Тема № 5. Гистология легких

2. Цель: приобрести и закрепить знания по изучению особенностей структурной организации легких /бронхиального дерева и респираторного отдела/, их диагностике, а также навыки микроскопирования и зарисовки гистологических препаратов органов дыхания.

3. Задачи обучения:

Студент должен знать:

· морфофункциональную характеристику легких /бронхиального дерева и респираторного отдела/ для правильного понимания физиологии дыхания, диагностики и лечения патологии дыхательной системы;

· роль структурных компонентов стенки воздухоносных путей /внутрилегочных/ и респираторного отдела в осуществлении дыхательной функции легких.

Студент должен уметь:

· научить определять на микроскопическом уровне легкие и их составляющие отделы /бронхи, респираторные отделы/, их тканевые и клеточные компоненты;

· проводить диагностику гистологических препаратов органов дыхания с последующей зарисовкой;

· решать ситуационные задачи по вопросам структурной организации органов дыхания.

4. Основные вопросы темы:

1. Легкие. Бронхиальное дерево.

2. Общий план строения стенки бронхов.

3. Зависимость строения стенки бронхов и бронхиол от их калибра.

4. Респираторный отдел легкого. Ацинус. Строение стенки альвеол, типа альвеолоцитов.

5. Аэрогематический барьер и его значение в газообмене.

5. Методы обучения и преподавания:

Работа в малых группах: студенты делятся на группы по 6-7 человек и им предлагаются гистологические препараты органов дыхания для диагностики и зарисовки. Необходимо в процессе диагностики определить на микроскопическом уровне представленный орган, составить протокол, то есть письменное описание препарата данного органа и зарисовать его с указанием учебных элементов.

Решение ситуационных задач.

6. Литература:

Основная литература:

1. Гистология, цитология и эмбриология. Учебник для мед. вузов. С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкабаров. М.: Медицинское информационное агентство, 2007. – 600с.

  1. Гистология. Учебник под ред. Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Медицина, 1989. – 672с.

3. Гистология, эмбриология, цитология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. - М., 2007.



  1. Гистология. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. ГЭОТАР- М.:Мед, 2002. – 672с.

5. Гистология, цитология и эмбриология: атлас для студентов медицинских ВУЗов. Р.Б. Абильдинов, Ж.О. Аяпова, Р.И. Юй. - Алматы, изд. «Эффект». - 2006.- 416с.

  1. Гистология. Цитология. Эмбриология: учебник + СД/ под редакцией Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Чалышева. – 3-е изд. – М., 2007. – 480 с.
  2. Гистология: атлас для практических занятий. Учебное пособие/ под редакцией Ю.А.Чалышева, Н.В.Байчук. – М., 2008. – 160 с.
  3. Атлас по гистологии и эмбриологии. Алмазов И.В., Сутулов Л.С. Москва.: Медицина, 1978. – 550с.
  4. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии. Под ред. Афанасьева Ю.И., Яцковского А.Н. Москва.:Медицина, 2004. – 328с.
  5. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии/ Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Казымбет П., Рысулы М.,Ж.Ахметов, Кузнецов С.Л., Н.Н.Мушкамбаров, В.Л.Горячкина. – Астана-Москва, 2005. – 400с.
  6. Кузнецов С.Л., Н.Н.Мушкамбаров, В.Л.Горячкина. Руководство-атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. «Диа Морф», Москва. CD-диск. 2003.

Дополнительная литература:

  1. Цветной атлас по цитодиагностике. Японское агентство международного сотрудничества, 2005.
  2. Заварзин А.А. Сравнительная гистология. Санкт-Петербург, 2000. – 520с.

7. Контроль:

Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:

1. Как изменяется эпителий слизистой оболочки на протяжении бронхиального дерева?

2. Как изменяется строение фиброзно-хрящевой оболочки бронхов в зависимости от их калибра?

3. Назовите структурно-функциональную единицу респираторного отдела легкого.

4. Опишите строение ацинуса.

5. Что такое сурфактант? В чем его значение?

Контрольные тесты для оценки исходного уровня знаний:

1. Какие клетки характерны для легочных альвеол?

