Этапы контроля качества стерилизации

Этапы контроля Цель Используемые методы контроля Кто проводит
Контроль работы оборудования Оценить качество работы оборудования Физический Персонал, обслуживающий стерилизационное оборудование
Контроль качества стерилизации всей загрузки Оценить качество стерилизации всего объема стерилизуемых материалов, для чего используется тестовая упаковка Химический, биологический Персонал, обслуживающий стерилизационное оборудование
Контроль качества стерилизации и упаковки с материалами Оценить достижение параметров стерилизации внутри каждой упаковки в момент ее вскрытия непосредствен­но перед применением Химический, биологический Персонал отделений при использовании стерильных материалов
Протоколиро­вание получен­ных результа­тов Письменно подтвердить качество стерилизацион­ного процесса Физический Вышеуказанные категории персонала

Упаковка материалов

Применяемые упаковочные материалы для любого метода стерилизации должны обладать следующими характеристиками:

Ø не влиять на качество стерилизуемого объекта;

Ø быть проницаемыми для стерилизующих агентов;

Ø обеспечить герметичность вплоть до вскрытия упаковки;

Ø легко вскрываться без нарушения асептики содержимого.

Различают следующие виды упаковочного материала, которые могут применяться отдельно или в сочетании друг с другом: металл, стекло, ткань, пластмасса.

Упаковочные материалы делятся на две категории:

Ø одноразового использования (бумага, бумажно-пластиковые материалы);

Ø многоразового использования (контейнеры).

Для обеспечения длительного поддержания стерильности вне зависимости от метода стерилизации рекомендуется применять два слоя упаковочного материала (бумага, марля, ткань и т.д.).

Бумага для упаковки выпускается двух видов – простая и крепированная, последняя обладает повышенной прочностью, устойчива к повреждениям, лучше сохраняет форму.

Любой вид упаковочного материала должен соответствовать применяемому методу стерилизации.

Загрузка стерилизатора должна обеспечивать свободную циркуляцию воздуха вокруг каждой упаковки и не превышать 70% объёма камеры.

При загрузке камеры парового стерилизатора различными типами упаковок (металлические контейнеры, бумажные пакеты), металлические контейнеры должны размещаться всегда под текстильными или бумажными упаковками для свободного стекания конденсата и предотвращения их намокания.

Максимальные сроки хранения простерилизованных изделий в зависимости от вида упаковок.

Вид упаковки Срок хранения
Бумага, ткань и другие материалы, содержащие целлюлозу. 3 суток
Бумага, ткань на основе синтетических волокон (2 слоя). 2 месяца
Комбинированные бумажно-пластиковые материалы (типа ЗМТМ, СтеридуалТМ) при термозапечатывании на аппаратах. 6 месяцев
При заклеивании индикаторной упаковочной лентой. 3 месяца
Синтетические материалы в виде мешков или рулонов типа ЗМТМ, СтериЛокТМ, ТайвекТМ при термозапечатывании на аппаратах.  
Металлические контейнеры без фильтров. З суток
Металлические контейнеры с фильтрами. 21 суток

Проверь себя

1.Дайте определение дезинфекции. Назовите виды и способы дезинфекции.

2.Назовите методы дезинфекции.

3.В чем отличия «заключительная дезинфекция в очаге и текущая дезинфекция».

4. Какие требования предъявляются к оборудованию, используемому для дезинфекции? Кто осуществляет контроль за соблюдением дезинфекции?

5. Какими приказами регламентировано проведение дезинфекции?

6.Дать определение стерилизации.

7.Дать определение стерильности.

8.Перечислить методы контроля качества стерилизации.

9.Что включает в себя физический метод контроля качества стерилизации?

10.В чем заключается химический способ контроля качества стерилизации?

11. Поясните биологический метод контроля качества стерилизации.

12. Назовите факторы, определяющие эффективность стерилизации.

13. Перечислите виды контроля стерильности изделий.

14. В чем заключается визуальный контроль стерильности?

15. В чем заключается биологический контроль стерильности?

16. Как провести бактериологический контроль стерильности изделий медицинского назначения?

Тема №5: «Сестринский процесс. Этапы сестринского процесса. Модели сестринского процесса. Сестринские стандарты»

План лекции № 13:

Ø Сестринский процесс. Его цель и пути достижения цели.

Ø Этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и содержание каждого этапа.

Ø Сестринский диагноз.

Ø Документирование сестринского процесса, правила ведения карт сестринского ухода, сестринской истории болезни.

