Описание и принцип работы пассажирской двери

Схема установки и механизм запирания пассажирской двери для самолетов с выполненной рекомендацией MДM 42-097 показаны на рисунке 5.

Пассажирская дверь представляет собой формовой элемент из углепластика и состоит из внутренней и внешней рам, склеенных друг с другом смолой с наполнителем. Каждая часть рамы состоит из нескольких слоев углеткани и одного слоя стеклоткани. В местах воздействия повышенных напряжений количество слоев углеткани увеличено. Монтажные втулки стопорных болтов приклеены к внутренней части рамы смолой с наполнителем.

Дверь имеет акриловое остекление. Остекление приклеено к раме двери специальным эластичным клеем. Небольшой зазор между кромкой остекления и рамой заполнен эластичным герметиком.

Дверь крепится к двум узлам навески, расположенным в верхней части фюзеляжа, рядом с его осевой линией. Узлы навески крепятся к раме двери болтами. В аварийной ситуации передний узел навески можно снять изнутри кабины. После снятия переднего узла навески пассажирскую дверь можно принудительно открыть сверху. К кронштейну с задней стороны двери и к фюзеляжу крепится газовый упор, удерживающий дверь в открытом положении. При незапертой двери на экране индикатора комплексной пилотажно-навигационной системы отображается предупредительный сигнализатор открытого положения дверей.

С левой стороны двери расположена ручка, приводящая в действие два стопорных болта. Стопорные болты расположены в нижнем переднем и нижнем заднем углах двери.

 
  Описание и принцип работы пассажирской двери - student2.ru

Ручка состоит из двух частей: внутренней ручки красного цвета с двойным рычагом и внешней ручки красного цвета, которая крепится к внутренней ручке двумя цилиндрическими штифтами. С задней части к двойному рычагу крепится длинная тяга, которая другим концом соединяется с внутренней стороной заднего стопорного болта. Для предотвращения случайного поворота ручки предусмотрен предохранительный замок.

Перед поворотом красной ручки изнутри пассажирского салона необходимо поднять ручку предохранительного замка. Перед поворотом красной ручки снаружи самолета необходимо нажать расположенную рядом с этой ручкой кнопку, разблокирующую внутренний предохранительный замок.

С передней части к двойному рычагу крепится короткая тяга, идущая к переднему стопорному болту. При отводе ручки фонаря от каркаса фонаря происходит следующее:

- Двойной рычаг поворачивается и тянет за собой обе тяги.

- Длинная тяга тянет задний стопорный болт вперед.

- Короткая тяга тянет передний стопорный болт назад. При движении назад стопорный болт приводит в действие микровыключатель сигнализатора на экране индикатора комплексной пилотажно-навигационной системы.

После этого дверь можно открыть, сдвинув ее вверх и наружу.

При двери в полностью закрытом положении нажать на ручку в направлении рамы двери. При этом стопорные болты входят в отверстия ответной части в фюзеляже. Передний стопорный болт приводит в действие микровыключатель сигнализации открытого положения дверей. Когда ручка утоплена в раму двери, дверь заперта. Чтобы убедиться, что дверь заперта, следует нажать наружу на низ рамы двери. Для запирания двери в закрытом положении во время стоянки самолета можно использовать замок.

Двери носового багажного отсека

Общие сведения

Для доступа в носовой багажный отсек самолета DA 42 используются двери, расположенные по обеим сторонам фюзеляжа.

Описание

Двери представляют собой формовые элементы из углепластика с промежуточным слоем пеноматериала. Внешний слой каждой двери выполнен из стеклоткани. Монтажные кронштейны замков дверей приклеены к дверям смолой.

Обе двери крепятся к узлам навески по верхнему краю и открываются вверх. По нижним углам дверей установлены замки. Каждый из четырех узлов навески оснащен тремя небольшими газовыми пружинами.

Если одна из дверей не заперта, на экране индикатора комплексной пилотажно-навигационной системы горит сигнализатор открытого положения дверей.

Принцип работы

В каждом нижнем углу двери имеется замок, приводящий в действие 2 стопорных болта. Замок двери удерживается в закрытом положении пружинным механизмом. Для открытия двери необходимо разблокировать замок, потянув за внешний край замка в направлении от углубления, после чего открыть дверь вверх. Дверь удерживается в открытом положении газовыми пружинами.

