Нормативно-правовые акты в Российской Федерации

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПРОФЕССОРА В.Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом ПО

Законодательство в сфере охраны здоровья граждан

Нормативные и правовые акты

Красноярск 2009

УДК 616-036.86.008.4 (07)

ББК 51

Э 41

Законодательство в сфере охраны здоровья граждан. Нормативные и правовые акты / Е.А. Аверченко, А.В. Шульмин — Красноярск: типография КрасГМУ, 2009. — Издание 2-е — 276 с.

Авторы:

Аверченко Евгения Александровна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Общественного здоровья и здравоохранения с курсом ПО».

Шульмин Андрей Владимирович — кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой «Общественного здоровья и здравоохранения с курсом ПО».

В книге содержаться полные оригинальные тексты федеральных законов об охране здоровья граждан, принятых в Российской Федерации в 1990-2009 годах. По каждому закону указываются ссылки на наиболее значимые постановления Правительства Российской Федерации, принятые в соответствии с конкретным законом.

Издание предназначено для руководителей медицинских организаций, органов управления здравоохранением, для специалистов в области общественного здоровья, системы обязательного медицинского страхования, преподавателей, аспирантов, студентов медицинских и фармацевтических вузов.

© Аверченко Е. А.

Шульмин А. В.

© КрасГМУ, 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ 3

ВВЕДЕНИЕ 4

РАЗДЕЛ I. КОНСТИТУЦИЯ РФ. ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ 23

Конституция Российской Федерации (Извлечения) 23

Глава 1. Основы Конституционного строя 23

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина 24

Глава 4. Президент Российской Федерации 27

Глава 5. Федеральное Собрание 30

Глава 6. Правительство Российской Федерации 36

Глава 7. Судебная власть 39

Глава 8. Местное самоуправление 43

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции 44

Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год 46

РАЗДЕЛ II. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ 62

Основы законодательства об охране здоровья граждан (Извлечения) 62

Раздел I. Общие положения 62

Раздел II. Полномочия Федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области охраны здоровья 64

Раздел III. Организация охраны здоровья граждан в РФ 71

Раздел IV. Права граждан в области охраны здоровья 73

Раздел V. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья 78

Раздел VI. Права граждан при оказании медико-социальной помощи 83

Раздел VII. Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека 87

Раздел VIII. Гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам 89

Раздел IX. Медицинская экспертиза 99

Раздел X. Права и социальная поддержка медицинских и фармацевтических работников 102

Раздел XI. Международное сотрудничество 113

Раздел XII. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан 113

Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» (Извлечения) 115

Раздел 1. Общие положения 115

Статья 1. Медицинское страхование 115

Раздел 2. Система медицинского страхования 116

Раздел 3. Деятельность страховых медицинских организаций 126

Раздел 4. Деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования 130

Раздел 5. Регулирование отношений сторон в системе медицинского страхования 132

Закон РФ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции») 134

Глава I. Общие положения 134

Глава II. Медицинская помощь ВИЧ-инфицированным 137

Глава III. Социальная поддержка ВИЧ-инфицированных и членов их семей 142

Глава IV. Социальная поддержка лиц, подвергающихся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей 143

Глава V. Заключительные положения 145

Закон РФ «О донорстве крови и ее компонентов» 146

Раздел I. Общие положения 146

Раздел II. Права, обязанности донора и меры социальной поддержки, предоставляемые ему 148

Раздел III. Организация донорства крови ее компонентов 153

Раздел IV. Заключительные положения 155

Закон РФ «О трансплантации органов и(или ) тканей человека 156

Раздел I. Общие положения 156

Раздел II. Изъятие органов и(или) тканей у трупа для трансплантации 159

Раздел III. Изъятие органов и(или) тканей у живого донора для трансплантации 160

Раздел IV. Ответственность учреждения здравоохранения и его персонала 161

Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» 162

Раздел I. Общие положения 162

Раздел II. Обеспечение психиатрической помощью и социальная поддержка лиц, страдающих психическими расстройствами 169

Раздел III. Учреждения и лица, оказывающие психиатрическую помощь. Права и обязанности медицинских работников и иных специалистов 171

