Правила словобразования

Методические указания для студентов

Цель: СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ПРЕДСТАВЛЯТЬ:

- способы словообразования

- производные и непроизводные слова и терминоэлементы

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. Терминоэлементы, латинские и греческие приставки, греческие корни.

2. Греко — латинские дублеты.

3. Названия болезней и патологических состояний, процессов.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

1. Анализировать названия болезней и других патологических состояний.

2. Составлять названия болезней и других патологических состояний.

Мотивация цели:

Необходимым условием для осмысленного запоминания многих клинических терминов, более точного понимания признаков, симптомов, названий болезней необходимо уметь анализировать термины по их составным частям: суффиксам, приставкам, корням, - которые имеют определённое смысловое значение.

Например: pericardium; peri - вокруг, около

card - сердце

Таким образом, pericardium - околосердечная сумка

myocardium; myo - мышца, оболочка

card – сердце

myocard - мышечная оболочка.

Знание смысла составных частей слова необходимо ещё и для того, чтобы уметь правильно образовывать любой клинический термин на латинском языке.

Например: myo — мышца

а - отсутствие myasthenia - мышечная слабость sthenia - сила

hepar- печень hepatitis - воспаление печени

itis – воспаление

Итак, для правильного образования клинических терминов или их анализа необходимо представлять способы, которыми образованы данные слова, правила словообразования, а так же хорошо знать смысловое значение словообразующих элементов (приставок; корней или терминоэлементов).

КЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

Под клинической терминологией понимают слова и словосочетания, служащие для обозначения клиники болезней, т.е. их симптомов проявлений, нарушений физиологических функций, структурных применений органов, тканей, лечения.

Структура клинических терминов может быть различна. Выделяют:

а) Простые корневые слова греческого, реже латинского
происхождения.

Например: thrombus - тромб, furunculus - фурункул.

Такие слова являются немотивированными, т.е. от них нельзя образовывать другие термины. Чаще всего их названия сохраняются и передаются в русской транскрипции, но без латинского окончания.

Например: typhus - тиф, furunculus - фурункула и т.д.

б) Сложные слова.Они являются мотивированными, т.е. от них можно
образовывать всевозможные клинические термины.

Например: card -; peri -; pericardium; myocardium ; cardiosclerosis и т.д.

В качестве основ для образования таких терминов служат греческие и очень редко латинские элементы с анатомическим значением. Они выполняют классифицирующую функцию и несут главную смысловую нагрузку.

Одни из них служат для обозначения названий болезней, их признаков, патологических состояний и процессов.

Osteomalacia - размягчение костной ткани;

Bronchosthenosis - сужение бронхов;

Arthropathia - патологический процесс в суставах.

Другие служат для обозначения названий хирургических операций и различных диагностических манипуляций.

Gastrectomia - удаление части желудка;

Vasotomia - рассечение сосуда;

Vasoraphia - наложение сосудистого шва.

Большое число клинических терминов образуется путём сложения терминоэлементов, сочетающихся с суффиксацией или префиксацией. Причём терминоэлементы (Т.Э.) делятся на свободные и связанные.

Свободные терминоэлементы - это отрезки слов, которые могут

использоваться как самостоятельные термины или употребляться в структуре клинических терминов.

Например: sclerosis - склероз, cardiosclerosis - кардиосклероз.

Связанные терминоэлементы - это отрезки слов, использующиеся только в структуре сложных клинических терминов.

Например: trombopenia - тромбопения, erythropenia - эритропения.

Деление терминоэлементов на связанные и свободные следует учитывать при образовании клинических терминов. Так, термины латинского происхождения используются в качестве свободных терминоэлементов, а их греческий аналог - в качестве связанных терминоэлементов.

ПРАВИЛА СЛОВОБРАЗОВАНИЯ

Латинские слова, так же как и русские, состоят из корня, суффикса и окончания.

Корень является обязательной частью слова и несет основную смысловую нагрузку.

Например: medicus - врач

medicina - медицина

medicinalis – медицинский

Общая обязательная часть medic - имеет самостоятельное значение.

Приставки и суффиксыявляются вспомогательными частями слова,

имеют дополнительное значение. С помощью корня и приставок от одного корня образуются различные слова. Поэтому их называют словообразовательными частями слов.

Окончание не имеет словообразовательного значения, а играет лишь формообразующую функцию, т.е. приводит к изменению рода, числа, падежа и лица одного и того же слова.

Например: nodus - lymphatitcus - узел лимфатический (им.п. ед.ч. м.р.)

nodi lymphatici - лимфатические узлы (им.п. мн.ч. м.р.) Различают производные и непроизводные слова.

Простое однокоренное слово, не произведённое от другого слова, называется непроизводным.

Например: hepar - печень, lobus - доля, vena - вена.

Слово, произведённое от другого слова, называется производным.Например: hepaticus - печёночный, lobularis - дольчатый, venosus -венозный.

Таким образом, Существует 2 основных способа словообразования: аффиксальный и безаффиксальный.

Аффиксальный способ— это способ образования слов путем присоединения приставок или суффиксов к непроизводным частям слова. Например: tuber + cul = tuberculum

Наши рекомендации