Литературный и патентный обзор постановки подобных задач. Анализ аналогичных информационных систем (ИС)

Родоначальниками автоматизации гостиниц в мире являются американцы. В 60-е годы прошлого столетия три крупнейших гостиничных цепочки Hilton, InterContinental и Sheraton совместно с корпорацией IBM профинансировали создание первой системы управления гостиницей, назвав ее HIS (это и название HotelInformationSystem, и первые буквы названий вышеупомянутых гостиниц). До настоящего времени во многих гостиницах США и мира функционирует данный программный продукт, который теперь носит название «epitome PMS для платформы IBM iSeries» (он представлен и в России, в столичном «Метрополе»), а зарегистрированный знак HotelInformationSystems (HIS) является названием калифорнийской корпорации по созданию программных продуктов для гостиничной индустрии.

К настоящему времени появился и успешно функционирует ряд разработок отечественных фирм, обеспечивающих автоматизацию управления гостиничным комплексом. К ним относятся программные продукты «Эдельвейс», «Реконлайн», «Барсум» (фирма «Рек-Софт»), система Hotel-2000 (фирма «Интур-Софт»), программный комплекс «Русский отель» (Фирма «Сервис плюс» совместно с фирмой «ИстКонсепт»), системы «Отель-Симпл», «Меридиан-1» (фирма Nortel), система Kei-Hotel (фирма Kei-Company).

Hotel-2000. Система автоматизации гостиниц Hotel-2000 была создана в 1996-1997 гг. компанией «Интур-Софт» при участии Правительства Москвы в рамках Программы развития гостинично - туристического комплекса столицы. Система Hotel-2000 предусматривает выполнение следующих функций: управление номерным фондом, оптимизацию загрузки гостиницы и своевременное предоставление актуальной информации о состоянии номеров; управление работой горничных и контроль над своевременной уборкой номеров; индивидуальное и групповое бронирование в реальном режиме времени с проверкой наличия свободных номеров и возможностью оптимизации загрузки гостиницы; бронирование блоков номеров с гарантированной и негарантированной формами оплаты; просмотр и изменение информации о бронировании, и моментальное восстановление отмененных броней и не заездов; автоматизацию процедур регистрации и оформления индивидуальных гостей и групп как по предварительной брони, так и без нее с моментальным поиском необходимого для гостя номера; выписку счетов с автоматическим начислением стоимости проживания и оказанных дополнительных услуг; получение в любой момент по требованию клиента всей необходимой информации о проживании с выдачей промежуточных счетов; ведение архива гостей; быстрое и простое ежесуточное закрытие дня, позволяющее осуществить все начисления за прошедшие сутки и проверить работу кассиров без остановки работы гостиницы; управление ценовой политикой гостиницы с учетом сезонных колебаний, условий взаимоотношений с партнерами и т.д.; управление финансами гостиницы; ведение бухгалтерского учета, обеспечение связи с российскими и западными бухгалтерскими системами для формирования отчетности в соответствии с российским планом счетов и планом счетов в стандарте GAAP[6].

Система «Эдельвейс». Система «Эдельвейс - это автоматизированная система управления гостиницами различного класса. Система построена по модульному принципу, и ее можно легко настроить на выполнение различных задач автоматизации работы Front-office (служба приема и размещения) и Back-office (служба регистрации и бухгалтерия). Система «Эдельвейс» обладает рядом следующих функциональных возможностей по следующим позициям. Бронирование: использование графического плана резервирований с выделением конкретного номера на плане резервирования или по типу (категории) комнаты без выделения конкретного номера; возможность масштабирования плана резервирований и отображение только заданных типов комнат с использованием технологии «drag-and-drop», которые выполняются визуально; осуществление всех операций с бронированием через локальное меню (по правой клавише мыши); работа с бронированием простая и интуитивно понятная, соответствующая стандартам Windows. Работа со счетами гостей: поддержка нескольких счетов для одного гостя; удобная работа со счетом с использованием технологии «drag-and-drop»; визуальный контроль сальдо счета гостя; автоматическое занесение на счет гостя платы за проживание и других предопределенных услуг; возможность автоматического отключения телефона по истечении депозита; возможность предварительного просмотра счета перед печатью. Сервисные модули: встроенный текстовый процессор для подготовки и печати документов и писем; возможность вставки в документ информации о счете гостя и данных о бронировании; встроенный генератор отчетов, обеспечивающий предварительный просмотр и печать отчетов; набор высококачественных отчетов; возможность разработки дополнительных отчетов или изменение внешнего вида существующих отчетов по требованию заказчика. Работа с внешними системами: возможность приема и обработки данных от внешних устройств (POS – кассовые системы, Pay TV – платные телеканалы и др. интеллектуальный интерфейс с бухгалтерскими системами (например, «1С»); интеграция с АСУ «Ресторан»; тесная интеграция с биллинговой системой «Барсум», предназначенной для тарификации телефонных переговоров; возможность приема и обработки данных от любого тарификатора; поддержка систем контроля доступа (электронные замки с магнитными картами)[6].

