Право вооруженных конфликтов содержит целую систему норм и принципов, регламентирующих защиту гражданского населения и гражданских объектов

Защита гражданских объектов осуществляется в двух формах:

а) установление специальных мер предосторожности: нападающий должен знать, что подлежащий уничтожению объект является военным; при выборе средств поражения необходимо стремиться к тому, чтобы избежать ущерба гражданским объектам; воздерживаться от любого нападения на гражданские объекты, если ущерб от него будет чрезмерным по отношению к конкретному военному имуществу, которое предполагается получить. Воюющий обязан предусматривать меры предосторожности в отношении последствий нападения (удалять гражданское население из районов, расположенных вблизи военных объектов, не размещать военные объекты в густонаселенных районах и т.д.);

-3-

Б) установление особой защиты для таких объектов как санитарные и демилитаризован- ные зоны, необороняемые местности, объекты, необходимые для выживания гражданс- кого населения, объекты и сооружения, содержащие опасные силы ( АЭС, плотины, дамбы), объекты культурного назначения и гражданской обороны.

В отношении гражданского населения оккупированной территории запрещаются при любых обстоятельствах следующие действия: насилие над жизнью, здоровьем, физичес-ким или психическим состоянием, в частности убийство; пытки всех видов, будь то фи-зические или психические; телесные наказания; увечья; надругательства над челове- ческим достоинством, в частности, унизительное или оскорбительное обращение, при- нуждение к проституции или непристойное посягательство в любой его форме; взятие заложников; коллективные наказания. Население оккупированной территории нельзяпринуждатьслужить в вооруженных силах оккупанта.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ ЛИЦ ЗА НАРУШЕНИЕ

НОРМ И ПРИНЦИПОВ ПРАВА ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

В основе ответственности физических лиц за нарушение норм права вооруженных кон- фликтов лежат общие принципы уголовной ответственности, сформулированные в на- циональном законодательстве, а также нераспостранение на такие преступления сроков давности, непредставление права убежища, закрепленные как в международно-правовых актах, так и в национальном законодательстве.

Проблема уголовной ответственности индивидов за нарушение норм международного права не нова. Уже IV Гаагская конвенция 1907 г. закрепила норму, согласно которой «каждая воюющая сторона… будет ответственна за все действия, совершенные лицами, входящими в состав её вооруженных сил».

В Московской декларации от 30 октября 1943 г. говорилось, что офицеры и солдаты, которые причастны к зверствам, убийствам и казням в странах, захваченных германс- кими вооруженными силами, «будут доставлены обратно в страны, где были совершены их ужасные преступления, для того, чтобы они подверглись обвинению и наказанию по законам этих стран». В решениях Крымской конференции от 11 февраля 1945 г. её участ- ники взяли на себя обязательство «подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию». Для реализации этих норм государства антигитлеровской коали- ции учредили Международный военный трибунал для суда над главными немецкими военными преступниками, который провел процесс в Нюрнберге; позже был создан такой же трибунал для суда над главными японскими военными преступниками.

После второй мировой войны норма об уголовной ответственности отдельных лиц была закреплена в Женевских конвенциях 1949 г., Дополнительном протоколе I, в Гаагской конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и в других актах, согласно которым государства обязаны ввести в действие национальные законы, необходимые для обеспечения эффективного преследования лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные нарушения конвенций.

Это обязательство возложено на все государства – как воюющие, так и не воюющие; наказание должно применяться ко всем виновным: собственным гражданам и иностран - цам, независимо от времени и места совершения ими преступлений, если не происходит выдача преступника.

В соответствии с нормами современного международного права на военных преступников не распостраняются сроки давности. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности от 26 ноября 1968 г. устанавливает, что никакие сроки давности не применяются к лицам, совершившим преступления против мира, военные преступления и преступления против

-4-

Человечества как они определены в Уставе международного военного трибунала. В Конвенции устанавливается круг лиц, на которых не распостраняется срок давности за совершенные преступления, - это представители государственных властей и частные

Лица которые выступают в качестве исполнителей или соучастников этих преступле- ний, или участвуют в заговоре для их совершения, независимо от степени их завершен- ности, а также представители государственных властей, допускающих их совершение.

На военных преступников не распостраняются нормы, регулирующие право убежища. Декларация о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г. закрепила норму, согласно которой на право искать убежище и пользоваться им «не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьёзные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества».

При рассмотрении правовых основ военной службы видно, что она является основной и наиболее активной формой выполнения гражданами РФ воинской обязанности, своего конституционного долга по защите Отечества.

По содержанию военная служба – сложный и тяжелый труд, связанный с вооруженной защитой государства, что требует от каждого военнослужащего беспрекословного выполнения служебных обязанностей в любых условиях, в том числе – и с риском для жизни.

Учитывая особую, государственную важность военной службы, её характер и предназ- начение, государство в законодательном порядке устанавливает обязанности, права и ответственность военнослужащих, гарантирует их социальную защиту. Обеспечение этой защиты возложено на органы исполнительной власти, местного самоуправления, право- охранительные органы и суды, а также на командиров, неправомерные действия которых могут быть обжалованы в суде.

Список использованной литературы

Наши рекомендации