Сестринское дело в системе ПМСП

Перечень вопросов к диф.зачету, экзамену.

1.Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП). Понятия, функции, элементы. Роль м/с в системе ПМСП. ПМСП и соответствующие ей учреждения-это зона первого контакта населения со службами здравоохранения .Включает в себя:- амбулаторно-поликлинические учреждения(АПУ);

-женская консультация;

-станции СМП и НМП;

-сан.эпид станции;

-учреждения родовспоможения.

ПМСП-в наибольшей степени это амбулаторно-поликлиническая служба. Оказывается участковыми и цеховыми врачами (терапевты ,педиатры) ,а также средними медработниками ,а также врачами общей практики, сотрудниками ФАП.

Система ПМСП обеспечивает не только лечебную, но профилактическую работу ,а также организацию медицинской помощи прикрепленному населению.

Первостепенное значение уделяется АПУ, на которые приходятся 80-90 % всех посещений.

2.Структура поликлиники. Задачи поликлиники. Особенности работы м/с основных структурных подразделений. Поликлиника - специализированное ЛПУ ,в котором оказывается мед. помощь приходящим больным ,а также больным на дому, где осуществляется комплекс ЛПУ по лечению и предупреждению заболеваний и их осложнений.

Городскому населению оказывается помощь городскими поликлиниками. Существуют поликлиники при крупных промышленных предприятиях, где лечебная помощь оказывается МСЧ(медико-санитарная часть).

Поликлиники различают :

1.По организации работы:

- объединённые со стационаром;

- самостоятельные;

2.По территориальному признаку:

- городские;

- сельские;

3.По профилю:

- для обследования взрослого;

- для обследования детского населения;

- объединённые;

4.Специализированные поликлиники:

- стоматологические;

- курортные.

Деятельность поликлиники регламентируется приказом МЗ №1000 от 1981 года

Основные структурные подразделения поликлиники:

1)Руководитель поликлиники .Если поликлиника самостоятельная ,то поликлинику возглавляет зам.гл.врача по поликлиники.2)регистратура

3)ЛП подразделения: терапевтические отделения и отделения узких специалистов.

4)Вспомогательные отделения:-диагностическое; рентгенологическое; кабинет у з и; кабинет учета и мед.статистики.

Основными организационно-методическими принципами работы поликлиник являются участковость (закрепление за врачебной должностью нормативного числа жителей) и широкое использование диспансерного метода (систематическое активное наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов). Основными планово-нормативными показателями, регламентирующими работу поликлиник, обозначены:

— норматив участковости (1700 человек на 1 должность участкового терапевта);

— норма нагрузки (5 посещений в час на приеме в поликлинике и 2 — при обслуживании пациентов на дому терапевтом);

— штатный норматив участковых терапевтов (5,9 на 10000 жителей старше 14 лет).

Главный врач поликлиники имеет право изменять эти показатели в зависимости от местных условий. Например, может увеличить или уменьшить численность участка и нагрузку врачей.

3.Организация работы регистратуры поликлиники. Регистратура –является основным структурным подразделением по организации приема больных в поликлинике и на дому.

Работниками регистратуры м.б. люди ,имеющие среднее образование ,и подготовленные учреждением к выполнению своих обязанностей.

На должность заведующего регистратурой принимается человек ,имеющий среднее мед. образование. Регистратура может быть централизованной (единственной для учреждения ) м.б. несколько регистратур .где ведется запись к определенным врачам.

В некоторых поликлиниках может быть само запись : на столах лежат талоны на прием к различным врачам в различные дни недели ,через терминал.

4.Роль и значение диспансеризации населения, порядок организации и проведения. Нормативные документы. Под диспансеризацией понимается активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов населения (здоровых и больных), взятие этих групп населения на учет с целью раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения и комплексного лечения заболевших, проведение мероприятий по оздоровлению условий их труда и быта, предупреждению развития и распространения болезней, восстановлению трудоспособности и продлению периода активной жиз-недеятельности.

Диспансеризация предусматривает прежде всего сохранение здоровья у здоровых, активное выявление больных с ранними стадиями заболеваний и предупреждение случаев нетрудоспособности; конечной ее целью является сохранение и укрепление здоровья и трудоспособности диспансеризуемого контингента. Этим определяется социально-гигиеническая сущность (значимость) диспансеризации. Диспансерный метод наблюдения является функцией лечащих врачей общей сети внебольничных учреждений (поликлиник, амбулаторий), обслуживающих население по месту жительства и по месту работы, а также врачей специализированных учреждений — диспансеров и центров ГСЭН.

