Правила словобразования
Методические указания для студентов
Цель: СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ПРЕДСТАВЛЯТЬ:
- способы словообразования
- производные и непроизводные слова и терминоэлементы
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
1. Терминоэлементы, латинские и греческие приставки, греческие корни.
2. Греко — латинские дублеты.
3. Названия болезней и патологических состояний, процессов.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
1. Анализировать названия болезней и других патологических состояний.
2. Составлять названия болезней и других патологических состояний.
Мотивация цели:
Необходимым условием для осмысленного запоминания многих клинических терминов, более точного понимания признаков, симптомов, названий болезней необходимо уметь анализировать термины по их составным частям: суффиксам, приставкам, корням, - которые имеют определённое смысловое значение.
Например: pericardium; peri - вокруг, около
card - сердце
Таким образом, pericardium - околосердечная сумка
myocardium; myo - мышца, оболочка
card – сердце
myocard - мышечная оболочка.
Знание смысла составных частей слова необходимо ещё и для того, чтобы уметь правильно образовывать любой клинический термин на латинском языке.
Например: myo — мышца
а - отсутствие myasthenia - мышечная слабость sthenia - сила
hepar- печень hepatitis - воспаление печени
itis – воспаление
Итак, для правильного образования клинических терминов или их анализа необходимо представлять способы, которыми образованы данные слова, правила словообразования, а так же хорошо знать смысловое значение словообразующих элементов (приставок; корней или терминоэлементов).
КЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
Под клинической терминологией понимают слова и словосочетания, служащие для обозначения клиники болезней, т.е. их симптомов проявлений, нарушений физиологических функций, структурных применений органов, тканей, лечения.
Структура клинических терминов может быть различна. Выделяют:
а) Простые корневые слова греческого, реже латинского
происхождения.
Например: thrombus - тромб, furunculus - фурункул.
Такие слова являются немотивированными, т.е. от них нельзя образовывать другие термины. Чаще всего их названия сохраняются и передаются в русской транскрипции, но без латинского окончания.
Например: typhus - тиф, furunculus - фурункула и т.д.
б) Сложные слова.Они являются мотивированными, т.е. от них можно
образовывать всевозможные клинические термины.
Например: card -; peri -; pericardium; myocardium ; cardiosclerosis и т.д.
В качестве основ для образования таких терминов служат греческие и очень редко латинские элементы с анатомическим значением. Они выполняют классифицирующую функцию и несут главную смысловую нагрузку.
Одни из них служат для обозначения названий болезней, их признаков, патологических состояний и процессов.
Osteomalacia - размягчение костной ткани;
Bronchosthenosis - сужение бронхов;
Arthropathia - патологический процесс в суставах.
Другие служат для обозначения названий хирургических операций и различных диагностических манипуляций.
Gastrectomia - удаление части желудка;
Vasotomia - рассечение сосуда;
Vasoraphia - наложение сосудистого шва.
Большое число клинических терминов образуется путём сложения терминоэлементов, сочетающихся с суффиксацией или префиксацией. Причём терминоэлементы (Т.Э.) делятся на свободные и связанные.
Свободные терминоэлементы - это отрезки слов, которые могут
использоваться как самостоятельные термины или употребляться в структуре клинических терминов.
Например: sclerosis - склероз, cardiosclerosis - кардиосклероз.
Связанные терминоэлементы - это отрезки слов, использующиеся только в структуре сложных клинических терминов.
Например: trombopenia - тромбопения, erythropenia - эритропения.
Деление терминоэлементов на связанные и свободные следует учитывать при образовании клинических терминов. Так, термины латинского происхождения используются в качестве свободных терминоэлементов, а их греческий аналог - в качестве связанных терминоэлементов.
ПРАВИЛА СЛОВОБРАЗОВАНИЯ
Латинские слова, так же как и русские, состоят из корня, суффикса и окончания.
Корень является обязательной частью слова и несет основную смысловую нагрузку.
Например: medicus - врач
medicina - медицина
medicinalis – медицинский
Общая обязательная часть medic - имеет самостоятельное значение.
Приставки и суффиксыявляются вспомогательными частями слова,
имеют дополнительное значение. С помощью корня и приставок от одного корня образуются различные слова. Поэтому их называют словообразовательными частями слов.
Окончание не имеет словообразовательного значения, а играет лишь формообразующую функцию, т.е. приводит к изменению рода, числа, падежа и лица одного и того же слова.
Например: nodus - lymphatitcus - узел лимфатический (им.п. ед.ч. м.р.)
nodi lymphatici - лимфатические узлы (им.п. мн.ч. м.р.) Различают производные и непроизводные слова.
Простое однокоренное слово, не произведённое от другого слова, называется непроизводным.
Например: hepar - печень, lobus - доля, vena - вена.
Слово, произведённое от другого слова, называется производным.Например: hepaticus - печёночный, lobularis - дольчатый, venosus -венозный.
Таким образом, Существует 2 основных способа словообразования: аффиксальный и безаффиксальный.
Аффиксальный способ— это способ образования слов путем присоединения приставок или суффиксов к непроизводным частям слова. Например: tuber + cul = tuberculum