Ø Модели сестринского дела.

Сестринский процесс - это научный метод сестринс­кой практики, систематический путь определения ситуа­ции, в которой находятся пациент и медсестра, и возни­кающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон.

Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма.

Этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и содержание каждого этапа.

I этап — сестринское обследование или оценка ситуа­ции для определения потребностей пациента и необходи­мых для сестринского ухода ресурсов.

II этап — сестринское диагностирование, определение проблем пациента или сестринских диагнозов.

Сестринский диагноз — это состояние здоровья паци­ента (нынешнее и потенциальное), установленное в резуль­тате проведенного сестринского обследования и требую­щее вмешательства со стороны медсестры.

III этап — планирование необходимой помощи пациенту. Под планированием надо понимать процесс формирова­ния целей (т.е. желаемых результатов ухода) и сестринских вмешательств, необходимых для достижения этих целей.

IV этап — реализация (осуществление плана сестринс­кого вмешательства (ухода)).

V этап — оценка результатов (итоговая оценка сест­ринского ухода). Оценка эффективности предоставленно­го ухода и его коррекция в случае необходимости.

ПЕРВЫЙ ЭТАП- сестринское обследование,является независимым, специфичным, не подменяется врачебным.

Задача медсестры – обеспечить пациенту максимальный комфорт (в пределах своей компетенции постараться облегчить его состояние). Для медсестры важны не столько причины нарушения функций различных органов и систем, сколько внешние проявления заболевания как результат глубокого нарушения функций организма и основная причина дискомфорта.

Такими внешними проявлениями наличия патологического процесса в организме могут являться, например, одышка, кашель с мокротой, отеки, чувство тревоги, нарушенный сон, боль.

Оценка состояния пациента – это непрерывный систематический процесс, требующий навыков наблюдения и общения.

Цель оценки – определение конкретных потребностей человека или семьи в сестринском уходе, а также их возможностей в оказании самопомощи. Данные для оценки могут быть собраны из беседы с пациентом, истории его болезни, записанной врачом (карта стационарного больного), при объективном обследовании, а также от членов семьи и других медицинских работников.

Методы обследования, необходимые для сбора информации, могут быть субъективными, объективными и дополнительными.

Субъективный метод обследования – это беседа, во время которой сестра узнает биографические данные, необходимые ей для оценки пациента, а также сведения о его самочувствии и о тех или иных потребностях, реакциях, ощущениях, особенностях адаптации, которые человек описывает своими словами, т.е. дает субъективную информацию, ощущения самого пациента относительно проблем, связанных с его здоровьем.

Источником информации при субъективном обследовании может быть как сам пациент, так и члены его семьи или медицинские работники.

Цель беседы при проведении оценки:

- установление отношения «сестра - пациент», в центре которых стоит здоровье пациента;

- выработка адекватной самооценки пациентом его беспокойства и тревоги;

- определение уровня ожиданий пациента от системы оказания медицинской помощи;

- получение информации, необходимой для составления адекватного плана ухода.

Объективное обследование производится при осмотре пациента, наблюдении за выражением его лица, дыханием, положением, а также при измерении артериального давления, температуры, исследовании пульса, частоты дыхательных движений, определении сухости или вялости кожи и т.д.

Для объективного обследования сестра использует свое зрение, слух, осязание, обоняние.

Объективное обследование сестрой, или оценка состояния пациента при поступлении, включает:

ü физические данные: рост, масса тела, отеки (локализация);

ü выражение лица: болезненное, одутловатое, тревожное, без особенностей, страдальческое, настороженное, спокойное, безразличное;

ü сознание: в сознании, без сознания, ясное, спутанное, ступор, сопор, кома, бред, галлюцинации;

ü положение в постели: активное, пассивное, вынужденное;

ü состояние кожных покровов и видимых слизистых: цвет, тургор, влажность, дефекты (сыпь, рубцы, расчесы, кровоподтеки (локализация), отечность или пастозность, кожа бледная, гиперемия, цианоз, жетлушность, сухость, шелушение);

ü костно-мышечную систему: деформация скелетных суставов, атрофия мышц, мышечный тонус (сохранен, повышен, понижен);

ü температура тема: в пределах нормы, субфебрильная, фебрильная (лихорадка);

ü дыхательную систему: ЧДД, характеристика дыхания (ритм, глубина), тип (грудной, брюшной, смешанный);

ü АД: на двух руках, гипотония, нормотония, гипертония;

ü пульс: количество ударов в минуту, ритм, наполнение, напряжение. В норме пульс 60-80 уд./мин. удовлетворительного наполнения и напряжения;

ü естественные отправления: мочевыделение (частота, количество, недержание мочи, катетер, самостоятельно, мочеприемник), стул (самостоятельный регулярный, характер стула, недержание кала, калоприемник, колостома);

ü органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, речь);

ü память: сохранена, нарушена;

ü использование резервов: очки, линзы, слуховой аппарат, съемные зубные протезы;

ü сон, потребность спать днем;

ü способность к передвижению: самостоятельно, при помощи посторонних;

ü способность есть, пить: аппетит, нарушение жевания, тошнота, рвота.

