Тема: Карантинные инфекции. ООИ – чума, обезьянья оспа, лихорадка Ласса, лихорадка Эбола, болезнь Марбурга, холера

Специальность 060109 «Сестринское дело»

Этапы самостоятельной работы Способы выполнения Вопросы самоконтроля
1. Определить цель, перечень знаний и умений темы. 1.В дневнике записать тему, цель занятия, знания и умения. 2. Изучить графструктуру темы. 1.Укажите особенности ООИ. 2. Какие заболевания входят в группу ООИ? 3. Какие ООИ возможны на территории Новгородской области? 4. Какой эпид. анамнез заставляет исключить холеру и чуму у пациента на территории Новгородской области? 5. Назовите природные очаги чумы. Где они находятся? 6. Назовите эндемические очаги холеры на территории России и за рубежом. 7.Основные источники чумы. 8. Пути заражения чумы, Входные ворота. 9. Назовите основные клинические формы чумы. 10. Чума сейчас регистрируется? 11. Приоритетные проблемы пациента при чуме. 12. Особенности чумного бубона и его исходы. 13. Проблемы пациента при септической и легочной формах чумы. 14. Особенности санэпидрежима при работе с ООИ. 15.Особенности забора материала при чуме. 16. Профилактика чумы. 17. Назовите алгоритм первичных противо-эпидемических мероприятий при подозрении на ООИ 18. Особенности современной холеры. 19. Клинические формы холеры. 20. Проблемы пациента при холере. 21.Неотложная помощь при гиповолемическом шоке. 22. Профилактика холеры. 23. Проблемы пациента при геморрагических лихорадках и обезьяньей оспе.
2. Вводный контроль темы. 1. Выполните в дневнике не менее 3 контрольных заданий за 10 мин. Ответьте на вопросы контрольного диктанта с последующим само- и взаимоконтролем при общем обсуждении. 2. Получите оценку.
3.Просмотр слайдов. По очереди каждый студент определяет проблемы пациента, выявляет приоритетные, указывает особенности ухода.
4. Обсуждение тактики медсестры при подозрении на ООИ 1. Знакомство с нормативными документами, регламентирующими работу в условиях выявления карантинных инфекций. 2. Обсуждение первичных противоэпидемических мероприятий при подозрении на ООИ. Определение алгоритма действий медсестры 3. Знакомство с укладкой для забора биоматериала на ф.30, чуму и другие ООИ. Обсуждение особенностей забора, хранения и транспортировки материала в лабораторию ООИ. 4. Обсуждение особенностей санэпидрежима при работе в условиях ООИ, запись в манипуляционную тетрадь.
5. Отработка зачетных манипуляций Работа малыми группами по 2 человека · забор испражнений и рвотных масс на ф.30, хранение, транспортировка материала, · надевание и снятие противочумного костюма обсуждение типов ПЧК, порядок их использования
6.Решение ситуационных задач 1. Каждый студент получает по 1-2 ситуационные задачи. Условия задач перенести в дневник, выполнить задания письменно. 2. Обосновать решение, получить оценку
10. Получение итоговой оценки за занятие. Итоговая оценка выставляется на основании: 1. Оценки за вводный контроль. 2. Оценки за работу с больным. 3. Оценки за деловую игру. 4. Оценки за решение ситуационных задач. 5. Соблюдение правил личной гигиены, ТБ и дисциплины.


ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПЕРСОНАЛА БОЛЬНИЦЫ, РАБОТАЮЩЕГО В УСЛОВИЯХ УСИЛЕННОГО ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОГО РЕЖИМА.

