Выпуск 11 (47). травы американских индейцев

«Собака на поле охотится за своей специальной лечебной травой; медведица обрабатывает рану ее детёныша, или товарища, возможно с таким же умом, какой наблюдается у примитивного человека в его эмпирической практике. Примитивный человек не знает почемуего лекарство вылечивает; он просто знает, что оно действительновылечивает». (Matilda Coxe Stevenson «Ethnobotany of the Zuni Indians»)

Из каждой культуры можно почерпнуть перлы великой стоимости. Ценная жемчужина культуры американских индейцев — заживление тела с помощью растений. Мало того, что индеец владел мастерством заживления определенных болезней с помощью растений, но он также опережал свое время в определенных других областях лечения. Большинство племен практиковало Кредов(Crede) метод элиминации после рождения по крайней мере за сто лет до того, как эта процедура была описана в европейском медицинском журнале. Индейской способностью лечить серьезные раны поражались даже самые горячие индийские ненавистники среди американской кавалерии.

Приблизительно сто семьдесят препаратов, которые являются, или однажды были официально используемыми в американской «Фармакопее» или «Национальном формуляре», использовались индийцами Северной Америки. Далее, сотни других растительных лекарств, которые не стали принятыми в наших официальных книгах по лекарственным растениям, также использовались индейцами.

Как индийский знахарь получал свое знание лекарственных ценностей трав? Экспериментирование на заключенных, «доктрина подписей» (форма или цвет растения указывали на его лекарственную ценность), открытия от Бога и просто экспериментирование — вот пути, которыми он приобретал свое знание.

Знахарь известен за свое знание растительных лекарственных средств и навыков в исцелении, но среди племен были значительные числа женщин, которые играли роль целителей и были столь же признаны и приняты индийскими племенами за навыки знахарей. Исследование индейских растительных лекарственных средств показывает, что, возможно, от 1 до 1 записанных лекарств было от проблем, уникальных для женщин — от менструальных проблем или родов. Среди величайших травяных целителей, чья практика была тщательно, точно, и симпатически изучена, был чероки A yun ini, известный белому человеку как «Пловец». В 1870-ых, когда страна чероки была сослана в Оклахому, он сбежал на территорию Куалла, Северная Каролина(Qualla, North Carolina). Там он продолжил исцелять, используя растения той местности в качестве помощников. Ему приписывают знание почти двухсот растений, их сред обитания, периодов цветения, использования, и (связанных с ними) легенд. A yun ini лечил и заболевание, и больного человека холистическим (целостным) образом — подход, сегодня снискавший расположение среди все увеличивающегося числа практиков.

Успешное лечение ревматизма, используемое A yun ini заключалось в использовании теплого отвара, сделанного из листьев fetterbush (леукотое, пиерис или лиония — точно не указанно какой именно fetterbush; прим. пер.), кальмия и рододендрона, плюс корни морозника, и применял его к болезненному месту. Он использовал женьшень в форме отвара, чтобы лечить головные боли, судороги, и женские проблемы. Ржавый вяз использовался, чтобы помочь при рождх, сделать проход родов более «скользким» и облегчить рождение ребенка. Он также использовал иву, чтобы лечить лихорадки. Теперь мы находим, что ива содержит салициловую кислоту.

Давайте рассмотрим некоторые из растений и их использование индейцем, а также наши собственные соответствующие случаи использования.

Мы находим местное для северных пустынь Мексики и американского юго-запада, крайне полезное растение: жожоба. Переживающее месяцы иссушающей пустынной жары без воды, в состоянии расти в соленых почвах, и имеющее продолжительность жизни 200 лет, или больше, это растение было давно знакомо пустынным племенам индийцев как источник еды (его орехи — хороший источник белка, но они могут быть ядовитым, если их есть в огромных количествах) и масла — для излечения ран и мозолей, защиты кожи и волос от разрушительных действий пустынного солнца, облегчить роды. Теперь мы находим, что это старое индейское лекарственное средство может спасти Ваш скальп! Кожные специалисты находят, что у масла жожобы есть замечательная способность растворять те восковые осадки сала, естественные выделения сальных желез скальпа, которые иногда сопротивляются даже самому решительному промыванию. Сало, если оно выделяется патологически безконтрольно, имеет тенденцию расти и укрепляться вокруг волосяных фолликулов, эффективно забивая поры и предотвращая нормальное возобновление роста волос. Другие признаки сального накопления — сухость, шероховатость и перхоть. Масло жожобы также помогает отрегулировать естественную кислотность скальпа, уменьшая поток нового сала между омываниями. Много людей сообщали об успешном возобновлении роста волос после использования шампуней на основе жожобы.