Для закрытия двери необходимо опустить дверь так, чтобы она была вровень с обшивкой фюзеляжа, преодолевая усилие газовых пружин. Удерживая дверь в этом положении, отжать ручку замка двери в направлении двери. Когда дверь заперта, ручка замка должна быть утоплена в дверь.

 
  Описание и принцип работы пассажирской двери - student2.ru

Каждая дверь оснащена микровыключателем, управляющим работой сигнализатора открытого положения дверей на экране основного пилотажного индикатора комплексной пилотажно-навигационной системы.

Панели, люки, створки

Общие сведения

Для текущего технического обслуживания самолета DA 42 и его систем предусмотрены необходимые панели и люки. Часто демонтируемые панели (например, капоты двигателей) оснащены быстросъемными замками; прочие панели и люки крепятся обычными винтами.

Описание

Большинство панелей, люков и створок представляют собой формовые детали из углепластика / стеклопластика. Панели, люки и створки крепятся на месте установки винтами. Определенного порядка снятия панелей и люков не существует. Перед установкой панелей и люков необходимо убедиться в отсутствии под панелью (люком) посторонних предметов (например, инструмента и ветоши).

 
  Описание и принцип работы пассажирской двери - student2.ru

ФОНАРЬ, ОКНА

Окна кабины

Устройство и принцип работы

Самолет DA 42 имеет 3 окна. Все окна выполнены штамповкой из акрилового стекла (плексигласа) Polycast, обладающего хорошими оптическими свойствами и высокой прочностью. Акриловое стекло позволяет изготавливать из него точные трехмерные детали сложной формы. Все окна приклеены к силовым элементам конструкции высокопрочным эластичным клеем. Небольшие зазоры между кромками остекления и силовыми элементами конструкции заполнены эластичным белым герметиком.

С передней стороны кабины расположено цельное остекление фонаря, выполняющее также функцию лобового стекла. По обеим сторонам фонаря в остеклениях имеются небольшие форточки, которые крепятся к остеклению при помощи узлов навески. Форточки можно открывать в полете.

Имеются также окно в пассажирской двери, с левой стороны пассажирского салона, и окно пассажирского салона, с правой стороны фюзеляжа.

Все окна по периметру в местах прикрепления к силовым элементам конструкции имеют кромки, окрашенные белой краской. В остеклении фонаря, кроме того, имеется непрозрачный участок над головами пилотов для защиты от солнца. Новые окна окрашиваются изготовителем.

 
  Описание и принцип работы пассажирской двери - student2.ru

По дополнительному заказу на самолет DA 42 можно установить тонированные окна.

КРЫЛО

Общие сведения

Самолет DA 42 конструктивно выполнен в виде моноплана с низкорасположенным свободнонесущим крылом. Центроплан с корневыми частями крыльев и гондолами двигателей крепится к фюзеляжу.

К корневым частям крыльев (центроплану) крепятся отъемные части крыльев. На каждом крыле установлены два закрылка, один из которых расположен на задней кромке отъемной части крыла с ее внутреннего конца, а второй — на задней кромке корневой части крыла. С внешнего конца крыла на задней кромке отъемной части каждого крыла установлен элерон.

Крыло выполнено в виде полумонокока. Каждое крыло состоит из верхней и нижней обшивок. Каждая обшивка состоит из наружной части, выполненной из углепластика, промежуточного слоя жесткого пеноматериала и внутренней части из стеклопластика. Каждое крыло имеет два лонжерона I-образного сечения. Пояса лонжеронов выполнены из многослойной углеткани с однонаправленным расположением волокон. В состав силового набора крыла также входят нервюры и стенки, изготовленные из стеклопластика.

Обшивка закрылков и элеронов выполнена из углеткани, стеклоткани и промежуточного слоя жесткого пеноматериала.

Описание

Крыло состоит из верхней и нижней обшивок, переднего и заднего лонжеронов и корневой нервюры, состоящей из трех частей. Имеются также пять нервюр для крепления топливных баков между лонжеронами и нервюры крепления качалок управления закрылком и элероном.

С задней стороны крыло замыкается задней стенкой. С внешней стороны крыло замыкается концевой нервюрой. К обшивкам и концевой нервюре винтами крепится съемная законцовка из стеклопластика.

