Мотивация темы занятия
Трудность дифференциальной диагностики между узловыми образованиями щитовидной железы.
План занятия.
1. Контрольные тестовые задания.
2. Устно-речевой опрос по теоретическому материалу (заболеваемость, смертность, запущенность, этиология и факторы риска, предраковые заболевания, современные классификации, клинические проявления в зависимости от локализации и распространения опухолевого процесса, методы диагностики и порядок их использования, дифференциальная диагностика, современные методы лечения, показания и противопоказания к использованию различных методов, основные ошибки в диагностике и лечении, факторы прогноза, оценка эффективности проведенного лечения).
Контрольные вопросы:
- Патоморфологическая классификация рака щитовидной железы.
- Региональные лимфатические узлы щитовидной железы.
- Клинический минимум обследования при подозрении на рак щитовидной железы.
- Какие радикальные операции при раке щитовидной железы?
- Отдаленные результаты лечения.
3. Заслушивание и обсуждение рефератов:
- Узловые образования щитовидной железы.
- Ультразвуковая дифференциальная диагностика узловых образований железы.
- Медулярный рак щитовидной железы.
- Аденомы и рак паращитовидных желез.
- Принципы лечения рака щитовидной железы.
4. Практическая работа ординаторов:
4.1. Клинический разбор больных на амбулаторном приеме.
Обучение методике правильной пальпации щитовидной железы и шейных лимфатических узлов.
Освоение методики выполнения биопсии опухоли для забора материала на цитологическое исследование.
Освоение методики постановки диагноза согласно международной TNM-классификации.
4.2. Решение ситуационных задач.
РАЗДЕЛ III. «ОПУХОЛИ ОРГАНОВ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ»
ТЕМА 1. РАК ЛЕГКОГО.
1. Продолжительность: 28 академических часов (1академический час - 45 мин).
2. Место проведения: онкологический диспансер.
3. Цель занятия:
· Обучить ординаторов основам диагностики рака легкого, клиническому обследованию больных, выбору метода лечения на этапах медицинской помощи, диспансеризации и проведению профилактических мероприятий. Закрепить лекционный материал, обсудить факторы риска развития рака легкого, предраковые заболевания, принципы обследования и лечение больных.
Для этого необходимо:
3.1. Систематизировать знания о биологической сущности опухоли, бластоматозных факторах и причинах, способствующих возникновению рака легкого.
3.2. Изучить принципы построения классификации новообразований.
Место онкологии в системе противоопухолевой службы.
Диспансеризация больных предраковыми заболеваниями и раком легкого.
3.3. Обучить ординаторов проведению обследования и составления плана лечения больных данных локализаций.
3.4. Воспитательное значение темы: разбираемый материал служит развитию у ординаторов клинических навыков обследования и лечения больных данной локализации.
3.5. Истоки темы: исходные знания ординаторы приобрели на кафедрах: нормальной и патологической анатомии, патологической физиологии, гистологии и цитологии, хирургии, терапии.
3.6. Выход темы: знания и навыки, приобретенные на занятиях, необходимы для освоения методов ранней диагностики и принципов лечения рака легкого.
Мотивация темы занятия. Высокие заболеваемость, смертность и одногодичная летальность при раке легкого, неудовлетворительные отдаленные результаты лечения диктуют необходимость знания и внедрения мероприятий по своевременной диагностике этого заболевания.
План занятия.
1. Контрольные тестовые задания.
2. Устно-речевой опрос по теоретическому материалу (смертность, запущенность, этиология и факторы риска, доброкачественные опухоли и предраковые заболевания, паранеопластические синдромы, современные классификации, клинические проявления в зависимости от морфологической формы опухоли, методы диагностики и порядок их использования, дифференциальная диагностика, современные методы лечения, показания и противопоказания к их использованию, основные ошибки в диагностике и лечении, факторы прогноза, оценка эффективности проведенного лечения).
Контрольные вопросы:
- Основные этиологические факторы рака легкого?
- Морфологическая классификация рака легкого?
- Какие опухоли относят к центральному и периферическому раку легкого?
- Назовите основные уровни лимфогенного метастазирования рака легкого.
- Каковы первичные (локальные) симптомы рак легкого, их причины.
- Каковы симптомы местно-распространенного рака легкого?
- Какие симптомокомплексы относят к паранеопластическим проявлениям рака легкого?
- Какие диагностические методы считаются обязательными в диагностике при мелкоклеточном раке легкого?
- В чем заключаются особенности уточняющей диагностики при мелкоклеточном раке легкого?
- Какие патологические процессы в легком требуют дифференциальной диагностики с периферическим раком легкого?
- Перечислите принципы хирургического лечения больных раком легкого.
- Перечислите показания к лучевому лечении и химиотерапии при раке легкого.
3. Заслушивание и обсуждение рефератов:
- Паранеопластические симптомы и синдромы у больных раком легкого
- Клинико-анатомическая, гистологическая, TNM-классификации рака легкого.
- Клинические формы рака легкого (периферический, центральный, атипические формы).
- Метастазирование рака легкого и их клинические проявления.
- Клинические проявления рака легкого в зависимости от локализации, гистологической формы опухоли и степени ее распространения.
- Симптомы местно-распространенного рака легкого.
- Первичная диагностика рака легкого.
- Уточняющая диагностика рака легкого.
- Дифференциальная диагностика рака легкого.
- Синдром верхней полой вены.
- Лечение мелкоклеточного рака легкого.
- Лечение немелкоклеточного рака легкого.
- Хирургическое лечение больных раком легкого. Основные принципы хирургических вмешательств. Понятие о пластических операциях.
- Лучевая терапия при раке легких (радикальная, палиативная). Использование неконвенциональных режимов лучевой терапии и радиомодификаторов радиочувствительности.
- Противоопухолевая терапия мелкоклеточного и немелкоклеточного рака легких.
- Комбинированное лечение рака легких.
- Основные принципы диспансеризации больных с хронической легочной
- патологией.
- Факторы прогноза при раке легкого.
- Профилактика рака легкого.
4. Практическая работа ординаторов:
4.1. Клинический разбор больных на амбулаторном приеме, в отделении радиологии и химиотерапии. Работа в рентгенологическом кабинете (чтение рентгенограмм, томограмм).
Обучение методике сбора анамнеза, первичной и уточняющей диагностики.
Освоение методики выполнения биопсии опухоли и лимфатических узлов для забора материала на цитологическое и гистологическое исследования.
Освоение методики постановки диагноза согласно международной TNM-классификации.
4.2. Решение ситуационных задач.
- Анализ диагностических ошибок и причин поздней диагностики при раке легкого.