Раздел IV. Виды психиатрической помощи и порядок ее оказания 174

Раздел V. Контроль и прокурорский надзор за деятельностью по оказанию психиатрической помощи 190

Раздел VI. Обжалование действий по оказанию психиатрической помощи 191

РАЗДЕЛ III. КОДЕКСЫ РФ (ИЗВЛЕЧЕНИЯ) 192

Уголовный кодекс РФ (извлечения) 192

Раздел I. Уголовный закон (Общая часть) 192

Раздел II. Преступление 193

Раздел III. Наказание 194

Раздел VI. Иные меры уголовно-правового характера 195

Раздел VII. Преступления против личности (Особенная часть) 197

Раздел IX. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка 201

Трудовой кодекс РФ 207

Раздел III. Трудовой договор 207

Раздел IV. Рабочее время 223

Раздел V. Время отдыха 224

Раздел VI. Оплата и нормирование труда 226

Раздел VIII. Трудовой распорядок. Дисциплина труда 231

Гражданский кодекс РФ 233

Раздел I. Общие положения (граждане (физические лица)) 233

Глава 28. Заключение договора 238

Глава 29. Изменение и расторжение договора 242

Семейный кодекс Российской Федерации 245

Раздел I. Общие положения 245

РАЗДЕЛ VI. ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ 255

Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями 255

Положение о предоставлении населению медицинских услуг сверх Программы государственных гарантий на территории Красноярского края 259

РАЗДЕЛ VII. ПОЛОЖЕНИЕ О КЛИНИЧЕСКОЙ ОРДИНАТУРЕ 267

Приказ Министерства здравоохранения РФ об утверждении «Положения о клинической ординатуре» 267

Для заметок 276

ВВЕДЕНИЕ

В числе важнейших социальных благ, охраняемых государ­ством, названо здоровье как вечная, непреходящая ценность лич­ности и общества. Здоровье имеет большое значение в жизни че­ловека, именно поэтому необходимо всемерно охранять его, в том числе и посредством права. С правовых позиций важно исследовать и общественные отношения в сфере здравоохранения.

Здоровье населения - не только мечта граждан любой страны, но и соответствующая государственная политика, а также мера от­ветственности всех институтов власти перед своим народом. Власть в обществе осуществляется через государственное управление - це­ленаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом или на те или иные сферы (экономическую социальную, духовную) для выполнения стоящих перед обществом задач. Под воздействием государственной власти и государственного управ­ления общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер регулируемых и контролируемых.

Государственное управление в социальной сфере обществен­ной жизнедеятельности - это регулирование социально значимых процессов, влияющих на жизнедеятельность и здоровье людей.

Государство принимает ряд мер по сохранению, созданию либо изменению обстоятельств, влияющих на охрану жизни и здоровья. Основные функции государственного управления социальной сферой состоят:

- в создании благоприятных условий для воспроизводства населения страны, сохранения здоровья и работоспособности населения;

- организации профессиональной подготовки кадров;

- укреплении семьи и заботе о подрастающем поколении;

- сохранении и приумножении культурного достояния;

- организации отдыха и досуга населения;

- создании благоприятных условий для занятий наукой, туризмом и спортом и т. д.

Для осуществления государственного управления социальной сферой, в том числе сферой охраны здоровья, используются пра­вовые, административные, экономические, социально-психоло­гические методы.

Правовые методы государственного управления - это важней­шая функция государства. Она выполняется правовыми нормами по регулированию отношений в сфере охраны здоровья и созданию юридических гарантий нормального функционирования каждого субъекта социальных отношений. Государственные органы в пре­делах своей компетенции издают правовые акты по регулированию сферы охраны здоровья. В условиях кризиса в здравоохранении почти любое направление законодательного регулирования в этой сфере становится актуальным и требует принятия чрезвычайных мер. Ключевым аспектом этого процесса является принятие зако­нодательства, позволяющего законодательно обеспечить реформу здравоохранения и создать необходимые управленческие структу­ры с определением области и уровня их правовой ответственности за реализацию принятых законов.