Полынь трехзубчатая

Западные индийцы (такие как навахо) использовали полынь трехзубчатую (Artemisia tridentata) из большой американской Западной, и Средне-Западной пустыни, и областей равнин — для того, чтобы разрешить тяжелые кризисы тела, такие как опухоли и рак. Этот вид полыни распространен по широким областям предгорий и равнинам, и своим наличием показывает, что почва, на которой он растет, плодородна. Есть более ста разновидностей полыни, и больше двадцати произрастает в области Rocky Mountain.

У индейцев было множество методов использования полыни. Она давала желтую краску, семена сладкой полыни настаивали для использования как приправы, из белых листьев полыни делали приятный напиток «sissop», также используемый в качестве средства для мытья волос, но самая его большая ценность была лекарственная. Настой полыни экстенсивно использовался в качестве лечения астмы, принимаемый утром и вечером в течении сорока дней, и припарки полыни применяли к груди и спине. Ветки полыни жгли как фумигант, а корзины и покрывала, используемые во время родов, держали в дыме, чтобы сохранить аромат.

Индийцы верили в ценность потоотделения при почти всех болезнях, и поэтому использовали полынь в качестве потогонного средства при создании горячего отвара. Отвар из листьев полыни трехзубчатой переняли у индийцев и он стал стандартным средством для промывания глаз армии Соединенных Штатов на Западе. Одно из средств от головной боли — отвар полыни, или компресс давленных или вареных листьев полыни. Существовало столь много рецептов от гриппа, сколь было травяных препаратов. Фаворитами были горячий отвар можжевельника или полыни, и вдыхание паров от горящего шалфея. Если у человека болели ноги, или они были ослабленные, шаткие, то их омывали в горячем отваре полыни, затем ставили припарки из листьев полыни. Чтобы стабилизировать и усилить ум и нервы, индейцы, как они делают и сегодня, пили отвар полыни. Интересно, что в Англии семнадцатого столетия, отвар полыни использовался, чтобы помочь памяти. Отвар полыни также использовался при параличе; это то же самое лекарственное средство также применялось в Англии в 1699 году «от всех типов паралитических болезней».

Листья полыни, свежие или сушенные, принимали в виде отвара от диареи, нарушений менструального цикла и воспалений. У него был особенно благоприятный эффект в качестве тонизирующего средства после родов. Свежие листья давили, отжимали и смешивали с чуть теплой водой при болях в желудке, или жевали от метеоризма, или пили в виде отвара от диспепсии. Порошкообразная трава уничтожала паразитов у детей и в 1840 году была принята белыми людьми. Сок травы или ее порошок помещали на сырые раны, которые от этой процедуры высыхали и быстро заживали, как «зеленые раны».

От онемения ног, рекомендовалось омывание полынью, сопровождающееся применением измельченной крапивы и воска. Это же лекарственное средство из полыни и воска использовалось при всех травмах стопы ацтеками.

Полынь все еще используется в качестве шампуня, чтобы вызвать рост волос и также используется женщинами в виде раствора, чтобы придать их волосам более темный цвет, ежедневно расчесывая это средство в их локоны.

В Таосе индейцы говорят: «Она действительно хороша от всего». В 1699 году Джон Эвелин (John Evelyn) заявил, что полынь сохраняет «все благородные свойства других горячих растений, особенно в отношении головы, памяти, глаз и всех паралитических болезней». Мы находим стих, переведенный в 1373 году следующим образом:

Why of seknesse deyeth man

While sawge (sage) in gardeyn

He may hav.

(Зачем умирать человеку от болезни,

пока у него в саду есть полынь?)

Кстати, обсуждаемая здесь полынь(sage) — Artemis tridentata или «полынь трехзубчатая», «дикая полынь», тогда как обыкновенная полынь, или садовая полынь(garden sage), найденная во многих садах — это Salvia officinalis — шалфей лекарсвенный. Эти две травы, хотя и носят похожие популярные имена(в английском обе — sage. Только одна wild, а другая — common; прим. пер.), действительно принадлежит различным ботаническим семьям и должны считаться терапевтически разными травами. Однако, они обе обладают определенными ароматическими, горькими и вяжущими свойствами.

В книге доктора Кристофера «School of Natural Healing» есть более трех страниц информации относительно современного использования полыни (Artemisia) от проблем, таких как круглые глисты, диспепсия, диарея, трудности с печенью, эпилепсия, метеоризм, истощение, возбужденные состояния, депрессия, желтуха, тошнота, утреннее недомогание, неустойчивые лихорадки, подагра, ревматизм, опухания, и растяжения связок.

Кто-то когда-то сказал: «Как человек может умереть, когда у него в саду есть полынь?» Мы видим, что индеец в своем «саду» был обильно снабжен полынью, и хорошо ее использовал.