Элементы крыла соединяются друг с другом при помощи клеящей пасты (смолы с наполнителем). Ниже приводится дополнительная информация об основных элементах крыла:

 
  Описание и принцип работы пассажирской двери - student2.ru

Закрылки

Общие сведения

На каждом крыле самолета DA 42 установлен один внутренний и один внешний закрылок. Внешний закрылок крепится к отъемной части крыла, внутренний закрылок – к центроплану самолета. Для управления внутренними и внешними закрылками используется расположенный в кабине переключатель управления закрылками.

A. Внешний закрылок

Внешний закрылок имеет верхнюю обшивку и нижнюю обшивку.

 
  Описание и принцип работы пассажирской двери - student2.ru

Нижняя обшивка состоит из внутренней и внешней частей, которые приклеены к промежуточному слою пеноматериала. Внешний слой частей обшивки выполнен из стеклопластика, внутренние слои – из углепластика. Передняя кромка обшивки изгибается вверх, образуя стенку, затем изгибается вперед, образуя обтекатель, закрывающий зазор между закрылком и крылом при выпущенном положении закрылка.

Внешний конец нижней обшивки также изгибается вверх, замыкая контур закрылка. По передней кромке, торцам и на месте крепления кабанчика число слоев углеткани увеличено для придания конструкции дополнительной прочности и жесткости.

Верхняя обшивка состоит из внутренней и внешней частей, выполненных из стеклопластика, которые приклеены к промежуточному слою пеноматериала. Внешний слой частей обшивки выполнен из стеклопластика, внутренние слои – из углепластика. Верхняя обшивка приклеена к нижней обшивке и внутренней концевой нервюре.

Закрылок имеет внутреннюю концевую нервюру. Внутренняя концевая нервюра представляет собой формовую деталь, изготовленную из углепластика. В нервюре имеется углубление, входящее в зацепление с выступом внутреннего закрылка. Концевая нервюра приклеена к верхней и нижней обшивкам.

Для привода внешнего закрылка используется кабанчик, изготовленный из алюминиевого сплава. Кабанчик крепится к нижней поверхности закрылка тремя болтами. В передней кромке закрылка предусмотрено небольшое отверстие для доступа к гайкам и шайбам крепления, расположенным с передней стороны. Кабанчик также выполняет функцию одного из узлов навески закрылка. Узел навески образуется двумя фланцевыми втулками, установленными в передней части кабанчика.

При помощи узлов навески внешний закрылок крепится к задней кромке отъемной части крыла. Каждый закрылок имеет пять узлов навески и кабанчик. Каждый узел навески крепится к передней кромке закрылка двумя болтами. В средней части узла навески предусмотрено небольшое отверстие для доступа к гайкам и шайбам крепления. В каждом узле навески с его внутренней стороны установлена фланцевая втулка. Внешний конец узла навески закрыт пластмассовой заглушкой.

B. Внутренний закрылок

Внутренний закрылок имеет верхнюю и нижнюю обшивки.

 
  Описание и принцип работы пассажирской двери - student2.ru

Нижняя обшивка состоит из внутренней и внешней частей, которые приклеены к промежуточному слою пеноматериала. Внешний слой частей обшивки выполнен из стеклопластика, внутренние слои – из углепластика. Передняя кромка обшивки изгибается вверх, образуя стенку.

Внутренний конец нижней обшивки также изгибается вверх, замыкая контур закрылка. По передней кромке, торцам и на месте крепления кабанчика число слоев углеткани увеличено для придания конструкции дополнительной прочности и жесткости.

Верхняя обшивка состоит из внутренней и внешней частей, выполненных из стеклопластика, которые приклеены к промежуточному слою пеноматериала. Внешний слой частей обшивки выполнен из стеклопластика, внутренние слои – из углепластика. Верхняя обшивка приклеена к нижней обшивке и внутренней концевой нервюре.

Закрылок имеет внешнюю концевую нервюру. Внешняя концевая нервюра представляет собой формовую деталь, изготовленную из углепластика. В нервюре имеется выступ, входящий в зацепление с углублением в нервюре внешнего закрылка. Концевая нервюра приклеена к верхней и нижней обшивкам.

Для привода внутреннего закрылка используется кабанчик, изготовленный из алюминиевого сплава. Кабанчик крепится к нижней поверхности закрылка тремя болтами. В передней кромке закрылка предусмотрено небольшое отверстие для доступа к гайкам и шайбам крепления, расположенным с передней стороны. Кабанчик также выполняет функцию одного из узлов навески закрылка. Узел навески образуется двумя фланцевыми втулками, установленными в передней части кабанчика.

