Эксплуатационная деятельность

Поездная бригада

1.3.6.1.1 В электропоезде должны быть организованы рабочие места для персонала поездной бригады с необходимыми органами управления и контроля, позволяющими управлять электропоездом, обеспечивать безопасность движения и пассажиров, осуществлять обслуживание пассажиров и выполнять свои должностные обязанности с соблюдением правил по охране труда.

Составпоездной бригады определяется Заказчиком. Типовой состав поездной бригады для электропоезда основной составности представлен в таблице 1.3.

1.3.6.1.2 Локомотивная бригада электропоезда состоит из машиниста и помощника машиниста. Локомотивная бригада осуществляет управление поездом при движении по маршруту, соблюдая эксплуатационные правила и нормы обеспечения безопасности движения. Рабочее место находится в кабине машиниста в головных вагонах. Состав локомотивной бригады определяется в соответствии с нормативнымидокументамиЗаказчика.

Таблица 1.3– Типовой состав поездной бригады

Персонал поездной бригады Число сотрудников в одном поезде, чел
Машинист
Помощник машиниста
Начальник поезда
Проводники один на каждые 2 вагона, за исключением вагонов первого и бизнес-класса и вагонов с местами для лиц с ограниченными возможностями
Работники вагона-бистро
Служба охраны

1.3.6.1.3 Конструкция электропоезда должна обеспечить возможность локомотивной бригаде выполнять следующие должностные обязанности:

− следить за свободностью пути, сигналами, сигнальными указателями и знаками, выполнять их требования и повторять друг другу все сигналы светофоров, сигналов остановки и уменьшенияскорости;

− следить за состоянием и целостностью поезда, а также за состоянием контактной сети;

− наблюдать за показаниями приборов, контролирующих бесперебойность и безопасность работы электропоезда;

− обеспечивать рациональное использование мощности электропоезда, экономное расходование электроэнергии;

− подавать установленные сигналы, следить по путевым указателям за правильностью приготовления маршрута, за свободностью пути и сигналами, подаваемымиработникамистанций,а также за движением поездов и маневровыми передвижениями на смежных путях, немедленно принимая меры к остановке при угрозе безопасности движения;

− следить за работой пожарной сигнализации и в случае ее срабатывания принимать меры к ликвидации очага загорания;

− при необходимости связываться посредством поездной радиосвязи с поездным диспетчером и другими техническими службами железных дорог.

1.3.6.1.4 Оборудование электропоезда должно обеспечить выполнение локомотивной бригадой следующего порядка смены кабин машиниста на конечных станциях (эксплуатационный режим С4):

− затормаживание поезда полным служебным торможением;

− выключение всех систем, опускание токоприемников;

− переход машиниста снаружи поезда в другую кабину с осмотром токоприемников и крышевого оборудования;

− подъем токоприемников и включение вспомогательных систем из другой кабины машиниста;

− отпуск пневматических тормозов и их проверка;

− контроль работы пневматических тормозов хвостовой кабины помощником;

− проверка работы устройств радиосвязи и приборов безопасности;

− переход помощника машиниста по салонам поезда, осмотр внутреннего оборудования салонов.

1.3.6.1.5 Начальник поезда руководит работой проводников.Основное рабочее место начальника поезда – специально оборудованное служебное купе.

Конструкция электропоезда должна обеспечить выполнение начальником поезда следующих должностных обязанностей:

− обеспечивать безопасность пассажиров при отправлении поезда и при посадке/высадке пассажиров;

− осуществлять информационное обеспечение пассажиров, включая управление информационной системой и внутрипоездной связью;

− осуществлять при необходимости переговоры посредством поездной радиосвязи с дежурными по вокзалу и станции;

− контролировать соблюдение в салонах поезда температурного режима;

− принимать меры по оказанию доврачебной помощи пассажирам.

1.3.6.1.6 Конструкция электропоезда должна обеспечить выполнение проводником следующих должностных обязанностей:

− открывать двери после полной остановки поезда на станции и закрывать перед отправлением;

− находиться снаружи вагона у открытой двери, проводить проверку билетов у пассажиров во время посадки;

− обслуживать пассажиров, в том числе лиц с ограниченными физическими возможностями;

− поддерживатьчистотуи порядок в салонах и санузлах;

− при возникновении неисправности, угрожающей безопасности движения, жизни пассажиров остановить поезд стоп-краном и сообщить локомотивной бригаде о случившемся;

− организовывать эвакуацию пассажиров в аварийных ситуациях.