Лечение ран

Возможно, из-за энергичного образа их жизни, индейцы рано стали довольно опытными в лечении ран. Были обнаружены много трав с антисептическими свойствами. Доктор Эрик Стоун, впечатленный способностью индейцев выдерживать серьезные раны, написал:

Нужно признаться, что все военные и медицинские наблюдатели, которые входили в соприкосновение с индейцами, соглашаются, что они более быстро выздоравливали от большинства ран, чем белый человек, и многие выздоравливали от таких ран, которые для белого человека были бы фатальными. Бурк (Bourke) сообщает о случае двух индейцев, которых комиссовали из вооруженных сил, чтобы они могли умереть среди своих людей, и которые быстро восстановились как только их собственные знахари начали лечение. В то время, когда огнестрельные ранения мочевого пузыря были неизменно фатальными для белого человека, индейцы, казалось, терпели эту травму безнаказанно. Лоскель (Loskiel) исследовал человека, лицо которого было оторвано, грудная клетка раздавлена, конечности поломаны и брюшная полость разорвана от встречи с медведем. И все же он был в состоянии проползти шесть с половиной километров до его деревни, и через полгода полностью оправиться, за исключением обширного рубцевания. Такие случаи можно находить почти бесконечно, поскольку все наблюдатели были столь впечатлены этой способностью оставаться в живых после страшных ран — сообщается о сотнях случаев.

Индейцы были искусны в лечении ран, храня травмированную область тщательно чистой, часто меняя перевязки, и ослабляя страдания пациента. Некоторые из обычно используемых трав для лечения ран следующие:

Корни анемона обладают таким сильным лечебным качеством, что они также использовались в случаях тризма. Это растение объединялось с цветами арники — две чайные ложки с горкой ев стакан кипящей воды, и применялось как холодный бальзам.

Анемон был одним из наиболее ценимых лекарств от ранений племен Omaha и Ponca. Промывание делалось из толченого и вареного корня, и применялось внешне на границы раны. Анемонин, который найден во многих разновидностях анемона, как утверждается клинически, является мощным антисептическим веществом.

Две чайных ложки с горкой цветов арники на стакан кипящей воды настаивали, а затем применяли холодными в виде бальзама от ушибов и ран.

Хейхера американская (Heuchera americana) или американский подлесник измельчалась в порошок индейцами Meskwakis и другими племенами, и применялась к порезам, ранам и повреждения кожи, которые не заживали. Высушенные корневища и корни использовались в тех же самых целях белыми людьми, когда эти части растения были официально приняты в американскую Фармакопею между 1880 и 1882 годами.

Касатик разноцветный (Iris versicolor) был одним из самых популярных из всех индейских лекарств. Индейцы Penobscot ценили его за то, что он лечил большинство болезней, в то время как другие племена придавали более определенные роли этой траве. Чтобы облегчить воспаление и боль, связанную с ранами и ушибами, корень кипятился в воде и затем дробился между камнями. Превращенный в мягкую массу корень применялся во влажной перевязке, и поврежденную часть ополаскивали водой, в которой кипятился корень. Племя Tadoussac Квебека объединяло целое раздваленное растение с мукой и применяло смесь как припарку от физической боли.

Кора зантоксилума (Zanthoxylum) использовалась индейцами и позже медиками белых людей в 1892 году. Считалось, что она сильный стимулятор излечения ран.

Семя растения чиа белая (шалфей испанский), превращенное в припарку и примененное к ране, рассматривалось горцами и шахтерами как самая прекрасная припарка при огнестрельных ранениях. Синяя разновидность кукурузной муки также использовалась как паста и ежечасно применялась к пулевым ранениям.

Плаун булавовидный (Lycopodium clavatum), у которого нет цветков, производит желтые споры, которые распыляли на раны, или вдыхали, чтобы остановить кровотечение из носа, индейцы племен Potawatomi и Blackfoot. Это растение официально присутствовало в Американской Фармакопее(U.S. Pharmacopoeia) с 1863 по 1947 год.

Индейцы, жившие на острове Great Manitoulin на озере Гурон, применяли высушенный, порошкообразный корень дикой герани (Geranium maculatum) на кровоточащих кровеносных сосудах, чтобы вызвать коагуляцию. Эксперименты показали, что это вызывает увеличение свертывания крови, прежде всего благодаря танину, содержавшемуся в герани. Это растение не следует путать с Ranunculus bulbosus, поскольку обычное название обоих — «Лютик».