При помощи узлов навески внутренний закрылок крепится к центроплану самолета. Каждый внутренний закрылок имеет четыре узла навески и кабанчик. Каждый узел навески крепится к передней кромке закрылка двумя болтами. В средней части узла навески предусмотрено небольшое отверстие для доступа к гайкам и шайбам крепления. В каждом узле навески с его внутренней стороны установлена фланцевая втулка. Внешний конец узла навески закрыт пластмассовой заглушкой.

Элероны

Описание

Элерон имеет нижнюю и верхнюю обшивки. Нижняя обшивка состоит из внутренней и внешней частей, выполненных из углепластика. Внешний и внутренние слои частей обшивки выполнены из стеклопластика и приклеены к промежуточному слою жесткого пеноматериала. Передняя кромка обшивки изгибается вверх, образуя стенку, затем изгибается вперед, образуя обтекатель, закрывающий зазор между элероном и крылом при движении элерона вниз.

Концы нижней обшивки также изгибаются вверх, замыкая контур элерона. По передней кромке, торцам и на месте крепления кабанчика число слоев углеткани увеличено для придания конструкции дополнительной прочности и жесткости.

Верхняя обшивка состоит из внутренней и внешней частей, выполненных из углепластика. Внешний и внутренние слои частей обшивки выполнены из стеклопластика и приклеены к промежуточному слою жесткого пеноматериала.

Кабанчик элерона изготовлен из алюминиевого сплава. Кабанчик крепится к нижней поверхности элерона тремя болтами. В передней кромке элерона предусмотрено небольшое отверстие для доступа к гайкам и шайбам крепления, расположенным с передней стороны. Кабанчик также выполняет функцию одного из узлов навески элерона.

Каждый элерон имеет три узла навески и кабанчик. Каждый узел навески крепится к передней кромке элерона двумя болтами. В средней части узла навески предусмотрено небольшое отверстие для доступа к гайкам и шайбам крепления. В каждом узле навески с его внутренней стороны установлена фланцевая втулка. Внешний конец узла навески закрыт пластмассовой заглушкой.

 
  Описание и принцип работы пассажирской двери - student2.ru

ОПЕРЕНИЕ

Общее

На самолете DA 42 установлено обычное хвостовое оперение. Киль является частью конструкции фюзеляжа. Хвостовые части левой и правой половин обшивки фюзеляжа образуют левую и правую части обшивки киля.

Стабилизатор состоит из верхней и нижней обшивок, которые состоят из слоев стеклопластика, а также переднего и заднего лонжеронов. На обоих лонжеронах установлены монтажные кронштейны. Жесткость центральной части стабилизатора обеспечивается тремя парами нервюр. На двух половинах задней стенки установлены узлы навески руля высоты.

Руль высоты состоит из верхней и нижней обшивок, которые выполнены из внешних слоев стеклоткани и промежуточного слоя жесткого пеноматериала. Передняя кромка нижней обшивки также выполняет функцию лонжерона. Узлы навески крепятся к нижней обшивке. В центре нижней обшивки установлен большой кабанчик управления с балансировочным грузом. На задней кромке установлен триммер.

Нижняя часть киля представляет собой формовую деталь, изготовленную из стеклопластика, и крепится к низу фюзеляжа болтами.

Руль направления состоит из левой и правой обшивок, которые состоят из внешних слоев стеклоткани и промежуточного слоя жесткого пеноматериала. Обшивки соединяются друг с другом клеевым швом по кромке руля. Узлы навески крепятся к верхней поверхности руля направления и плоской поверхности в нижней части передней кромки. В качестве балансировочного груза используется кабанчик, расположенный в верхней части руля направления.

 
  Описание и принцип работы пассажирской двери - student2.ru

Стабилизатор

Общие сведения

На самолете DA 42 установлен обычный стабилизатор. Стабилизатор крепится к верху киля. К задней кромке стабилизатора крепится руль высоты.

Описание

Стабилизатор состоит из верхней и нижней обшивок, которые состоят из слоев стеклопластика. Верхняя обшивка вырезов не имеет. В задней части нижней обшивки имеется большой вырез для кабанчика руля высоты и балансировочного груза, а также два меньших отверстия спереди и сзади от переднего лонжерона.

Стабилизатор имеет 2 лонжерона. Лонжероны состоят из обшивок из стеклопластика и жестких вставок из углепластика, которые расположены в основных точках крепления, а также верхнего и нижнего поясов. Концы переднего лонжерона отгибаются назад и соединяются с задним лонжероном в средней части каждой половины стабилизатора. Задний лонжерон проходит почти до законцовки стабилизатора. Верхняя и нижняя обшивки приклеиваются к лонжеронам смолой.

