Структура областной больницы

Стационар с многопрофильными отделениями

Консультативная поликлиника

Лечебно-диагностические отделения

Лаборатории

Оргметодотдел с отделением медицинской статистики

Отделение экстренной и планово-консультативной помощи

Вспомогательные службы

45. Организация акушерско-гинекологической помощи. Женская консультация, родильный дом: структура, задачи, показатели деятельности.

Женская консультация осуществляет свою работу по участковому принципу (1 должность акушера-гинеколога на 6000 человек взрослого населения или на 3300 женщин старше 15 лет). Нагрузка акушера-гинеколога на амбулаторном приеме составляет 5 женщин в час, продолжительность рабочего дня — 6,5 ч при 5-дневной рабочей неделе. Функция врачебной должности акушера-гинеколога — от 7000 до 8000 посещений консультации здоровыми женщинами, беременными и гинекологическими больными в год.

Основными структурными подразделениями современной женской консультации являются: регистратура; кабинеты участковых акушеров-гинекологов; кабинеты по профилактике беременности, по психопрофилактической подготовке к родам; физиотерапевтический кабинет; манипуляционная; кабинеты терапевта, онкогинеколога, венеролога, стоматолога; социально-правовой кабинет; комната молодой матери; операционная; эндоскопический кабинет и цитологическая лаборатория; клинико-диагностическая лаборатория; кабинет функциональной диагностики; рентгеновский кабинет; кабинет для административно-хозяйственных нужд.

Разделы работы женской консультации соответствуют основным разделам деятельности участкового акушера-гинеколога. При организации медицинской помощи беременным важным является своевременное (до 3 месяцев) взятие их на учет, динамическое наблюдение за их здоровьем. При нормальном течении беременности женщине рекомендуется посетить консультацию через 7—10 дней после первого обращения, а затем посещать врача 1 раз в месяц в первую половину беременности, после 20 недель беременности — 2 раза в месяц, после 32 недель — 3—4 раза в месяц.

Все данные опроса и клинико-лабораторных исследований, а также рекомендации и назначения должны записываться врачом в “Индивидуальную карту беременной и родильницы” при каждом посещении и подписываться им. Социально-правовая помощь женщинам оказывается юрисконсультом женской консультации. В соответствии с приказом МЗ РФ 1 должность юрисконсульта выделяется на женскую консультацию с числом врачебных должностей 5 и более. Деятельность женской консультации оценивается по следующим показателям: своевременность обращения беременных (до 12 недель) — отношение числа женщин, поступивших под наблюдение в сроки до 12 недель, к общему числу беременных, умноженное на 100; аналогично оценивается доля беременных, поступивших с поздними сроками (после 28 недель) беременности; частота ошибок в определении родов (отношение числа женщин, родивших позже или ранее установленного срока на 15 дней и более, к общему числу родивших женщин); среднее число посещений беременными консультаций до родов — отношение числа посещений беременными к числу беременных женщин; полнота обследования беременных: отношение числа беременных, обследованных терапевтом (стоматологом, на резус-фактор и др.), к числу женщин, закончивших беременность; осложнения беременности (отношение числа беременных с токсикозами к общему числу беременных); исходы беременности (процент беременных, у которых беременность закончилась родами); охват беременных психопрофилактикой; частота основных видов экстремальной патологии и осложнений; частота мертворождений; уровень перинатальной смертности на 1000 беременных; показатели гинекологической заболеваемости женщин.

Основными задачами родильного дома (родильного отделения больницы) являются: оказание квалифицированной стационарной медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде; оказание квалифицированной стационарной помощи женщинам, имеющим гинекологические заболевания; обеспечение наблюдения и ухода за здоровыми новорожденными, оказание квалифицированной медицинской помощи заболевшим и недоношенным новорожденным в период их пребывания в родильном доме.

В зависимости от числа коек родильные дома делятся по мощности на 7 категорий. Стационар родильного дома имеет следующие подразделения: 1) приемно-пропускной блок; 2) родовые отделения; 3) послеродовое физиологическое (первое) акушерское отделение — 50 — 55% акушерских коек; 4) обсервационное (второе) акушерское отделение — 20 — 25% акушерских коек; 5) отделение патологии беременности — 25—30% акушерских коек; 6) отделение (палаты) для новорожденных в составе первого и второго акушерских отделений; 7) гинекологическое отделение.

Противоэпидемический режим. Основной особенностью родовспомогательных учреждений является постоянное пребывание в них высокочувствительных к инфекциям новорожденных и женщин в послеродовом периоде. Поэтому в родовспомогательном учреждении должен проводиться специальный комплекс санитарно-гигиени­ческих мероприятий, включающий: своевременное выявление и изоляцию рожениц, родильниц и новорожденных с гнойно-септическими заболеваниями; своевременное выявление носителей инфекции и их санацию; применение высокоэффективных методов обеззараживания рук медицинского персонала и кожи операционного поля; пастеризацию грудного молока; организацию централизованной стерилизации белья, перевязочного материала, инструментов, шприцев; использование методов и средств дезинфекции для обработки различных объектов внешней среды (постельные принадлежности, одежда, обувь, посуда и др.). Акушерские стационары закрывают для полной дезинфекции не реже 1 раза в год.