Спрей из свежих корней орегонского ясеня (Fraxinus oregona) использовался чтобы лечить раны, полученные в результате столкновения между медведем и индейцем, как рассказано в следующей истории:

Один старый индеец рассказывал историю о борьбе медведя и его отца, очень сильного человека, которую он видел, когда был мальчиком. Единственное оружие мужчины состояло из палки горного красного дерева, приблизительно 2 м длинной, у которой был большой набалдашник на одном конце, и заточенный конец на другом. Отец разместил ребенка на дерево для безопасности. Когда медведь в ярости бросался на индейца, тот, умело подскакивая на одну сторону, поражал животное ужасным ударом в ноги, когда оно проносилось рядом. Снова и снова когда медведь мчался вперед, его били по ногам, пока они почти не перестали работать. После этого мужчина быстро прикончил медведя заостренным концом палки.

Племя Yokia растирало в порошок свежие корни орегонского ясеня и применяло их как припарку, чтобы вылечить все серьезные раны.

При кочевой жизни, состоящей из охоты и борьбы, остановка кровотечения из раны имела огромную важность, и в течение многих столетий индейцы экспериментировали с возможными коагулянтами. Краснокоренник (цеанотус) (Ceanothus americanus) ценился за счет остановки чрезмерного кровотечения. Также использовались табак, крапива, ива, подорожник и гаультерия лежачая. Когда порез или рана не прекращают кровоточить, очень эффективный коагулянт, который остановит кровотечение почти немедленно — порошкообразный корень купены изменчивой(Polygonatum commutatum), посыпанный в зияющую рану. Как упомянуто в предыдущих информационных бюллетенях, кайенна (стручковый перец) превосходна для прекращения кровотечения. Вероятно, наиболее обширно используемая трава, чтобы остановить кровотечение — тысячелистник, используемый при всех поражениях — от уколотого пальца до порванного копьем бедра. Поселенцы прозвали тысячелистник «Nosebleed» («Кровотечение из носа»). Племя Ute, у которого была репутация одних из лучших воинов, живущих на плато индейцев, назвало тысячелистник «лекарство от ран». После измельчения растения его применяли к порезам, ушибам и другим небольшим травмам. Эта трава также использовалась на порезах племенами Micmac и Illinois, в то время как Winnebagos погружали растение в горячую воду, и использовали отвар для омывания ушибов. Индейцы Томпсона Британской Колумбии готовили порошок для того, чтобы применять на ранах кожи, путем сушки листьев или стеблей, пока они не были достаточно сухими, чтобы их можно было перетереть между камнями.

Взглянув на тысячелистник как на превосходное средство лечения ран, давайте рассмотрим и другие направления использования индейцами этой ценной травы. При ожогах индейцы Zuni перемалывали все растение целиком, погружая его в холодную воду, и используя жидкость, чтобы вызвать ощущение охлаждения ожога. При оталгии (ушной боли; прим. пер.) Winnebagos настаивали на воде целое растение тысячелистника, и лили в ухо получившуюся жидкость.

Теплая настойка(подозреваю, что настойка на воде, а не на спирту или глицерине; прим. пер.) тысячелистника работает как противоистерическое средство и стимулятор. Холодная настойка — тонизирующее средство специально для выздоравливающих. Теплый отвар лечит простуды и лихорадки, колики, подагру и помогает печени лучше функционировать. Листья варили, а отвар пили при диарее. В Нью-Мексико индейцы жуют листья — свежие или сухие — с небольшим количеством соли в качестве желудочного средства. Сухие цветы, которые выпиваемые с водой два раза в день, как говорили, избавляли от кашля. Отвар использовался при головной боли и как строитель крови после родов. Корень жевали при простудах, а зеленые листья жевали при зубной боли.

Припарка всего растения помещалась на растяжения связок и сломанные кости, части тела, пораженные ревматизмом, ожогами, высыпаниями, зудом и экземой. Отжатые отвар хорош для промывания глаз. Масло тысячелистника использовалось в качестве абортивного средства. У тысячелистника есть способность поддерживать силу пациентов и действовать как очищающее кровь средство, открывая, в то же самое время, поры, чтобы позволить свободному потоотделению избавляться от нежелательного мусора, снимая нагрузку с почек.

Доктор Кристофер о тысячелистнике говорит следующее:

Тысячелистник, когда применяемый горячим и обильно, поднимет температуру тела, уравняет кровообращение и произведет потоотделение. Он свободно открывает поры за счет его релаксирующего действия на кожу, и он очищает кровь от болезненного ненужного материала. Тысячелистник регулирует функции печени, и он особенно полезен в своем влиянии на выделения всюду по кишечному каналу. Он настраивает слизистые системы желудка и кишок, заживляет систему желез внутренней секреции. Тысячелистник из-за его тонизирующего действия никогда не будет ослаблять пациента.

Наши рекомендации