В каждом лонжероне имеется четыре отверстия для монтажного кронштейна. Доступ к болтам крепления осуществляется снизу. Монтажные кронштейны выходят из стабилизатора вниз через вырезы в нижней обшивке. В нижней части каждого монтажного кронштейна имеется четыре отверстия для крепления к передней стенке киля.

Прочность центральной части стабилизатора придают три пары нервюр, расположенных по обеим сторонам отверстий для доступа. Все нервюры представляют собой жесткие формовые детали из стеклопластика и приклеиваются к другим элементам конструкции смолой. Задние коробчатые нервюры образуют каркас вокруг большого выреза в нижней обшивке. В центре каждой половины стабилизатора установлены короткие задние

 
  Описание и принцип работы пассажирской двери - student2.ru

нервюры, придающие прочность стабилизатору на участке между задним лонжероном и задней стенкой.

Задняя коробчатая нервюра состоит из стенок ломаной формы и приклеенной к стенкам полки. Нервюра замыкает контур большого выреза в нижней обшивке. В задней части каждой коробчатой нервюры имеется 3 отверстия для крепления кронштейна механизма триммера.

Задние кромки верхней и нижней обшивки замыкаются двумя половинами задней стенки. Внешний конец каждой стенки имеет форму крюка, огибает внешний балансировочный груз руля высоты и выходит за заднюю кромку стабилизатора с внешней стороны, замыкая вырез для руля высоты. На половинах стенки также установлены узлы навески руля высоты. Половины стенки приклеены смолой к верхней и нижней обшивкам, задним нервюрам и задним коробчатым нервюрам.

Поверх соединения между стабилизатором и килем установлен жесткий обтекатель из стеклопластика, который крепится к килю четырьмя винтами.

Руль высоты

На самолете DA 42 установлен обычный руль высоты. Руль высоты крепится к задней стенке стабилизатора.

Руль высоты состоит из верхней и нижней обшивок, которые выполнены из внешних слоев стеклоткани и промежуточного слоя жесткого пеноматериала. Передняя кромка каждой половины обшивки имеет изгиб. Обшивки соединяются друг с другом в месте соединения изгибов, а также по боковым кромкам и задней кромке.

В средней части руля высоты расположена нервюра крепления кабанчика коробчатого сечения, открытая с передней стороны. В нервюру крепления вставляется кабанчик, который крепится к рулю высоты двумя болтами.

 
  Описание и принцип работы пассажирской двери - student2.ru

В кабанчике имеется отверстие с втулкой для присоединения тяги управления рулем высоты. В передней части кабанчика установлен балансировочный груз руля высоты. Кроме того, в передней части законцовок руля высоты установлены дополнительные балансировочные грузы.

Руль высоты подвешен на пяти шарнирных опорах. В кабанчике руля высоты установлен простой подшипник скольжения. Кабанчик руля высоты крепится к задней стенке стабилизатора болтом с проставкой.

В средней части каждой половины руля высоты расположена небольшая силовая нервюра, на которой установлен узел навески руля высоты. Узел навески состоит из ушка и безрезьбового хвостовика. В ушке установлен сферический подшипник. Хвостовик соединения входит во втулку, установленную в задней стенке.

С внешней стороны руля высоты на каждом его конце установлены торцевые опоры, состоящие из усилительной пластины с вклеенной втулкой. Втулка располагается соосно втулке, вклеенной в заднюю стенку стабилизатора. Обе втулки соединены осью шарнира и образуют внешнюю шарнирную опору. Ось шарнира законтрена во втулке цилиндрическим штифтом.

К задней кромке руля высоты крепится триммер из стеклопластика. Триммер навешивается на шесть петель из стеклопластика. Передняя часть каждой петли приклеена к задней кромке руля высоты. Задняя часть каждой петли крепится к передней кромке триммера. Через петли продеты два шомпола, законтренные на месте контровочными проволоками.

Нижняя часть киля

Самолет DA 42 имеет нижнюю часть киля (гребень). Нижняя часть киля представляет собой формовую деталь, изготовленную из стеклопластика. Нижняя часть киля приклеена к низу хвостовой части фюзеляжа. К низу нижней части киля крепится хвостовой костыль.

Наши рекомендации