Дополнительным источником информации могут служить данные лабораторных и инструментальных исследований.

ВТОРОЙ ЭТАП –диагностирование, или определение проблем пациента.

Сестринский диагноз – клинический диагноз, устанавливаемый профессиональной сестрой и характеризующий существующие или потенциальные проблемы здоровья пациента, требующие сестринского вмешательства. В 1973г в США состоялась первая научная конференция по классификации сестринских диагнозов. Всего перечень сестринских диагнозов включает 114 основных наименований. Сестринский диагноз существенно отличается от врачебного:

Ø врачебный диагноз определяет болезнь, а сестринский – нацелен на выявление реакций организма в связи с болезнью;

Ø врачебный диагноз может оставаться неизменённым в течение всей болезни, сестринский – может меняться каждый день;

Ø врачебный диагноз предполагает лечение в рамках лечебной практики, а сестринский – сестринское вмешательство в пределах её компетенции.

Медсестра рассматривает не заболевание, а внешнюю реакцию на то, что с ним происходит. Реакция может быть обусловлена не только заболеванием, но и окружающей средой, лекарственной терапией, условиями пребывания в стационаре или медицинском учреждении, личными обстоятельствами.

Классифицировать сестринские проблемы можно как физиологические, психологические и духовные, социальные.

Физиологические сестринские проблемы:

· недостаточное или избыточное питание;

· нарушение глотания;

· снижение защитных функций организма;

· острая или хроническая боль;

· отеки или обезвоживание;

· застой мокроты, влажный или сухой кашель, одышка, удушье, дыхательная недостаточность, кровохарканье;

· сердечная недостаточность;

· запор, диарея, недержание кала, метеоризм (повышенное газообразование в кишечнике);

· острая или хроническая задержка мочи, недержание мочи;

· нарушение целостности кожного покрова, кожный зуд, недостаточная самогигиена;

· слабость;

· нарушение речи, памяти, внимания;

· лихорадка;

· дефицит самостоятельности.

Психологические и духовные сестринские проблемы:

· дефицит знаний (о заболевании, рациональном питании, рациональной схеме приема медикаментов, здоровом образе жизни);

· страх, тревога, беспокойство;

· дефицит досуга;

· дефицит семейной поддержки;

· дефицит общения;

· недоверие медперсоналу;

· отказ от приема лекарства;

· неэффективное проведение курса лечения;

· нарушение представления о своем внешнем облике;

· отсутствие помощи семьи при заболевании одного из ее членов;

· дефицит внимания к будущему ребенку;

· конфликтная ситуация в семье, усугубляющая состояние здоровья пациента;

· страх смерти;

· чувство «ложной вины» перед близкими из-за своего заболевания;

· чувство ложного стыда.

Социальные сестринские проблемы:

· социальная изоляция;

· беспокойство о финансовом положении в связи с выходом на инвалидность.

Помимо этой классификации, все сестринские проблемы делятся на:

1) настоящие (то, что есть сейчас), например одышка, отеки, дефицит досуга;

2) потенциальные (те проблемы, возникновение которых может быть предотвращено организацией качественного сестринского ухода).

При этом дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние. К действительным проблемам можно отнести невозможность осуществления самоухода: одевания, умывания; потенциальные – может предвидеть сестра или сам пациент.

Пример потенциальных сестринских проблем:

F риск возникновения пролежней у неподвижного пациента;

F риск развития обезвоживания при рвоте и частом жидком стуле;

F риск падений и травм у пациента с головокружением;

F риск ухудшения состояния из-за неправильного приема лекарственных средств;

риск суицидальной попытки (самоубийства).

Примеры сестринского диагноза:

  • нарушение восприятия и ощущения (нарушение вкуса, слуха, зрения);
  • нарушение памяти (амнезия);
  • нарушение мышления (снижение интеллекта);
  • нарушения кровообращения (отёки, аритмия);
  • нарушение дыхания (затруднение дыхания, кашель, удушье);
  • нарушение мочевыделения (задержка мочи, недержании е мочи) и др.