Методики вычисления показателей деятельности родильного дома и деятельности больницы одинаковые. При анализе этих показателей следует помнить, что акушерская койка должна работать в городе 300 дней, в сельской местности — 280 дней, а гинекологическая — в среднем 330—340 дней в году. Среднее число дней пребывания больной на койке составляет в акушерском отделении — 9,7, гинекологическом — 6,5.

Основные показатели эффективности деятельности родильного дома: удельный вес родов, принятых вне родильного дома (отношение числа родивших вне роддома к числу принятых родов); медицинская помощь при родах (доля родов с медикаментозным обезболиванием от общего числа принятых родов в %); удельный вес женщин с осложненными родами и частота осложнений в послеродовом периоде на 1000 родивших; частота мертворождений (отношение числа родившихся мертвыми к числу всех родившихся живыми и мертвыми, умноженное на 1000); частота недоношенности (отношение числа родившихся недоношенными к общему числу родившихся, умноженное на 100); заболеваемость новорожденных на 1000 (доношенных, недоношенных); смертность новорожденных на 1000 (доношенных, недоношенных); перинатальная смертность (отношение суммы числа родившихся мертвыми и числа умерших в первые 168 ч к числу родившихся живыми и мертвыми, умноженное на 1000); материнская смертность (отношение числа умерших беременных, рожениц и родильниц (в течение 42 дней после родов) к числу родившихся живыми, умноженное на 100000.

46. Качество медицинской помощи: основные понятия, виды и средства контроля качества медицинской помощи.

Под качеством в общефилософском плане понимается совокупность характеристик объекта, отличающих его от других объектов, в общебытовом плане чаще всего подразумевают степень превосходства потребительских свойств одного объекта по сравнению с другим.

Качество медицинской помощи можно определить как оценку медицинской деятельности по отношению к больному с 4-х позиций:

- доступности медицинской помощи;

- безопасности медицинской помощи;

- оптимальности медицинской помощи;

- удовлетворенности пациента.

Три компонента качества медицинской помощи (три подхода)

- структурное качество (структурный подход);

- качество технологии (процессуальный подход);

- качество результата (результативный подход).

Структурное качество- - компонент качества медицинской помощи, описывающий условия ее оказания. В понятия «условия» включаются: -квалификация кадров; -наличие и состояние оборудования; -рациональность использования оборудования; -состояние зданий и помещений и т. д.

Качество технологии –это компонент качества медицинской помощи, описывающий насколько комплекс лечебно-диагностических мероприятий, оказанных конкретному больному был оптимален.

Качество результата -это компонент качества медицинской , описывающий отношение фактически достигнутых результатов с реально достижимыми (планируемыми).

Система обеспечения качества медицинской помощи состоит из:

участников контроля;

средств контроля;

механизмов контроля.

Два звена контроля качества медицинской помощи:

Ведомственное звено

Вневедомственное звено

Субъекты контроля ведомственного звена:

Медицинские учреждения

Органы управления здравоохранением

Субъекты контроля вневедомственного звена:

лицензионно-аккредитационные комиссии

страховые медицинские организации

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

страхователи

исполнительные органы Фонда социального страхования

профессиональные медицинские ассоциации

общества защиты прав потребителей

Объектом контроля является медицинская помощь, представляющая собой комплекс профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, проводимых по определенной технологии с целью достижения конкретных результатов.

Уровни экспертизы качества медицинской помощи (на уровне ЛПУ):

- заведующие подразделениями (первая ступень)

- заместители руководителя учреждения по клинико-экспертной, лечебной работе, амбулаторно-поликлинической помощи (вторая ступень)

- клинико-экспертная комиссия учреждения (третья ступень)

Экспертному контролю обязательно подлежат случаи:

-летальных исходов;

-внутрибольничного инфицирования и осложнений;

-первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;

-повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение года;

-заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения;

-с расхождением диагнозов;

-сопровождающиеся жалобами пациентов или его родственников.

Вневедомственный контроль может осуществляться в виде:

- предупредительного контроля

- контроля результата

- целевого контроля

- планового контроля

Основными средствами контроля следует признать:

- Медицинские стандарты

- Показатели деятельности ЛПУ

- Экспертную оценку

Показатели качества медицинской помощи для стационаров:

- больничная летальность

- процент осложнений

- процент выздоровлений

- средний койко-день по нозологиям и подразделениям

- оборот койки

- число дней работы койки в году

Качество работы поликлиники можно охарактеризовать показателями:

- ранняя выявляемость наиболее распространенных социально значимых заболеваний

- частота выявления запущенных случаев с обязательным анализом их причин

- анализ дефектов медицинской помощи при переводе больного на инвалидность

Стандарты -это нормативно-технические документы, регламентирующие нормы, правила, обязательные требования к объекту стандартизации и утвержденные компетентным органом.

Стандартизация в здравоохранении - это деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в здравоохранении путем разработки и установления требований, норм, правил, характеристик условий, продукции, технологий, работ, услуг, применяемых в здравоохранении.

Целью стандартизации является создание нормативного обеспечения системы контроля за соблюдением требований нормативных документов по стандартизации в здравоохранении при управлении качеством и обеспечении доступности медицинской помощи населению РФ.

Наши рекомендации