Административные методы государственного управле­ния - являются конкретизацией правовых методов посредством принятия подзаконных нормативно-правовых актов. В настоящее время административные методы государственного управления сферой охраны здоровья направлены на обеспечение реформы здравоохранения на основе конституционных норм и правовых норм, заложенных в основополагающих законах в сфере охраны здоровья. Создаются и реализуются нормативные администра­тивные и другие подзаконные акты, контролируется их испол­нение.

Экономические методы государственного управления состо­ят в создании государством таких хозяйственных условий, чтобы управляемому объекту было выгодно действовать так, как этого желает государство. При этом государство путем формирования соответствующей нормативно-правовой базы воздействует на эко­номические интересы объекта управления (например, государ­ственной системы здравоохранения).

Социально-психологические методы управления - это методы, ориентированные на создание и эффективное использование со­циально-психологического потенциала общества и его отдельных индивидов. К таким методам относятся: установление и развитие социальных норм поведения, создание общественных идеалов, мотивация труда, поддержание благоприятного социально-пси­хологического климата в обществе, социальное планирование. Эти методы управления также неразрывно связаны с законами государства.

Таким образом, основными определяющими методами государ­ственного регулирования социальной сферы, в том числе и сферы охраны здоровья, являются правовые методы. Другие методы ос­новываются на них и от них неотделимы.

В последнее десятилетие XX века интенсивное развитие полу­чил процесс возвращения в Россию идей правовой государствен­ности. Обеспечение принципов правового государства неразрыв­но связано с высокой эффективностью правового регулирования общественных отношений, основой которых являются единство и непротиворечивость правовой системы, строгая соподчиненность и согласованность нормативных правовых актов, высокий уровень их подготовки, а также наличие механизмов реализации правовых норм.

Нормативно-правовые акты в Российской Федерации

Законодательство государства складывается в результате из­дания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Структурным элементом системы за­конодательства является нормативно-правовой акт.

Нормативность подразумевает, что юридические документы содержат нормы права (общие правила поведения, установленные и охраняемые от нарушения государством).

Нормативно-правовой акт - это официальный документ, при­нятый (изданный) компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы.

Нормативный правовой акт является официальным докумен­том постоянного или временного характера, направленным на ус­тановление, изменение содержания или отмену правовых норм. Нормативно-правовые акты общеобязательны и рассчитаны на многократное применение.

Нормативный правовой акт принимается (издается) в опреде­ленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами порядке и форме органом государственной власти или органом местного самоуправления, наделенным правом принятия (издания) нормативных правовых актов (далее - правотворческий орган), по предметам своего ведения, либо на референдуме.

Нормативный правовой акт может быть принят (издан) сов­местно несколькими правотворческими органами, а также одним из этих органов по согласованию с другими.

Такой акт всегда обладает четкой внутренней структурой. Текст, в целях удобства пользования, может иметь преамбулу, делиться на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, части, абзацы и т. д. Такое строение нормативно-правового акта - результат длитель­ного развития теории и практики нормотворчества.

В современном государстве вся совокупность нормативных и иных юридических актов государства в конечном итоге устанав­ливает определенную правовую систему государства.

В Российской Федерации нормативными правовыми ак­тами являются:

- Конституция Российской Федерации - основной закон госу­дарства;

- законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные зако­ны, федеральные законы;

- нормативные постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации;

- нормативные указы Президента Российской Федерации;

- нормативные постановления Правительства Российской Феде­рации;

- нормативные правовые акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

- нормативные указания, положения, инструкции Центрального банка Российской Федерации (Банка России);

- нормативные постановления Конституционного Суда Россий­ской Федерации;

- нормативные приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции Генерального прокурора Российской Федерации;

- конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

- нормативные правовые акты органов местного самоуправ­ления.

Конституция Российской Федерации, законы и иные норматив­ные правовые акты федеральных органов государственной власти составляют федеральное законодательство.