  1. Выход персонала за пределы больницы запрещается. Все сотрудники проживают в общежитии и питаются здесь же.
  2. Все сотрудники должны быть иммунизированы против ООИ.
  3. Собственные вещи персонала сдаются на хранение, персоналу выдается обмундирование, белье, обувь, обработанные противопаразитарными средствами.
  4. Все работы проводятся в защитной противочумной одежде, которая надевается в санитарном пропускнике. Максимальная продолжительность непрерывной работы в полном противочумном костюме 1-го типа 3-4 часа.
  5. Снимать защитную одежду разрешается только в специальных тамбурах. В них не допускается исправление непорядка в одежде.
  6. На протяжении всей работы все сотрудники подвергаются ежедневной термометрии, специфической профилактике, результаты термометрии заносятся в специальный журнал.
  7. Лиц с повышенной температурой немедленно изолируют до выяснения диагноза. Также изолируются лица, допустившие аварию и подвергшиеся опасности непосредственного заражения. Все изолированные подвергаются экстренному лечению.

Обо всех несчастных случаях и ошибках (авариях) необходимо немедленно поставить в известность зав. отделением (больницей). Каждый сотрудник обязан знать меры, необходимые для ликвидации аварии.

  1. После каждого соприкосновения с заразным материалом персонал дезинфицирует руки.
  2. При выходе весь костюм орошается дезраствором.
  3. Влажная дезинфекция всех помещений производится не менее 2 раз в сутки.
  4. По окончании работы персонал проходит санитарную обработку.
  5. Пить воду, принимать пищу, курить, а также пользоваться туалетом разрешается только после снятия защитной одежды в специально отведенных местах.

Литература:4,5,7,9,15.

КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Проблемно-ситуационные задачи.

Задача №1.

У больного сразу после введения противодифтерийной сыворотки резко ухудшилось общее состояние: апатия, бледность кожных покровов, аритмичный нитевидный пульс, тоны сердца глухие, одышка. Температура 35,3° С.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи, обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте технику подачи кислорода через носовой катетер.

Задача № 2

У больного с диагнозом «брюшной тиф» на 19-й день болезни появились резкая слабость, головокружение, шум в ушах, температура тела 35,5° С, лицо бледное, пульс 120 ударов в минуту слабого наполнения и напряжения, кал черный.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте технику применения пузыря со льдом.

Задача № 3

Больной С., 20 лет, доставлен в стационар машиной скорой помощи на первые сутки болезни с диагнозом «Менингококковая инфекция. Менингококкцемия». Заболел остро. Подъем температуры до 40 °С, на второй час от начала болезни на коже нижних конечностей появилась сыпь, которая быстро нарастала. Объективно: бледность кожных покровов на конечностях, туловище обильная геморрагическая сыпь с элементами некротических участков, одышка, ЧДД 36 в минуту, пульс 110 ударов в минуту, АД 50/20 мм. рт. ст., диурез снижен, менингиальные знаки – отрицательные.

Задания.

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте план неотложной помощи.

3. Продемонстрируйте технику забора слизи из носоглотки на менингококк


Задача № 4

Больной С., 38 лет, поступил в инфекционную больницу с диагнозом «Острая дизентерия, средней тяжести». При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: жалобы на схваткообразные боли в животе, учащенный жидкий стул со слизью (выделения скудные частота стула 9 раз) повышение температуры, общая слабость.

Считает себя больным в течение одного дня. За 5 дней до заболевания ел немытые фрукты, купленные на рынке.

В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Жалуется на боль в животе, частый жидкий стул со слизью. В контакт вступает хорошо, выражает опасение за заражение кишечной инфекцией своей семьи.

Объективно: температура 37,8°С, ЧДД 17 в минуту, пульс 80 ударов в минуту, АД 120/80 мм. рт. ст. Сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы чистые, влажные, нормальной окраски. Язык сухой, обложен белым налетом. Живот правильной формы, участвует в акте дыхания, мягкий болезненный в левой подвздошной области. Стул: бескаловый «слизистый». Диурез в норме.

Пациенту назначено:

· Бак. посев кала на шигелы и сальмонеллы;

· Кал на копрограмму;

· Стол № 4;

· Полупостельный режим;

· Фуразолидон по 0,1 гр. 4 раза в день.

Получены данные лабораторного исследования: бак. исследования кала – выделена Sh. Sonnei

Задания

1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

3. Объясните пациенту, как подготовиться к ректороманоскопии.

4. Обучите пациента правилам личной гигиены для предупреждения развития кишечных инфекций.