Fidelio.Система Fidelio разработана немецкой фирмой Fidelio, которая является производителем таких известных автоматизированных систем для гостинично-ресторанного бизнеса, как Fidelio FO (Fideliofrontoffice), Fidelio F&B (Fideliofood&Beverage) и Fidelioeng. Система Fidelio является составной частью глобальных компьютерных систем бронирования Amadeus, Sabre, Galileo, Worldspan. Все гостиницы, представленные в Fidelio, автоматически загружаются в эти глобальные компьютерные системы бронирования. К основным функциям системы Fidelio FO относятся: бронирование и заселение гостей; начисления за проживание и другие услуги, оказываемые гостиницей; аккумулирование информации о неоплаченных счетах клиентов, поступающих из различных точек продаж; выставление промежуточных и окончательных счетов для расчетов с клиентами; учет информации о безналичных расчетах; получение финансовых и статистических отчетов. Ведение информации о клиентах и клиентских счетах. Сюда включается следующая информация: ведение истории по клиентам; бронирование; заселение; ведение счетов; выписка; безналичные расчеты с клиентами. К основным преимуществам системы Fidelio относятся: возможность интегрирования многих отдельных участков в один глобальный комплекс; наличие версий программ на русском языке; широкая функциональность данных систем; удобство и быстрота работы для пользователей; удобства и быстрота обслуживания, наглядность и различные формы выставленных счетов для клиентов; конфиденциальность хранения информации [6].

Система LodgingTouch. Разработчиком автоматизированной системы LodgingTouch (ЛоджингТач) является американская компания (США) HotelInformationSystem (HIS), официальным дистрибьютором в России – компания «Либра Интернэшнл». Система функционирует в операционной среде Windows NT на СУБД MS SQL Server, является 32-битным приложением, использует архитектуру клиент-сервер, отличается интегрированной структурой и открытостью, русифицирована в соответствии с требованиями России и стран СНГ. Основные функциональные возможности системы LodgingTouch: Модуль гостевой истории хранит информацию о гостях и компаниях. Все основные данные о гостях, числе броней, ночей проживания, незаездов и отмен, а также о полученном гостиницей доходе от каждого гостя или компании отображаются на одном экране и легко доступны. Получение детальной дополнительной информации обеспечивается нажатием определенной клавиши. В системе имеется запатентованный функциональный блок табличного отображения списков гостей и клиентов-компаний, облегчающий поиск необходимой информации, а мастер запросов позволяет задавать неограниченное число критериев и условий сортировки для поиска нужной информации. Функция планирования проживания позволяет автоматически отображать на экране дисплея все изменения тарифа, типа номера, а также другие условия на каждый день проживания гостя. Поддержка множественности счетов гостя (до шести) позволяет осуществлять как автоматическое, так и ручное перенаправление начислений и платежей на счета гостя, группы, организации либо на счета других гостей. Функция обработки кредитных карт заносит в картотеку все полученные коды подтверждения, а также отслеживает кредитное состояние счета каждого клиента. При использовании интерфейса с системами авторизации кредитных карт запрос на авторизацию посылается автоматически с получением подтверждения в реальном режиме времени. Система также позволяет мгновенно выводить на экран необходимую для поселения или расчета форму гостя при считывании его кредитной карты. Модуль управления тарифами позволяет проводить гибкую тарифную политику с учетом разных пороговых величин и ограничений. Возможно установление специальных тарифов по договорам, в любой валюте, а также для различных сегментов рынка. Экран статуса гостиницы содержит графическую и табличную информацию о состоянии гостиницы на текущий момент времени, включая сведения об уровне загрузки, наличии номеров, числа приходящих броней и др. Календарный статус номерного фонда показывает статус и состояние каждого номера на текущую и будущие даты. С помощью «мыши» пользователи имеют прямой доступ в гостевую карточку для просмотра информации, внесения изменений, начисления платежей либо записи оставленного для гостя сообщения. Процедура ночного аудита занимает 5-15 мин. Нажатием одной клавиши происходит перевод системной даты и осуществляется автоматическое начисление суточного тарифа и фиксированных дополнительных услуг на счета гостей. Мастер запросов дает возможность пользователям составлять произвольную выборку данных для экранных таблиц и отчетов по любым критериям и условиям сортировки. Модуль отчетности позволяет выводить на экран и распечатывать отчеты для гостиничных служб. Возможно создание произвольных отчетов как с помощью генератора отчетов LodgingTouch, так и ODBC-совместимыми программами для Windows [6].

Наши рекомендации