Объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ) по основным разделам акушерства и гинекологии.

Министерство здравоохранения республики казахстан

РГП на ПХВ «Западно-КазахстанскИЙ государственнЫЙ медицинскИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Марата Оспанова»

УЧЕБНО-КЛИНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По проведению Объективного Структурированного Клинического Экзамена для интернов-бакалавров акушеров-гинекологов по клиническим навыкам в учебно-клиническом центре

Специальность __________051301 «Общая медицина»____

Дисциплина акушерство и гинекология

Кафедра акушерства и гинекологии №2

Курс 6

Составитель:

д.м.н., профессор Сакиевой К.Ж.

Актобе 2015

Обсуждено и утверждено на заседании кафедры

Протокол № ___от __________________201__ г

Руководитель кафедры акушерства и гинекологии №2,

к.м.н., доцент _____________Тусупкалиев А.Б.

Обсуждено и утверждено

на заседании ЦМК по интернатуре

Протокол №_____от ______________201__ г.

Председатель ЦМК, к.м.н., доцент

_____________Жакиева Г.Р.

Методическая рекомендация составлена д.м.н.,проф. Сакиевой К.Ж., согласно типовой программе по акушерству и гинекологии по интернатуре (Астана, 2007), квалификационной характеристики будущего врача – специалиста и Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан по высшим медицинским специальностям учебного плана университета.

Оглавление

Введение

Разработка и проведение ОСКЭ

Что такое ОСКЭ?

Что такое стандартизованный пациент

Как разрабатывается ОСКЭ?

Приложения.

Приложение 1.

Образец для станции «Наружное акушерское исследование»

Приложение 2.

Образец для станции «Специальное внутреннее акушерское исследование»

Приложение 3.

Образец для станции «Прием физиологических родов при переднем виде затылочного предлежания»

Приложение 4.

Образец для станции «Прием родов при чисто ягодичном предлежании плода с пособием по Цовьянову»

Приложение 5.

Образец для станции «Активное ведение III периода родов»

Приложение 6.

Образец для станции «Ушивание разрыва промежности II степени»

Приложение 7.

Образец для станции «Ручное отделение и выделение последа»

Приложение 8.

Образец для станции «Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар»

Приложение 9.

Образец для станции «Вакуум-экстракция плода»

Приложение 10.

Образец для станции «Техника операции кесарева сечения по Штарку»

Введение

Данное пособие описывает один из методов оценки клинических навыков объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ), который благодаря объективности и измеряемости, является в настоящее время обязательным в медицинских университетах развитых стран мира и одним из лучших инструментов контроля знаний и умений обучающегося.

В свете признания роли врача акушера-гинеколога в обеспечении интегрированных, доступных и качественных услуг населению и решении большинства индивидуальных проблем со здоровьем, возрастают требования к его компетенции и, соответственно, к уровню подготовки врача акушера-гинеколога.

Одной из важнейших проблем подготовки врача акушера-гинеколога является недостаточность овладения необходимыми клиническими навыками и практическими умениями для оказания пациенту квалифицированной медицинской первичной помощи.

В методической рекомендации представлены основные правила и методика разработки, подготовки и проведения ОСКЭ, а также условия, обеспечивающие удовлетворительное качество экзамена.

При подготовке данного пособия использованы материалы учебного курса «Клинические навыки», проведенного с использованием ОСКЭ для преподавателей семейной медицины по международному проекту DFID в 2001 г., учебного пособия кафедры семейной медицины ЗКГМУ им. М. Оспанова.

Объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ) по основным разделам акушерства и гинекологии.

1. Время – 60 минут.

2. Мотивация: достижение запланированных результатов ожидаемой деятельности интернов-бакалавров в ходе ролевой игры по решению ситуаций, связанных со знанием основных принципов диагностики и лечения акушерской и экстрагенитальной патологии, гинекологических заболеваний возлагает на преподавателя высокую ответственность за учебный процесс, освоение практических навыков, выбор правильной тактики при решении акушерских ситуаций и гинекологических заболеваниях, точность выполнения техники оперативного лечения интернами-бакалаврами.