ТРЕТИЙ ЭТАП–планирование ухода.После обследования, установления диагноза и определения первичных проблем пациента сестра формулирует цели ухода, ожидаемые результаты и сроки, а также методы, способы, приемы, т.е. сестринские действия, которые необходимы для достижения поставленных целей. Необходимо путем правильного ухода устранить все осложняющие болезнь условия, чтобы она приняла свое естественное течение.

Суть планирования:

· описание целей для каждой проблемы;

· описание характера и объема сестринского вмешательства;

· описание продолжительности сестринского вмешательства.

Прежде, чем обсуждать цели ухода с пациентом, сестра должна:

· понять, какие требования можно предъявить пациенту;

· оценить, его возможности отвечать этим требованиям;

· оценить, может ли пациент выполнять какие-то действия по самоуходу;

· оценить, можно ли пациент обучаться.

Различают два вида целей: краткосрочные и долгосрочные.

Краткосрочные цели должны быть выполнены за короткое время (обычно за 1-2 недели).

Долгосрочные цели достигаются за более длительный период времени, они направлены на предотвращение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию, приобретение медицинских знаний.

Требования к постановке целей:

1) цели предусматривают только положительный результат (умение или исчезновение симптомов, расширение возможностей самоухода и т.п.);

2) должны быть реальными;

3) иметь конкретные сроки достижения;

4) находиться в пределах сестринской, а не врачебной компетенции;

5) формулироваться в терминах пациента, а не медсестры.

Неправильно: медсестра обучит пациента технике самовведения инсулина.

Правильно: пациент продемонстрирует умение делать себе инъекции инсулина технически верно через неделю.

Каждая цель включает три компонента:

1) действие;

2) критерии: дата, время, расстояние;

3) условие: с помощью кого-либо, чего-либо.

Например: в присутствии сестры пациент пройдет с помощью костылей 10м через неделю. Здесь «пациент пройдет» - действие, «в присутствии сестры с помощью костылей» - условие, «10м через неделю» - критерий.

После формулировки целей медсестра составляет собственно план ухода за пациентом, - письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода по приоритетной проблеме пациента.

План ухода координирует работу сестринской бригады, адекватный сестринский уход обеспечивает преемственность, помогает поддерживать связи со специалистами и службами.

Письменные план ухода за пациентом уменьшает риск некомпетентности и предусматривает участие пациента и его семьи. Он включает критерии оценки ухода и ожидаемых результатов.

План должен быть конкретным, недопустимы общие фразы и расплывчатые рассуждения.

ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП – реализация плана ухода или сестринское вмешательство.

Это (по ВОЗ) выполнение действий, направленных на достижение специфических целей. Они включают в себя то, что сестра делает для человека, вместе с ним и в интересах его здоровья для достижения целей оказания помощи…(включая)… документальное изложение информации о выполнении специфических сестринских действий в плане сестринской помощи.

Сестринское вмешательство – любое поведение или действие сестры, направленное на выполнение сестринского плана по уходу в целом или достижение отдельных его целей и необходимое для достижения ожидаемых результатов.

Ожидаемый результат – ожидаемое состояние пациента по окончании лечения или болезни, характеризующее степень благополучия пациента и необходимость в продолжении ухода, приеме медикаментов, поддержке, рекомендациях или обучении.

Сестринские вмешательства, записанные в план ухода, - перечень действий, которые предпримет сестра для решения проблем конкретного пациента. Если проблема потенциальная, то вмешательство должно быть направлено на предупреждение перехода ее в действительную.

В плане по уходу может быть записано несколько возможных сестринских вмешательств для решения одной проблемы. Это позволяет и сестре, и пациенту чувствовать уверенность, что для достижения поставленных целей могут быть предприняты разные действия, а не только единственное вмешательство.

Методы возможных сестринских вмешательств:

ü оказание ежедневной помощи в активности повседневной жизни;

ü выполнение технических манипуляций;

ü оказание психологической помощи и поддержки;

ü обучение и консультирование пациентов и членов его семьи;

ü профилактика осложнений и укрепление здоровья;

ü меры по спасению жизни;

ü создание оздоровительной атмосферы, благоприятной для удовлетворения основных потребностей человека, в частности потребности в свободе и независимости, безопасности, общении и др.

Наши рекомендации