1.3.6.1.7 Конструкция электропоезда должна предусматривать выполнение работниками, обеспечивающими питание пассажиров,должностных обязанностей в соответствии с разделом 8.9.

1.3.6.1.8 Основное рабочее место работников службы охраны – вагоны электропоезда.

Конструкция электропоезда должна обеспечить выполнение службой охраны следующих должностных обязанностей:

- обеспечение личной безопасности пассажиров, поездного персонала и их имущества в случаях возникновения конфликтных ситуаций и противоправных действий;

- организации взаимодействия поездного персонала при возникновении угрозы совершения террористических актов.

Обслуживание пассажиров

1.3.6.2.1 Планировка салонов вагонов электропоезда должна предусматривать максимально возможное количество посадочных мест при обеспечении необходимого комфорта проезда в четырех классах обслуживания пассажиров: Первом, Бизнес, Эконом и Туристическом. Распределение вагонов по классам комфортности уточняется Заказчиком на этапе эскизного проекта.

1.3.6.2.2 Оборудование вагонов по классам обслуживания должно соответствовать перечню, представленному в таблице 1.4.

Таблица 1.4 – Типовое оборудование вагона в зависимости от класса обслуживания

Оборудование вагона Классы обслуживания
Первый Бизнес Эконом Туристический
Отдельное купе да нет нет нет
Пассажирские кресла 1+2 2+2 2+2 2+3
Количество мест для сидения в вагоне типовой комплектации Максимально возможное в зависимости от конфигурации вагона, класса обслуживания и выполнения требований нормативных документов
Класс пассажирских кресел (ГОСТ Р 55995) I I II II
Кресла с возможностью поворота по направлению движения поезда да да нет нет
Гардероб да да да нет
Мультимедийная развлекательная система Индивидуальная аудио-видео система Общая видео трансляция, персональный выбор аудио программ нет
Места для пассажиров с ограниченными возможностями Не менее двух в одном из вагонов (уточняется на этапе эскизного проекта)
Система климат-контроля индивидуальная общая
Индивидуальные светильники встроены в кресла, регулируемые встроены в стены, нерегулируемые  
Электрические розетки 220 В для зарядки мобильных устройств индивидуальные индивидуальные 1 на кресельный блок 3-4 розетки на вагон
Кнопка вызова проводника да да да да
Откидные столики да да да да
Диспенсер для бутилированной воды (19 л) с функциями охлаждения и нагрева нет нет да да
Ширина прохода позволяет осуществлять торговлю с тележек да да да да
Оборудование для доступа в Интернет да да да да
Система информирования пассажира да да да да
Возможность пользования мобильной связью да да да да

Примечание. Количество мест уточняется на этапе эскизного проекта.

1.3.6.2.3 Для пассажиров вагонов всех классов, в пути следования, должна быть предоставлена информация на русском и английском языках как письменная, постоянно размещенная на специальных местах (правила проезда, действия при пожаре, расписание движения поезда, фамилии и имена работников поездной бригады), так и меняющаяся на информационных мониторах (скорость, время, дата, температура наружного воздуха, информация о свободности санузлов, рекламная информация, информация о расположении вагонов в составе поезда, предстоящей остановке) и звуковая посредством радиооповещения по салонам.

1.3.6.2.4 На внешней стороне вагонов должен отображаться номер и категория вагона, а также номер поезда, маршрут следования, текущее время и время отправления. Номера вагонов должны быть отчетливо различимы с расстояния не менее 30 м в дневное и ночное время, номера мест в салонах – с расстояния не менее 2 м. Номера вагонов должны быть также указаны внутри салонов с каждой стороны вагона в районе тамбуров.

1.3.6.2.5 В вагоне предназначенном для проезда пассажиров с ограниченными возможностями все указательные надписи должны быть дублированы табличками выполненными шрифтом Брайля для пассажиров с нарушением функции зрения. Места размещения таких надписей согласовываются с Заказчиком.

Наши рекомендации