  1. реснитчатые и бокаловидные
  2. эндокринные
  3. респираторные и большие эпителиоциты и макрофаги
  4. базальные
  5. секреторные клетки Клара

2. Для стенки бронхов крупного калибра характерны:

1 многорядный реснитчатый эпителий, незамкнутые хрящевые кольца, железы

2 двухрядный эпителий, развитая мышечная пластинка, отсутствие хряща и желез

3 многорядный реснитчатый эпителий, хрящевые пластины, железы

4 многорядный эпителий, островки хряща, железы

5 однослойный кубический реснитчатый эпителий, эластические волокна, гладкие миоциты, отсутствие хряща и желез

3. Для стенки бронхов среднего калибра характерны:

1 многорядный реснитчатый эпителий, незамкнутые хрящевые кольца, железы

2 двухрядный эпителий, развитая мышечная пластинка, отсутствие хряща и желез

3 многорядный реснитчатый эпителий, хрящевые пластины, железы

4 многорядный эпителий, островки хряща, железы

5 однослойный кубический реснитчатый эпителий, эластические волокна, гладкие миоциты, отсутствие хряща и желез

4. Для стенки бронхов малого калибра характерны:

1 многорядный реснитчатый эпителий, незамкнутые хрящевые кольца, железы

2 двухрядный эпителий, развитая мышечная пластинка, отсутствие хряща и желез

3 многорядный реснитчатый эпителий, хрящевые пластины, железы

4 многорядный эпителий, островки хряща, железы

5 однослойный кубический реснитчатый эпителий, эластические волокна, гладкие миоциты, отсутствие хряща и желез

5. Для стенки терминальных бронхиол характерны:

1 многорядный реснитчатый эпителий, незамкнутые хрящевые кольца, железы

2 двухрядный эпителий, развитая мышечная пластинка, отсутствие хряща и желез

3 многорядный реснитчатый эпителий, хрящевые пластины, железы

4 многорядный эпителий, островки хряща, железы

5 однослойный кубический реснитчатый эпителий, эластические волокна, гладкие миоциты, отсутствие хряща и желез

6. Слизисто-белковые и белково-слизистые железы отсутствуют в:

1 носовой полости и гортани

2 трахеи

3 крупных бронхах

4 средних бронхах

5 мелких бронхах

7. Укажите бронх, в котором фиброзно-хрящевая оболочка представлена островками хрящевой ткани:

1 главный бронх

2 бронх крупного калибра

3 бронх среднего калибра

4 бронх малого и среднего калибра

5 бронх малого калибра

8. Назовите бронх, в котором сильно развита мышечная пластинка слизистой оболочки:

1 главный бронх

2 бронх крупного калибра

3 бронх среднего калибра

4 бронх малого и среднего калибра

5 бронх малого калибра

9. В секреции компонентов сурфактанта участвуют:

1 эндотелиоциты гемокапилляров

2 эпителиоциты терминальных бронхиол

3 респираторные эпителиоциты

4 большие эпителиоциты

5 макрофаги

10. Укажите бронх, в котором фиброзно-хрящевая оболочка представлена пластинами хрящевой ткани:

1 главный бронх

2 бронх крупного калибра

3 бронх среднего калибра

4 бронх малого и среднего калибра

5 бронх малого калибра

Контрольные вопросы для оценки заключительного уровня знаний:

1. Какое строение имеет фиброзно-хрящевая оболочка в бронхах крупного, среднего и малого калибра?

2. В каких бронхах отсутствует фиброзно-хрящевая оболочка?

3. Каким эпителием выстланы конечные бронхиолы?

4. Назовите клеточный состав альвеол. Какие функции они выполняют?

5. В чем заключается функциональное значение аэрогематического барьера? Какие структуры входят в его состав?

Контрольные задачи для оценки заключительного уровня знаний:

1. На срезе легких курильщика в стенках альвеол видно большое количество клеток с включениями черного цвета. Какие это клетки?

2. При приступах бронхиальной астмы наблюдаются спастические сокращения гладкомышечных клеток бронхов. В каких бронхах это происходит?

3. При курении нарушается работа муко-цилиарного конвейера, что приводит к развитию «бронхита курильщика». Объясните механизм дисбаланса в работе реснитчатых и бокаловидных клеток при курении как причины развития патологического процесса в бронхах.

Наши рекомендации