5. Продемонстрируйте на фантоме технику взятия кала на бак. исследования из прямой кишки.

Задача № 5

Больной С., 30 лет, поступил на лечение в инфекционный стационар с диагнозом «пищевое отравление».

При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: жалобы на тошноту, рвоту, жидкий стул, общую слабость, периодические боли в животе. Заболевание связывает с употреблением накануне вечером мясного салата. Салат употребляла и жена, у которой тоже отмечается недомогание и расстройство стула.

Объективно: температура 37,6°С, положение в постели активное, кожные покровы чистые, сухие, язык сухой, живот мягкий, болезненный в эпигастрии, пульс 78 ударов в минуту, АД 110/60, стул обильный, без патологических примесей.

Пациенту назначено:

- промывание желудка до чистых промывных вод;

- забор рвотных масс промывных вод желудка и кала на бак. исследования;

- обильное питье «Оралит» дробно.

Задания

1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено, сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

3. Объясните пациенту о необходимости проведения промывания желудка.

4. Обучите пациента правильному проведению пероральной регидратации.

5. Продемонстрируйте на фантоме технику промывания желудка

Задача № 6.

При патронажном посещении больного ВИЧ-инфекцией медицинская сестра обнаружила больного с жалобой на температуру и чувством страха смерти. Объективно: состояние нетяжелое, кожа гиперемирована, температура 37,8°С.

Задания.

1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено.

2. Сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

3. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства.

4. Расскажите о составе аптечки и оказании первой помощи при авариях (разрывы или проколы перчаток, уколы и порезы кожных покровов, попадание материала на слизистые оболочки, оборудование и т.д.)

5. Назовите методы стерилизации изделий медицинского назначения.

Задача № 7

В инфекционное отделение ЦРБ поступил больной К., 22 лет, с жалобами на многократный жидкий стул и кишечное кровотечение в течение недели. Объективно: сознание ясное, кожа бледная, по ходу вены на передней поверхности предплечья левой руки имеются многочисленные следы от инъекции. Температура тела – 37,2°, пульс 58 уд/мин., слабого наполнения, АД 100/70.

Из анамнеза: в течение 3-х лет принимает наркотики внутривенно, 2 года тому назад поставлен диагноз: «ВИЧ-инфекция».

Задания

1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено.

2. Сформулируйте и обоснуйте проблемы пациентов.

3. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства.

4. Расскажите о режиме дезинфекции в палате для ВИЧ-инфицированных больных.

5. Продемонстрируйте забор материала (кала) на баканализ.

Задача № 8.

В противотуберкулезный диспансер поступила больная 17 лет с диагнозом «ВИЧ-инфекция, пневмоцистная пневмония?» Через 3 дня после поступления у больной возникла одышка. Объективно: сознание ясное, кожные покровы чистые, бледные, цианоз носогубного треугольника, частота дыхательных движений – 40 за 1 мин., дыхание затрудненное, АД 140/90, температура – 37,3°. Живот мягкий, участвует в акте дыхания, безболезненный.

Задания

1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено.

2. Сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

3. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства.

4. Расскажите о технике приготовления сывороток для исследования на ВИЧ.

5. Продемонстрируйте взятие мокроты для бактериологического исследования.

Задача № 9

Молодой человек, 20 лет, 6 дней назад вернулся с сельскохозяйственных работ. По «скорой помощи» доставлен в инфекционное отделение. Болен 6 дней. Жалобы на головную боль, температура - 39°С, отсутствие аппетита, неустойчивый стул. Объективно: бледный, неохотно отвечает на вопросы, пульс 72 уд. в мин.,, АД –110/65, язык обложен коричневым налетом с отпечатками зубов. Живот вздут, печень + 1 см, на коже живота – розеолезная сыпь.

Диагноз: на приеме ЛНЭ, брюшной тиф?

Задание

1. Определить потребности, удовлетворение которых нарушено.

2. Сформулировать и поставить проблемы.

3. Определить цели и составить план сестринских вмешательств.

Наши рекомендации