В настоящее время существуют различные диспансеры (врачебно-физкультурные, кожно-венерологические, противотуберкулезные, наркологические, кардиологические, онкологические, психоневрологические и др.). Диспансеры и диспансерные отделения (кабинеты) проводят мероприятия по массовой профилактике, направленные на предупреждение заболеваний, ведут учет заболеваемости и смертности от патологии по своему профилю, а также осуществляют лечебные мероприятия, консультации больных и организационно-методическое руководство работой врачей общей сети по борьбе с соответствующими заболеваниями. В задачи диспансеров входят: проведение обучения врачей общего профиля по соответствующим специальностям; внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений современных методов профилактики, диагностики и лечения; пропаганда здорового образа жизни.

Основными документами, которые оформляются на больных, состоящих на диспансерном учете, являются медицинская карта амбулаторного больного и контрольная карта диспансерного наблюдения, в которой фиксируются своевременность посещения врача и прохождения очередного медицинского осмотра, выполнение назначенных видов лечения, оздоровительных мероприятий и рекомендаций по трудоустройству.

5.Порядок выявления больных для взятия на диспансерный учет. Формы и методы обследования диспансерных больных. Под диспансеризацией понимается активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов населения (здоровых и больных), взятие этих групп населения на учет с целью раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения и комплексного лечения заболевших, проведение мероприятий по оздоровлению условий их труда и быта, предупреждению развития и распространения болезней, восстановлению трудоспособности и продлению периода активной жиз-недеятельности.

Отбор больных подлежащих диспансеризации проводится врачами при обращаемости в ЛПУ ,при профилактических мед. осмотрах. Больные находящиеся в стационаре (в выпискепишутся рекомендации) или в санатории(сан. кур. Карте)

6.Организация работы детской поликлиники, ее структура, основные задачи и принципы деятельности. Основные задачи детской поликлиники:

1).организация и проведение комплекса профилактических мероприятий среди детского населения ,которая включает :обеспечение динамического медицинского наблюдения за здоровыми детьми ;проведение профилактических осмотров и диспансеризации детей; проведение профилактических прививок; организацию сбора грудного молока и обеспечение бесперебойной работы входящих в ее состав молочных кухонь и молочно-раздаточных пунктов ;проведение лекций ,бесед ,занятий в школе матерей и т.п.

2). лечебно-консультативная помощь детям на дому и в поликлинике ,в т. ч. Квалифицированная специализированная медицинская помощь.

3)направление детей на лечение в стационары ,больницы на восстановительное лечение в санатории ,отбор их в специализированные детские ясли- сады и др.

4)лечебно- профилактическая работа в детских дошкольных учреждениях и школах.

5).противоэпидемиологические мероприятия.

6).правовая защита детей.

В детской городской поликлинике целесообразно организовать методический совет по воспитанию здорового ребенка, также совет медицинских сестер ,которые работают в соответствии с действующими положениями.

Структура детской поликлиники;

-фильтр с отдельным входом и изоляторы с боксами;

-кабинеты врачей-педиатров и врачей узких специальностей;

-кабинет по профилактической работе с детьми (кабинет здорового ребенка);

-отделение восстановительного лечения ;

-лечебно-диагностические кабинеты;

-регистратура ,гардероб ,другие вспомогательные помещения ,холлы для ожидания;

-административно-хозяйственная часть (в самостоятельных поликлиниках).

В современных условиях в городах строятся преимущественно крупные детские поликлиники на 600-800 посещений в смену .Они имеют все условия для правильной организации лечебно-профилактической работы: необходимый набор помещений для специализированных кабинетов ,залы лечебной физкультуры ,бассейны для плавания ,водо-и грязелечебницы ,кабинеты для свето- и электролечения, передвижные физиотерапевтические кабинеты для дошкольных и школьных учреждений.

Во главе самостоятельной детской поликлиники стоит главный врач ,во главе поликлинического отделения объединенной больницы – заведующий отделением.

На должность главного врача детской городской поликлиники назначают врача ,имеющего опыт лечебной и организационной работы.

Особенности работы детской поликлиники заключается в том , что все больные дети с острыми заболеваниями наблюдаются участковым врачом на дому.

В поликлинике проводится прием ,в основном ,здоровых детей ,а также детей ,страдающих хроническими заболеваниями ,больных с инфекционными заболеваниями без острых явлений и реконвалесцентов после острых заболеваний.

Помощь на дому врачи оказывают в часы ,свободные от приема в детской поликлинике. Участковый врач обязан посетить заболевшего ребенка в день вызова.

Участковый педиатр активно (без вызова) посещает больных детей на дому до полного выздоровления или госпитализации. Кратность и интервалы посещений детей регулируется участковым педиатром и заведующим отделением в зависимости от характера ,тяжести заболевания и возраста ребенка.