К сфере исключительного регулирования Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными за­конами относятся:

- основы конституционного строя Российской Федерации;

- права, свободы и обязанности человека и гражданина, способы их обеспечения, а также юридическая ответственность и иные меры принуждения по отношению к личности;

- правовое положение общественных объединений;

- федеративное устройство Российской Федерации;

- общие принципы организации местного самоуправления;

- установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государ­ственной власти;

- основы федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

- порядок формирования и расходования средств федерального бюджета, федеральные налоги и сборы;

- федеральные транспорт, пути сообщения;

- оборона, оборонное производство, определение порядка прода­жи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;

- порядок введения военного или чрезвычайного положения;

- безопасность, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

- порядок ратификации и денонсации международных догово­ров Российской Федерации, ратификация и денонсация таких договоров;

- судоустройство, прокуратура, гражданское, гражданское про­цессуальное, арбитражное процессуальное, уголовное, уголов­но-процессуальное, уголовно-исполнительное законодатель­ство, правовое регулирование интеллектуальной собственно­сти.

Таким образом, по данным вопросам принимаются законы только на федеральном уровне.

Федеральные законы могут приниматься в форме кодексов Российской Федерации и основ законодательства Российской Фе­дерации.

Кодекс Российской Федерации - это федеральный закон, при­нимаемый по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, содержащий в систематизированном виде всю или ос­новную часть правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

Основы законодательства Российской Федерации - это феде­ральный закон, принимаемый по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обес­печивающий единообразное правовое регулирование определен­ных общественных отношений.

На сегодняшний день ключевым законом, регулирующим от­ношения в сфере охраны здоровья граждан, являются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

В целях обеспечения правопреемства законы, действовавшие на территории Российской Федерации до принятия Конституции РФ (1993 г.), с вступлением ее в силу приобрели статус федеральных законов и применяются на территории Российской Федерации до официальной отмены в части, не противоречащей Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и международным договорам Российской Федерации. Одной из тенденций развития системы законодательства Российской Федерации в последнее десятилетие является интег­рация в российское законодательство общепризнанных принци­пов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации занимают отдельное положение в системе норматив­но-правовых актов Российской Федерации и являются составной частью ее правовой системы.

Международный договор Российской Федерации - это меж­дународное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международ­ным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой доку­ментах, а также независимо от его конкретного наименования.

Если международным договором Российской Федерации ус­тановлены иные правила, чем предусмотренные законом, то при­меняются правила международного договора (ст. 15 Конститу­ции РФ).

Конституционный Суд РФ в пределах своих полномочий при­нимает постановления, заключения и определения, а также реше­ния по организационным вопросам.

Нормативными являются постановления Конституционного Суда РФ о признании не соответствующими Конституции РФ нор­мативных правовых актов или их частей. Нормативные правовые акты Конституционного Суда РФ принимаются на основе и во исполнение Конституции РФ.

Субъекты Российской Федерации имеют свои конституции (ус­тавы). Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации принимаются на основе Конституции РФ и не могут ей противо­речить. Органы государственной власти субъектов РФ в пределах сво­их полномочий принимают (издают) законы и иные нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном законодательством субъектов РФ. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации принимаются (издаются) на основе и во исполнение федерального законодательства, конституции (устава) соответ­ствующего субъекта РФ и не могут им противоречить. Действие этих нормативных актов распространяется лишь на территории соответствующего региона.

Органы местного самоуправления в пределах своих полно­мочий принимают (издают) нормативные правовые акты. Нор­мативные правовые акты органов местного самоуправления при­нимаются (издаются) на основе и во исполнение федерального законодательства, конституции (устава), законов и иных норма­тивных правовых актов соответствующего субъекта РФ и не могут им противоречить.

Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, зако­ны и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления составляют законодатель­ство субъектов Российской Федерации.

Федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации составляют законодательство Российской Федерации.

Отметим, что законодательные акты, несмотря на свое широкое нормативное содержание, не могут в полной мере осуществлять правовое регулирование всех вопросов охраны здоровья. Законы далеко не всегда указывают конкретные механизмы реализации заложенных в них норм. Именно поэтому возрастает роль право­вых актов органов исполнительной власти, которые обеспечивают выполнение законодательных норм, исходя из реальной правовой ситуации.

К подзаконным правовым актам федеральных органов исполни­тельной власти относятся: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, распоряжения и приказы различных федеральных министерств и ведомств.

Нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ яв­ляются важнейшими источниками права. Они служат правовой основой для возникновения, изменения и прекращения админист­ративно-правовых отношений, определяющих правила поведения в сфере государственного управления.

Наши рекомендации