Занятия лечебной физкультурой (ЛФК)
Проводятся по назначению врача. Вначале рекомендуются элементарные гимнастические упражнения для конечностей, туловища с небольшой амплитудой движений, дыхательные упражнения в положении лёжа. Для улучшения аэрации больного лёгкого больному рекомендуют 3-4 раза в день переворачиваться на здоровый бок, для уменьшения спаечного процесса больному рекомендуют лежать на здоровом боку с валиком под грудной клеткой, так же принимать положение на спине и на животе. Через 3-4 дня вводят упражнения в положении сидя. При улучшении состояния упражнения выполняют стоя, увеличивая число упражнений для рук и ног, туловища, усложняются дыхательные упражнения. Для предупреждения образования плевральных спаек вводят упражнения, увеличивающие подвижность грудной клетки.
Большое значение имеет диафрагмальное дыхание в положении лёжа.
Больной лежит на спине, руки кладёт на живот и делает продолжительный выдох, выдыхая воздух ртом, при этом надавливая руками на брюшную стенку, усиливая выдох.
Ингаляционная терапия
Применяется для улучшения дренажной и вентиляционной функции лёгких и с целью противовоспалительного эффекта. Для ингаляций используют отвары противовоспалительных трав: ромашки, зверобоя и др.
Для улучшения дренажной функции используются специальные «Дренажные позы»и упражнения с форсированным удлинённым выдохом. Позиционный (постуральный) дренаж – это использование положения для улучшения отхождения мокроты. Позиционный дренаж применяется у больных с пневмонией при снижении кашлевого рефлекса или слишком вязкой мокроте, а так же после введения отхаркивающих средств в виде аэрозоля.
Упражнения выполняют 2 раза в день – утром и вечером (можно чаще) после предварительного приёма бронхорасширяющих и отхаркивающих средств (обычно – настоя термопсиса, мать-и-мачехи, подорожника, багульника, горячего липового чая). После 20-30 минут после этого больной поочерёдно занимает положение, способствующее максимальному отхождению мокроты.
В каждом положении больной выполняет вначале 4-5 глубоких медленных дыхательных движений, вдыхая воздух через нос, а выдыхая через сжатые губы. Затем после длительного глубокого вдоха производится 3-4 кратное неглубокое покашливание 4-5 раз.
Хороший результат достигается при сочетании дренажных положений с различными методами вибрации грудной клетки и массажем.
Постуральный дренаж противопоказан при кровохарканье, пневмотораксе и возникновении во время процедуры значительной одышки и приступа удушья, повышении АД, головокружении, аритмии сердца.
Вопросы для самоподготовки:
1. Гериатрия как наука, история развития гериатрии.
2. Видовая и максимальная продолжительность жизни человека, средняя продолжительность жизни в России и в других странах мира.
3. Основные характеристики старения.
4. Медико-социальные и экономические проблемы, связанные с постарением населения планеты.
5. Структура геронтологической и гериатрической службы.
6. Особенности течения заболеваний внутренних органов у лиц пожилого и старческого возраста.
7. Особенности обследования гериатрических пациентов.
8. Принципы и особенности фармакотерапии для гериатрических пациентов.
9. Гериатрические средства.
10. Возрастные изменения органов дыхания у лиц старших возрастных групп.
11. Хронический бронхит: этиология, предрасполагающие факторы, патогенез, клиника, диагностика, принципы лечения.
12. Пневмония: этиология, предрасполагающие факторы, клиника.
13. Эмфизема лёгких: этиология, патогенез, клиника, лечения.
14. Бронхиальная астма: классификация, диагностика, принципы лечения.
15. ХОБЛ: клинические проявления, принципы лечения.
16. Стандарты неотложной доврачебной помощи в пульмонологии: при приступе БА, при легочном кровотечении.
17. Повторите схему обследования пациента и методику объективного обследования: пальпация верхушечного толчка, голосовое дрожание, сравнительная перкуссия лёгких, аускультация лёгких, аускультация сердца, пальпация лимфатическтх узлов, поверхностная пальпация живота.
Задания для самоподготовки:
1. Изучите информационный материал и оформите таблицы на тему: «Гериатрические средства».
Название геронтопротектора | Схема лечения (доза, курс лечения) | Особенности медикаментозной терапии |
1. Антиоксиданты | ||
2. Энтеросорбенты | ||
3. Гормональные препараты | ||
4. Ноотропы | ||
5. Иммуномодуляторы | ||
6. Препараты, стимулирующие обмен веществ |
1. Изучите информационный материал и оформите таблицы на тему: «Гериатрические средства».
«Бронхиальная астма и ХОБЛ у лиц пожилого и старческого возраста»
Бронхиальная астма | ХОБЛ | |
Диагностические признаки заболев. | ||
Классификация | ||
Клиника | ||
Внелегочные проявления и сочетание с др. заболеваниями | ||
Принципы лечения |
2. Решите задачу (письменно).
В здравпункт обратился пациент 65 лет. Жалобы на одышку с затрудненным выдохом, приступообразный кашель с трудноотделяемой вязкой мокротой, резкую слабость. Возникновение приступа связывает с запахом краски (в цехе идет ремонт).
Объективно: пациент занимает вынужденное положение – сидит, опираясь руками о край стула. Кожные покровы с цианотичным оттенком. Перкуторный звук коробочный. В легких выслушиваются в большом количестве сухие свистящие хрипы, частота дыхательный движений (ЧДД) 28 в мин. Пульс 96 уд./мин.
Задания:
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Для получения дополнительного балла за занятие предлагаются темы рефератов:
1. «Демографическое постарение и проблемы гериатрической помощи в РФ».
2. «Долгожители: состояние здоровья и способность к самообслуживанию».
3. «Принципы оказания медико-социальной помощи пожилым людям».
4. «Современные гериатрические средства (пептидные биорегуляторы)».
Рекомендуемая литература:
1. Котельников, Г.П. Геронтология и гериатрия: учеб./ Г.П.Котельников, О.Г.Яковлев, Н.О.Захарова. – Москва, Самара: Самар. Дом печати, 2000. – 800с., ил.-19, табл.-3.
2. Лекционный материал по теме занятия.
3. Рябчикова Т.В. Сестринское дело в гериатрии: руководство для медицинских сестёр/ Т.В.Рябчикова. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006.- 384с.
4. Филатова, С.А. Геронтология: учеб./ С.А.Филатова, Л.П.Безденежная, Л.С.Андреева. – 3-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 512с.- (СПО).
5. Гребцова ,Н.Н.Пропедевтика в терапии: учебное пособие/Н.Н.Гребцова. – М.: Эксмо, 2008.- 512с. – Медицинское образование.
Оснащение занятий:
Иметь схему обследования терапевтического пациента, ручку, простой карандаш, ластик, дневник семинарско – практических занятий, халат, тонометр, фонендоскоп.