этом Д. Орем считает, что помощь осуществляется при активном участии пациента, его родственников и близких.

Направленность сестринского вмешательства. Сестринское вмешательство должно быть направлено на выявленный дефицит самоухода и его причины. Причинами дефицита могут быть отсутствие знаний, неумение выполнять отдельные действия по самоуходу, Непонимание важности самоухода.

Автор этой модели связывает непонимание необходимости самоухода с уровнем и стадией развития, а также с прошлым жизненным опытом пациента. Д. Орем считает, что для решения вопроса о необходимости сестринского вмешательства сестра должна:

• определить уровень требований самого пациента к самоуходу;

• оценить возможности человека удовлетворить эти требования

и безопасно осуществлять самоуход;

• оценить возможности восстановления самоухода в будущем.

Автор считает, что только определив требования и возможности пациента к самоуходу, можно принимать решение о планировании ухода.

Цель ухода. Краткосрочные, промежуточные и долгосрочные цели (или их комбинации) должны быть сосредоточены на пациенте (его возможностях по самоуходу). При этом с пациентом следует обсудить не только цели ухода, но и планируемые сестринские вмешательства.

Сестринское вмешательство. Сестринское вмешательство может быть направлено как на расширение возможностей самоухода, так и на изменение уровня потребностей в нём. Д. Орем называет эти изменения выздоровлением.

Д. Орем выделяет 6 способов сестринских вмешательств:

• делать что-либо за пациента;

• руководить пациентом, направлять его действия;

• оказывать физическую поддержку;

• оказывать психологическую поддержку;

• создавать среду для обеспечения самоухода;

• обучать пациента (или его родственников).

Предлагая эти 6 способов помощи, Д. Орем предполагает, что пациент хочет и может играть ту или иную роль, стремясь обеспечить самоуход, т.е. пациент готов и желает получить сестринскую помощь.

Кроме способов, автор определяет три системы сестринской помощи: полностью компенсирующая — применяется в тех случаях, когда пациент находится либо в бессознательном состоянии, либо ему нельзя двигаться, либо он не способен к обучению; частично компенсирующая — применяется по отношению к пациенту, временно или частично утратившему способность осуществлять самоуход; консультативная (обучающая) — применяется при необходимости обучения пациента (родственников) навыкам самоухода.

Оценка качества и результатов ухода. Д. Орем считает, что оценка качества ухода должна проводиться прежде всего с точки зрения возможности пациента и его семьи в последующем осуществлять самоуход. Даже в том случае, если сестринское вмешательство из полностью компенсирующей системы перешло в частично компенсирующую, поддерживающую пациента при самоуходе, можно считать сестринское вмешательство эффективным.

Наши рекомендации