В лечении детей ,особенно раннего возраста ,имеет исключительное значение своевременное начало лечения .УВП(участковый врач педиатр ,выполняя вызов к больному на дому должен иметь с собой набор медикаментов.

7.ВБИ, определения, понятия. Возбудители, источники, механизмы и пути передачи инфекции. Основные пути профилактики ВБИ. Внутрибольничная инфекция - это любое клинически выраженное заболевание микробного происхождения, поражающее больного в результате его госпитализации или посещения лечебного учреждения с целью лечения, а также больничный персонал в силу осуществления им деятельности, независимо от того, проявляются или не проявляются симптомы этого заболевания во время нахождения данных лиц в стационаре.

Источники ВБИ

Пациенты ( больные и бактерионосители) - особенно длительно находящиеся в стационаре.

Медперсонал ( больные и бактерионосители) - особенно длительные носители и больные стертыми формами.

Роль посетителей стационаров, как источников ВБИ - незначительна !

Механизмы и пути передачи :

1.Фекально-оральный

2. Воздушно-капельный

3. Трансмиссивный

4. Контактный

Факторы передачи

Контаминированный инструментарий, дыхательная и другая медаппаратура, белье, постельные принадлежности, кровати, предметы ухода за больными, перевязочный и шовный материал, эндопротезы и дренажи, трансплантанты, спецодежда, обувь, волосы и руки персонала и больных.

o "Влажные объекты"- краны, раковины, сливные трапы, инфузионные жидкости, питьевые р- ры, дистиллированная вода, контаминированные р-ры антисептиков, антибиотиков, дезинфектантов и др., кремы для рук, вода в вазах для цветов, увлажнители кондиционеров.

Классификация ВБИ

1. В зависимости от путей и факторов передачи ВБИ классифицируют:

Воздушно-капельные (аэрозольные)

Вводно-алиментарные

Контактно-бытовые

Контактно-инструментальные

Постинъекционные

Постоперационные

Послеродовые

Посттрансфузионные

Постэндоскопические

Посттрансплантационные

Постдиализные

Постгемосорбционные

Посттравматические инфекции

Другие формы.

2. От характера и длительности течения:

Острые

Подострые

Хронические.

3. По степени тяжести:

Тяжелые

Среднетяжелые

Легкие формы клинического течения.

8.Кабинет здорового ребенка, организация работы, функции, задачи. Кабинет здорового ребенка-структурное подразделение детской поликлиники- играет роль методического центра по проведению профилактической работы среди детей раннего возраста. Главной задачей кабинета здорового ребенка является обучение молодых матерей теоретическим знаниям и практическим навыкам по вопросам ухода ,воспитания, особенностям развития здоровых детей раннего и дошкольного возраста .Для кабинета целесообразно иметь кровать для ребенка раннего возраста с набором спальных принадлежностей ; простейший манеж ; коляску детскую ; пеленальный стол ; весы медицинские ;ростомер ;столик детский ;стульчик детский ;стеклянный шкафчик для предметов ухода за ребенком ( в котором по полкам раскладываются термометры медицинские и для измерения воды и воздуха ,груша резиновая ,банки для ваты и пипеток ,газоотводная трубка ,масло вазелиновое ,калия перманганат ,спиртовой раствор и др.),шкафчик для детского белья со сложенными распашонками ,пеленками байковыми (100 x120 см ) ,хлопчатобумажными ( такого же размера ) ,подгузниками ,косынкой ,чепчиком ,подгузниками ;шкафчик для игрушек ,шкафчик для образцов продуктов детского питания ; ванночку детскую.

Из наглядных пособий необходимы стенды ,содержащие информацию о питании и режиме беременной женщины и кормящей матери ,профилактике гипогалактии ,проведении дородового патронажа ,режиме дня ,показателях физического развития ,возрастных комплексах массажа и гимнастики ,методах закаливания детей первых трех лет жизни.

В кабинете здорового ребенка участковые педиатры ведут прием здоровых детей первого года жизни. Здесь целесообразно организовывать групповые приемы детей одного возраста или имеющих одинаковые отклонения в состоянии здоровья . Участковая медсестра приглашает на одно время ( с небольшим интервалом ) 3-4 детей.

Когда врач принимает второго ребенка ,сестра кабинета обучает мать первого осмотренного малыша приемам массажа и гимнастики ,а участковая сестра готовит к приему следующего пациента.

После приема последнего из приглашенных на групповой осмотр детей врач проводит с матерями беседу о воспитании детей этого возраста или с данным видом отклонений в состоянии здоровья.

В кабинете проводится работа по профилактике рахита. На занятиях родители знакомятся с анатомо-физиологическими особенностями организма годовалого ребенка ,изменениями в его психофизиологическом развитии.

Наши рекомендации