Лечебно-профилактической

ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ПЕДИАТРИЯ

Под редакцией профессора А.С. Калмыковой

Учебник для вузов

Рекомендовано Учебно-методическим

объединением по медицинскому и

фармацевтическому образованию вузов

России в качестве учебника для студентов

медицинских вузов по специальности

DBD1 ОЗ [040200] - «Педиатрия»

Лечебно-профилактической - student2.ru Лечебно-профилактической - student2.ru Москва Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа»

УДК 616-053.2(075.8) ББК 57.3я73 П50

Рецензенты:

Дудникова Э.В. — профессор кафедры детских болезней ПО Ростовского государствен­ного медицинского университета, доктор медицинских наук;

Шашель В.А. — профессор кафедры педиатрии №1 Кубанского государственного меди­цинского университета, доктор медицинских наук Авторы:

КалмыковаА. С — дм.н., профессор, заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии Ставропольской государственной медицинской академии, Ткачева Н.В — к. м.н., доцент кафедры пропедевтики детских болезней и поликлиничес­кой педиатрии Ставропольской государственной медицинской академии; КлимовЛ.Я.— к.м.н.,доценткафедры пропедевтики детских болезней и поликлиничес­кой педиатрии Ставропольской государственной медицинской академии; Марочкина Л. И —к м.н., доцент кафедры пропедевтики детских болезней и поликлини­ческой педиатрии Ставропольской государственной медицинской академии; Зарытовасая Н.В. — к.м.н , ассистент кафедры пропедевтики детских болезней и поли­клинической педиатрии Ставропольской государственной медицинской академии

П50 Поликлиническая педиатрия: учебник / под ред. А.С. Калмыковой. -М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 624 с.

ISBN 978-5-9704-0417-1

В учебнике изложены основные направления работы участкового врача-педиатра. Освещаются структура и организационные аспекты деятельности детской поликлиники. Подробно представлены проблемы здорового ребенка, в том числе профилактическая работа на участке. Широко представлены вопросы современных требований к питанию детей раннего возраста. Разделы, посвященные лечебной работе участкового педиатра, включают не только проблемы лечения и диспансеризации больных детей, но и современные актуальные проблемы поликлинической педиатрии. На современном уровне разбираются вопросы неотложной помощи детям на дому. Большой раздел посвящен медицинской помощи организованным детям. Отдельно выделены вопросы подростковой медицины.

Учебник соответствует действующей типовой программе по «Поликлиничес­кой педиатрии», утвержденной Департаментом образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава России, Государственному образо­вательному стандарту высшего профессионального образования по специальнос­ти «Педиатрия» и предназначен для студентов высших медицинских учебных

3аВ6ДеНИЙ- УДК616-053.2(075.8)

ББК57.3я73

Права на данное издание принадлежат издательской группе «ГЭОТАР-Медиа». Воспроизведение и распространение в каком бы то ни было виде части или целого издания не могут быть осуществлены без письменного разрешения правообладателей.

© Калмыкова А.С, 2007
ISBN 978-5-9704-0417-1© Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2007

ПРЕДИСЛОВИЕ

Государственный образовательный стандарт высшего медицинского образования предусматривает подготовку врача-выпускника педиатри­ческого факультета медицинского вуза к профессиональной деятель­ности в области медицины с целью проведения профилактики, диагнос­тики и лечения заболеваний у детей, что полностью совпадает с задача­ми первичного звена детского здравоохранения.

Необходимость междисциплинарной поликлинической подготовки студентов выпускного курса педиатрических факультетов возникла давно. Это обусловлено тем, что большинство выпускников педиатрических фа­культетов начинает свою трудовую деятельность в первичном звене детс­кого здравоохранения, в поликлиниках, реабилитационных и медико-со­циальных центрах, в дошкольно-школьных и подростковых учреждениях.

Кафедра пропедевтики детских болезней и поликлинической педи­атрии Ставропольской государственной медицинской академии за про­шедшие годы накопила достаточно большой опыт преподавания на цик­ле «Поликлиническая педиатрия». Следует отметить, что это учебное заведение — 2-е вуз в России, где началось преподавание этой дисцип­лины. Сотрудники кафедры приложили много сил для организации клинической базы и создания комплекса методического обеспечения цикла поликлинической педиатрии.

Основу обучения в детской поликлинике составляет активная са­мостоятельная работа выпускников по освоению теоретических знаний и практических навыков работы со здоровыми и больными детьми. Ба­зами служат все детские поликлиники города Ставрополя, в которых имеется более чем 60 педиатрических участков, необходимые специа­листы по 18 специальностям и современная аппаратура для диагности­ки и лечения, существует ряд дневных стационаров. В качестве учебных баз используют детские дошкольные учреждения и школы.

За время работы в поликлинике студенты знакомятся с организаци­ей медицинского обслуживания, участвуют в приеме больных, в оказа­нии неотложной помощи, работают в кабинетах функциональной диаг­ностики. Особое место в обучении студентов занимают приемы детей с преподавателями, разборы курируемых больных на участке, написание историй развития ребенка и работа с подростками.

Опыт преподавания цикла «Поликлинической педиатрии» сотруд­никами кафедры обобщен и систематизирован в предлагаемом учебни­ке в строгом соответствии с программой по «Поликлинической педиат­рии» для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений (Москва, 2000).

