Врачи о врачебных ошибках

Врачевание связано с риском, даже у выдающихся врачей встречаются профессиональные ошибки. Особого внимания общества заслуживает возрастание вероятности профессиональных ошибок у начинающих молодых врачей. Прогресс медицинской науки неизбежно связан с повышенным риском; успехи медицины в известном смысле зиждутся на врачебных ошибках. Ошибки врачей — одна из важнейших причин падения доверия населения к медицине. В. В. Вересаев

Людские нужды заставляют нас решать и действовать. Но если мы будем требовательны к себе, то не только успехи, но и ошибки станут источником знания. Гиппократ

Ошибки — неизбежные и печальные издержки лечебной работы, ошибки — это всегда плохо, и единственное оптимальное, что вытекает из трагедии врачебных ошибок, это то, что они по диалектике вещей учат и помогают тому, чтобы их не было. Они несут в существе своем науку о том, как не ошибаться. И виновен не тот врач, кто допустил ошибку, а тот, кто не свободен от трусости отстаивать её. И. А. Кассирский

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

1. Пациентка сообщила Вам, что ее муж находится сейчас в местах заключения. Он прислал ей письмо, что в колонии у него обнаружили ВИЧ. Он наркоман, «сидел на игле», сказал, что это и явилось причиной его инфицирования. Она мало знает о СПИДе, кроме того, что это «постыдная болезнь» и такую болезнь надо скрывать от общества. Пациентка говорит, что она страшно подавлена, в ужасе от этой вести.

Как правильно построить разговор с ней на эту тему?

2. Вы сообщаете своему больному, что по результатам трёхкратного бактериологического исследования кала у него обнаружен паразитоз, который необходимо излечить, и приступить к лечению надо незамедлительно. В ответ на это пациент сказал, что считает диагноз ошибочным, что с ним «никогда такого не могло произойти». Он знает, что все врачи сейчас упорно ищут паразитозы, но он думает, что все они заблуждаются. Оцените тип отношения к болезни пациента и способ применяемой им психологической защиты.

3. Пациентка: Доктор, здравствуйте, я хотела бы узнать, насколько серьезно то, что у меня нашли сахарный диабет

Врач: О, это совершенно не страшно, не стоит волноваться из-за таких пустяков, сейчас полмира болеет диабетом

Пациентка: Но я читала…

Врач: Не стоит читать всякую ерунду. Слушайте только врачей и тогда не будете так бояться!

Оцените поведение врача. Появился барьер в общении между ним и его больной? Каков прогноз отношений в диаде «Врач-пациент»?

4. Больной К.,45 лет, служащий банка. Страдает хроническим гастритом. Обратился за помощью в поликлинику во время обострения заболевания, сразу же предупредив врача, что больничный лист ему не нужен и он только просит побыстрей назначить ему лекарство. «Болеть некогда»,- объяснил мужчина,- «да и что это за болезнь – гастрит. Пустяки! Главное, это работа. Работа все излечивает. Я бы сутками работал, потому что только на работе забываю о болезни, а вот дома, поздним вечером, когда возвращаюсь из банка, сразу начинаю чувствовать желудок. Пропишите мне работу» - бодро говорит он врачу.

Какой тип отношения к болезни у пациента?

5. Вы пришли по вызову домой к пациенту. Он раздраженно заметил, что ждет Вас с самого утра. Вид у больного неопрятный, в выдыхаемом воздухе – неприятный запах. Впустив Вас в квартиру, пациент тут же лег в постель и сказал, чтобы вы быстрее выписали ему лекарство от ангины – и больше ему «от вас ничего не нужно».

Как вы начнете разговор с пациентом?

7. Пациент: Доктор, я вас жду уже полчаса.

Врач: Ждите, если вам это необходимо

Пациент: Что вы себе позволяете?!

Врач: А вы что позволяете себе?! Я вам что? Слуга? И не могу отлучиться по делам?

Пациент: У вас дела в рабочее время – заниматься с больными

Врач: Знаете что? Идите-ка вы… к другому врачу!

Пациент: А я и пойду к другому врачу – к главному! Пусть разберется со своими подчиненными!

На чьей вы стороне в конфликте? Можно ли было не допустить его развития? Как, используя эмоциональный коррективный подход, исправить ситуацию?

8. Пациент обратился с просьбой к патронажной медсестре прийти к нему для выполнения врачебных назначений только в отсутствие родственников. Потому что он не хотел бы, чтобы кто-то из родных знал о его болезни. На вопрос медсестры, почему он не хочет попросить их помощи, пациент сказал, что чувствует свою вину в болезни. Он добавил, что боится стать обузой для сына и снохи и что его болезнь может стать причиной негативной реакции со стороны жены сына. Да и самому сыну будет неприятно, что его отец «такая развалина». Определите тип отношения пациента к своей болезни.

9. Приступая к расспросу, врач сообщил свое имя, отчество и фамилию. На просьбу присесть на постель, он сказал пациенту, что это негигиенично и он «лучше постоит». Разговор длился 10 минут и завершился фразой врача: «Ладно, мы не успели все выяснить, я тороплюсь. Завтра продолжим». Какие ошибки в построении медицинского интервью Вы нашли?

10. При расспросе врач сказал больному, что ему нужно только лишь отвечать на вопросы. «Вопросы здесь задаю я», - пошутил врач.- «Итак, мои вопросы: «Болит ли у Вас голова? У Вас плохой или хороший сон? Есть ли у Вас повышенный аппетит? Сколько дней у Вас повышена температура?» Дайте оценку ведению медицинского интервью.

