Занятия лечебной физкультурой (ЛФК)

Проводятся по назначению врача. Вначале рекомендуются элементарные гимнастические упражнения для конечностей, туловища с небольшой амплитудой движений, дыхательные упражнения в положении лёжа. Для улучшения аэрации больного лёгкого больному рекомендуют 3-4 раза в день переворачиваться на здоровый бок, для уменьшения спаечного процесса больному рекомендуют лежать на здоровом боку с валиком под грудной клеткой, так же принимать положение на спине и на животе. Через 3-4 дня вводят упражнения в положении сидя. При улучшении состояния упражнения выполняют стоя, увеличивая число упражнений для рук и ног, туловища, усложняются дыхательные упражнения. Для предупреждения образования плевральных спаек вводят упражнения, увеличивающие подвижность грудной клетки.

Большое значение имеет диафрагмальное дыхание в положении лёжа.

Больной лежит на спине, руки кладёт на живот и делает продолжительный выдох, выдыхая воздух ртом, при этом надавливая руками на брюшную стенку, усиливая выдох.

Ингаляционная терапия

Применяется для улучшения дренажной и вентиляционной функции лёгких и с целью противовоспалительного эффекта. Для ингаляций используют отвары противовоспалительных трав: ромашки, зверобоя и др.

Для улучшения дренажной функции используются специальные «Дренажные позы»и упражнения с форсированным удлинённым выдохом. Позиционный (постуральный) дренаж – это использование положения для улучшения отхождения мокроты. Позиционный дренаж применяется у больных с пневмонией при снижении кашлевого рефлекса или слишком вязкой мокроте, а так же после введения отхаркивающих средств в виде аэрозоля.

Упражнения выполняют 2 раза в день – утром и вечером (можно чаще) после предварительного приёма бронхорасширяющих и отхаркивающих средств (обычно – настоя термопсиса, мать-и-мачехи, подорожника, багульника, горячего липового чая). После 20-30 минут после этого больной поочерёдно занимает положение, способствующее максимальному отхождению мокроты.

В каждом положении больной выполняет вначале 4-5 глубоких медленных дыхательных движений, вдыхая воздух через нос, а выдыхая через сжатые губы. Затем после длительного глубокого вдоха производится 3-4 кратное неглубокое покашливание 4-5 раз.

Хороший результат достигается при сочетании дренажных положений с различными методами вибрации грудной клетки и массажем.

Постуральный дренаж противопоказан при кровохарканье, пневмотораксе и возникновении во время процедуры значительной одышки и приступа удушья, повышении АД, головокружении, аритмии сердца.

Вопросы для самоподготовки:

1. Гериатрия как наука, история развития гериатрии.

2. Видовая и максимальная продолжительность жизни человека, средняя продолжительность жизни в России и в других странах мира.

3. Основные характеристики старения.

4. Медико-социальные и экономические проблемы, связанные с постарением населения планеты.

5. Структура геронтологической и гериатрической службы.

6. Особенности течения заболеваний внутренних органов у лиц пожилого и старческого возраста.

7. Особенности обследования гериатрических пациентов.

8. Принципы и особенности фармакотерапии для гериатрических пациентов.

9. Гериатрические средства.

10. Возрастные изменения органов дыхания у лиц старших возрастных групп.

11. Хронический бронхит: этиология, предрасполагающие факторы, патогенез, клиника, диагностика, принципы лечения.

12. Пневмония: этиология, предрасполагающие факторы, клиника.

13. Эмфизема лёгких: этиология, патогенез, клиника, лечения.

14. Бронхиальная астма: классификация, диагностика, принципы лечения.

15. ХОБЛ: клинические проявления, принципы лечения.

16. Стандарты неотложной доврачебной помощи в пульмонологии: при приступе БА, при легочном кровотечении.

17. Повторите схему обследования пациента и методику объективного обследования: пальпация верхушечного толчка, голосовое дрожание, сравнительная перкуссия лёгких, аускультация лёгких, аускультация сердца, пальпация лимфатическтх узлов, поверхностная пальпация живота.

Задания для самоподготовки:

1. Изучите информационный материал и оформите таблицы на тему: «Гериатрические средства».

Название геронтопротектора Схема лечения (доза, курс лечения) Особенности медикаментозной терапии
1. Антиоксиданты      
2. Энтеросорбенты    
3. Гормональные препараты    
4. Ноотропы    
5. Иммуномодуляторы    
6. Препараты, стимулирующие обмен веществ      

1. Изучите информационный материал и оформите таблицы на тему: «Гериатрические средства».

«Бронхиальная астма и ХОБЛ у лиц пожилого и старческого возраста»

  Бронхиальная астма ХОБЛ
Диагностические признаки заболев.    
Классификация      
Клиника      
Внелегочные проявления и сочетание с др. заболеваниями    
Принципы лечения    

2. Решите задачу (письменно).

В здравпункт обратился пациент 65 лет. Жалобы на одышку с затрудненным выдохом, приступообразный кашель с трудноотделяемой вязкой мокротой, резкую слабость. Возникновение приступа связывает с запахом краски (в цехе идет ремонт).

Объективно: пациент занимает вынужденное положение – сидит, опираясь руками о край стула. Кожные покровы с цианотичным оттенком. Перкуторный звук коробочный. В легких выслушиваются в большом количестве сухие свистящие хрипы, частота дыхательный движений (ЧДД) 28 в мин. Пульс 96 уд./мин.

Задания:

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Для получения дополнительного балла за занятие предлагаются темы рефератов:

1. «Демографическое постарение и проблемы гериатрической помощи в РФ».

2. «Долгожители: состояние здоровья и способность к самообслуживанию».

3. «Принципы оказания медико-социальной помощи пожилым людям».

4. «Современные гериатрические средства (пептидные биорегуляторы)».

Рекомендуемая литература:

1. Котельников, Г.П. Геронтология и гериатрия: учеб./ Г.П.Котельников, О.Г.Яковлев, Н.О.Захарова. – Москва, Самара: Самар. Дом печати, 2000. – 800с., ил.-19, табл.-3.

2. Лекционный материал по теме занятия.

3. Рябчикова Т.В. Сестринское дело в гериатрии: руководство для медицинских сестёр/ Т.В.Рябчикова. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006.- 384с.

4. Филатова, С.А. Геронтология: учеб./ С.А.Филатова, Л.П.Безденежная, Л.С.Андреева. – 3-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 512с.- (СПО).

5. Гребцова ,Н.Н.Пропедевтика в терапии: учебное пособие/Н.Н.Гребцова. – М.: Эксмо, 2008.- 512с. – Медицинское образование.

Оснащение занятий:

Иметь схему обследования терапевтического пациента, ручку, простой карандаш, ластик, дневник семинарско – практических занятий, халат, тонометр, фонендоскоп.

Наши рекомендации