ВВЕДЕНИЕ

«Поликлиническую педиатрию» в качестве предмета считают раз­делом в первую очередь профилактической педиатрии. В последние го­ды особый упор сделан на педиатрию здорового ребенка, или педиат­рию развития. Это открывает широкие возможности для профилакти­ческой педиатрии и валеологии детства. Все большее признание полу­чает концепция детских истоков хронических заболеваний взрослого и пожилого человека — педиатрия «дебютов» с новыми возможностями предупреждения этих заболеваний или осложнений уже в детском или подростковом возрасте. Именно от средств первичной профилактики зависит конечный результат деятельности детских врачей, с какой сте­пенью здоровья, физических и интеллектуальных возможностей, с ка­кими гарантиями активного долголетия ребенок войдет во взрослую жизнь.

Профилактическую педиатрию можно определить как практику комплексной защиты и приоритетности проблем детства, что подразу­мевает обеспечение новых возможностей формирования здоровья чело­века посредством оптимизации среды его развития. За последние годы круг методов современной науки значительно расширился. Ранее чело­вечество никогда не имело подобных реальных возможностей для сох­ранения здоровья нации через воздействие на здоровье детей. Обеспе­чение здорового детства — главный стратегический путь к цивилиза­ции, процветающему, умному и доброму обществу будущего.

Одновременно перед поликлинической педиатрией стоят также задачи лечебной педиатрии или педиатрии болезней. Детские болез­ни всегда были и будут до тех пор, пока взрослые не научатся защи­щать здоровье детей. В процессе лечения ребенка педиатр должен вы­бирать такие технологические и тактические приемы, которые могут спасти не только жизнь, сохранить не только нормальные функцио­нальные возможности, но и обеспечить процессы нормального разви­тия ребенка.

Рабочими местами педиатров после окончания обучения в первую очередь бывают детские учреждения: (ясли, сады, школы, социальные учреждения), поликлиники, диагностические центры, бригады педиат­рической скорой помощи, различные консультативные кабинеты, дис­пансеры, санатории, т.е. учреждения первичного звена детского здраво­охранения.

На любом рабочем месте педиатр, окончивший педиатрический фа­культет высшего учебного медицинского учреждения, — единый специ­алист по всем проблемам, возникающим у здорового и больного ребен-

ка. Это определяет необходимость постоянного совершенствования знаний и практических умений врачей детских поликлиник.

Педиатрия последних десятилетий — исключительно динамическая область знаний, поскольку рост информации, пересмотр ранее сущест­вовавших точек зрения, внедрение новых методов исследования и лече­ния происходит с нарастающей скоростью. Это связано с бурным на­коплением и обобщением коллективного врачебного опыта, в том числе в рамках поликлинической педиатрии. Весьма существенную роль в этом играет увеличение информационных возможностей и совершен­ствование средств коммуникации.

Характерными особенностями профессиональной деятельности участкового врача-педиатра считают осуществление перспективного мониторинга здоровья детского населения и профилактику инфекцион­ных и соматических заболеваний. В сферу его деятельности входят ле­чение заболевших детей на дому и в поликлинике, в организованных детских коллективах, обеспечение ургентной догоспитальной диагнос­тики, первой врачебной помощи и диспетчерских функций, диспансе­ризация больных детей, медицинская и социальная реабилитация, ре­шение медико-социальных проблем детей и семей. Для оценки состоя­ния здоровья, физического и нервно-психического развития ребенка в каждой возрастной группе необходимо, чтобы врачи детских поликли­ник имели широкий круг знаний, включающий генетические, анатомо-физиологические, гигиенические, клинические, психологические, соци­альные и другие аспекты, а также обладали рядом специфических уме­ний. Все перечисленные вопросы подробно освещены в предлагаемом учебнике. Его структура полностью соответствует требованиям Госуда­рственного образовательного стандарта для врача-педиатра. Работа с учебником облегчена благодаря четкой рубрикации учебного материа­ла и наглядности изложения.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АД — артериальное давление

Б А — бронхиальная астма

ВОЗ — Всемирная Организация Здравоохранения

ВСД — вегетососудистая дистония

ВИЧ — вирус иммунодефицита человека

ГСЭН — государственный санитарно-эпидемический надзор

ДН — дыхательная недостаточность

ДОУ — детское образовательное учреждение

ЖДА — железодефицитная анемия

ЖКВ — живая коревая вакцина

ЖКТ — желудочно-кишечный тракт

ЖПВ — живая паротитная вакцина

ИВЛ — искусственная вентиляция легких

ИТШ — инфекционно-токсический шок

КЗР — кабинет здорового ребенка

КОС — кислотно-основное состояние

ЛГД — лимфатико-гипопластический диатез

ЛПУ — лечебно-профилактическое учреждение

НАД — нервно-артритический диатез

НПВП — нестероидные противовоспалительные препараты

ОЖСС — общая железосвязывающая способность сыворотки

ОКИ — острая кишечная инфекция

ООУ — общее образовательное учреждение

ООМПДП — отделение организации медицинской помощи детям

и подросткам

ОПВ — оральная полиомиелитная вакцина

ОРВИ — острая респираторная вирусная инфекция

ПМК — пролапс митрального клапана

РСК — реакция связывания комплемента

СДСТ — синдромом дисплазии соединительной ткани

СЛР — сердечно-легочная реанимация

СОЭ — скорость оседания эритроцитов

СПИД — синдром приобретенного иммунодефицита

ССС — сердечно-сосудистая система

СТГ — соматотропный гормон

УФО — ультрафиолетовое облучение

УЗИ — ультразвуковое исследование

ФКГ — фонокардиография

ЦНС — центральная нервная система

ЦП — цветовой показатель

ЧБД — часто болеющие дети

ЧСС — частота сердечных сокращений

ЭКГ — электрокардиография

ЭКД — экссудативно-катаральный диатез

ЭФГДС — эзофагофиброгастродуоденоскопия

ЭхоКГ — эхокардиография

ЯБ — язвенная болезнь

Часть I

Организация

лечебно-профилактической

Наши рекомендации