11. К преподавателю медицинского университета в кабинет заглянула женщина, пациентка одного из терапевтических отделений, и попросила выслушать ее. Оказалось, что она не доверяет «никому в этой больнице» и считает, что ей намеренно причиняют вред. Вчера, например, лечащий врач «как-то нехорошо улыбнулся во время обхода», а с утра ей «специально подложили не ту таблетку». «Я прошу Вас, говорит она преподавателю, повлияйте на врачей и медперсонал, они не хотят, чтобы я была здоровой!» Какой тип отношения к болезни демонстрирует пацйиентка?

14. - Доктор,Вы же уролог, я бы хотел Вам рассказать о своей беде, да не знаю, как начать…

-Уж начните как-нибудь…

-Но я ведь мало что понимаю в медицине

-А я не понимаю, что Вам нужно от меня. Если вы ничего не понимаете в медицине, почему выбрали именно меня? Идите в регистратуру и расскажите там, кто из специалистов вам нужен. И только потом заходите в кабинет к врачу. До свидания!

Дайте, пожалуйста, оценку коммуникативным навыкам врача и пациента. Какова коммуникативная компетентность доктора?

15. На приеме у врача пациент сидит на краешке стула и робко отвечает на вопросы. Молодой врач, расспрашивая пациента, часто глядит в окно, позевывает, отвечает на звонки по мобильному телефону.

Какие ошибки в общении с пациентом он совершает? Скорректируйте поведение врача.

16. Пациентка буквально «ловит» врача в коридоре и сообщает ему, что «наверное, повредила себе тем, что прогуливалась во дворе больницы». На вопрос врача, что случилась, отвечает неопределенно. Просит немедленно провести аускультацию легких. «Послушайте, доктор, вот здесь. Здесь что-то не так» И не дожидаясь реакции врача, заявляет: «Я, наверное, умру!» Какова правильная тактика общения с этой пациенткой?

17. Медицинская сестра, работающая в отделении функциональной диагностики, записывает паспортные данные больного. Пациента она посадила на расстоянии 4 метров о себя, в дальнем углу кабинета. Пациент плохо слышит, постоянно переспрашивает медсестру, из-за чего она злится и почти кричит на пациента. На вопрос врача, почему больной сидит на таком отдалении, медсестра замечает, что не может допустить «всякого больного в свое личное пространство». Найдите аргументы «за» и «против» такой позиции. Ответьте на это замечание с позиции врача.

18. На медицинском осмотре – летчик. У него периодически возникают боли за грудиной жгучего характера. Связано появление болей с физической нагрузкой. Например, боли появляются после быстрой ходьбы на расстояние 300 метров. Однако врачу на вопрос о самочувствии он отвечает, что чувствует себя превосходно и никаких неприятных ощущений, ни при каких обстоятельствах не отмечает.

Назовите, как называется такое поведение летчика.

19. Ваш коллега-врач стал замкнутым, раздражительным. Он предпочитает одиночество. Настроение у него чаще пониженное и на перспективу своего профессионального роста он смотрит пессимистично, говоря: «Зачем мне это все, все равно жизнь не удалась!». Как можно обозначить его состояние? Какая черта является признаком его коммуникативной некомпетентности?

20. Этого пациента не любят и даже боятся не только медицинские сестры, но и врачи. Характерной чертой его является вспыльчивость. Накануне из-за того, что его не разбудили к полднику, он устроил настоящий разнос медсестре, грозил пожаловаться администрации больницы. Сегодня он поссорился с соседом по палате из-за телепередачи, при этом громко кричал и грозил побить более молодого пациента своим костылем.

К какой категории пациентов относится данный пациент? Как вы считаете, нужно построить общение с ним?

21. Вы – заведующий хирургическим отделением. Сегодня к Вам обратились постовые медицинские сестры, заявившие, что больше никогда не будут выполнять назначения для больного N. Его уличили в подглядывании за тем, как медсестры переодеваются. При этом было очевидно, что больной испытал оргазм. Как Вы должны поступить?

22. Ваш коллега недоумевает, почему его не повышают в должности, мотивируя недостаточными его знаниями в области деонтологии. По характеру он энергичен, коммуникабелен, но чрезмерно категоричен, порою резок, нетерпим к мнению других. Часто говорит о том, что хорошо разбирается в психологии больных, но пациенты предпочитают не обсуждать с ним свои проблемы, хотя и ценят его как хорошего хирурга.

Каковы возможные причины неудач Вашего коллеги в карьерном росте?

23. Вы находитесь в составе врачебно-сестринской бригады, оказывающей помощь терпящим бедствие при наводнении. Работа продолжается на протяжении двух суток, спать Вам пришлось не более 2 часов. Увидев, как рыдает Ваша помощница, медсестра, из-за сопереживания страданиям людей, Вы гневно даете ей отповедь, после чего она долго не разговаривает с Вами.

Кто прав в этой ситуации?

24. Ваш пациент убеждает Вас в необходимости продолжения терапии, с чем Вы не можете согласиться. Пневмония, с которой поступил пациент, излечена. Температура нормализовалась, кашель стал редким и мягким. Но пациент уверяет, что сильно кашляет ночью, не спит из-за этого. Чувствует, что температура «не его», не нормальная, что 36,7°С – это повышенная для него температура. Вы догадываетесь, что пациенту нужно по каким-то личным причинам задержаться в стационаре. Как Вы называете такое поведение больного?

25. Пациент встревоженным голосом о говорит врачу о плохом самочувствии. При этом он приближается к нему вплотную и даже теребит пуговицу на его халате, все время заглядывая в глаза. Врач пытается отстраниться, но безуспешно. Наконец, он раздраженно говорит: «Да отойдите же Вы подальше!». Пациент умолкает и обиженно уходит в свою палату. Оцените правильность поведения врача? Как нужно вести себя в этой ситуации?

Наши рекомендации