3. Цели ОСКЭ:

3.1 Учебные:

- создание реальных условий, позволяющих выявить готовность интернов-бакалавров к выполнению поставленных перед ними задач;

- обеспечение объективной оценки клинических знаний интернов-бакалавров.

3.2 Воспитательные:

- повысить чувство ответственности интернов-бакалавров за освоение практических навыков.

4. Место проведения: учебная аудитория, отделение патологии беременности, гинекологическое отделение, женская консультация.

5. Подготовительный этап экзамена (приложение 1).

6. План и порядок проведения ОСКЭ:

6.1. Организационная часть:

Перед началом экзамена руководитель кафедрой назначает секретаря ОСКЭ из числа сотрудников кафедры. За 3-5 минут до начала экзамена он выдает интернам - бакалаврам бейджи, проставляет номер шрифта против фамилии в списке и передает список руководителю кафедрой.

7.1.1. Секретарь приглашает 1–ую группу интернов-бакалавров. Каждый интерн-бакалавр в соответствии с установленными правилами проведения экзамена занимает определенную станцию (приложение 2).

6.1.2. Экзаменатор соответствующей станции выдает интерну-бакалавру лист с заданием и фиксирует номер бейджа в его оценочном листе.

6.2 Проведение экзамена:

6.2.1. По сигналу интерны-бакалавры приступают к выполнению задания соответствующей станции (приложение 3).

6.2.2. Экзаменатор по ходу выполнения задания интерном-бакалавром выставляет баллы в оценочном листе экзаменуемого согласно критериям оценки, разработанным для своей станции (приложение 4).

6.2.3. На выполнение задания на станциях отводится 6 минут, по истечению времени секретарь подает сигнал, по которому интерны-бакалавры прекращают выполнение задания и одновременно переходят на следующую станцию.

6.2.4. В таком порядке интерны-бакалаврывыполняют задания всех назначенных станций, после чего одновременно заканчивают экзамен и все вместе организованно покидают аудиторию.

6.2.5. Для исключения возможности обмена информации одновременно с выходом 1-ой группы интернов-бакалавров в аудиторию приглашается следующая группа.

6.2.6. После выхода из зала последней группы интернов-бакалавров, экзаменатор каждой станции подсчитывает количество баллов в оценочном листе каждого интерна-бакалавра, прошедшего через его станцию, выставляет оценку и сдает оценочные листы секретарю экзамена.

6.3. Подведение итогов экзамена:

6.3.1. Секретарь заносит данные всех станций в ведомость ОСКЭ (приложение 6) по каждому интерну-бакалавру.

6.3.2. После заполнения сведений по всем интернам-бакалаврам, руководитель кафедры проводит дешифровку ведомости согласно списку.

6.3.3. Экзаменаторы и руководитель кафедры подписывают ведомость.

6.3.4. Секретарь заносит общий балл и оценку в заготовленный бланк «Результаты экзамена» (приложение 7), запечатывает в конверт для обеспечения конфеденциальности и выдает интерну-бакалавру.

Рекомендуемая литература:

1. Каримов Х. Я., РафатАтун, Джон Фуллер, Глинянова Л. М. Опыт организации и проведения объективного структурированного клинического экзамена при подготовке врачебных кадров (Центрально-Азиатский Научно-практический журнал, 2001-Vol. №1. с. 39-45.

2. Нагаева Т. К. OSKE – инновационный метод оценки знаний и умений (Учебное пособие – Бишкек, 2002-107 стр.).

3. Муминов Т. А., Даулетбанова М.И. Инновационные технологии в образовательном процессе медицинских ВУЗов (Учебно-методическое пособие, Алматы 2003-144 стр.).

Приложение 1.

Наши рекомендации