Понятие, особенности и элементы человеческого капитала.

ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ «УЧР»

ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ЭЛЕМЕНТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА.

Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.

Человеческий капитал — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни.

Человеческий капитал — главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития.

Большинство исследователей понимает под «человеческим капиталом» «некоторый запас знаний, навыков и других личностных особенностей, которыми располагает отдельный взятый человек или же коллектив». В то же время ряд ученых полагает, что «человеческий капитал» представляет «способность человека приносить доход в той или иной форме».

Особенности человеческого капитала

Основные особенности «человеческого капитала», которые необходимо ставить прежде всех остальных, говоря о соотношении «человеческого капитала» и физического капитала.

1) Динамический характер «человеческого капитала». «Человеческий капитал» подвержен изменению не только при изменении существующих элементов, но и за счет добавления новых (удаления существующих).

2) Саморегулируемость и самоопределяемость «человеческого капитала». Человек самостоятельно производит «инвентаризацию» своего «человеческого капитала», сам решает вопрос о комплектовании своей рабочей силы, сам выбирает контрагента (капиталиста) при продаже рабочей силы. Данные права продавца неотъемлемы, если нет рабства. Весьма показательно в этом плане высказывание Л. Туроу, который пишет, что работник фирмы «… каждый вечер уходит к себе домой, независимо принимает решения, где применить свое умение, управляет усилиями, которые … может поставить на службу фирме или нет, и этим имуществом [работником] нельзя владеть, если в мире нет рабства».

3) Интеллектуальность «человеческого капитала». Работник принимает все решения, связанные с функционированием своего «человеческого капитала», на основе определенного анализа, причем информация и способность анализировать ее являются элементами «человеческого капитала». Таким образом, «человеческий капитал» задействуется и при принятии решений.

Элементы человеческого капитала

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ.

КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В УСЛОВИЯХ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ.

На листочке.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЯПОНСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ.

6. НЕ НАДО!

HR – СЛУЖБА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

Кадровая служба (также HR, произносится эйч-ар, от англ. Human Resources — человеческие ресурсы) предприятия — совокупность специализированных подразделений в структуре предприятия (с занятыми в них должностными лицами — руководителями, специалистами, техническим персоналом), призванных управлять персоналом предприятия в рамках избранной кадровой политики.

К HR-службам относятся кадровые агентства, хэд-хантинговые (англ. head-hunting) компании, тренинговые компании. Функции HR-служб во многом схожи с отделами кадров на предприятиях, но в то же время несколько шире их.

Основных HR-практик

7 областей управления персоналом, которые существенно влияют на успех и эффективность бизнеса это:

Обучение персонала

Основным способом ознакомления сотрудников по вопросам политики в области управления персоналом компании является «Справочник сотрудника». «Справочник сотрудника» это важнейший инструмент общения работодателя со своими работниками. Этот справочник разъясняет видение бизнеса и цели, которые ставятся перед персоналом компании. Ознакомившись с ним, сотрудники будут иметь четкое представление о бизнесе, ценностях организации и желаемых результатах. Справочник сотрудника должен:

· определять HR-практики в соответствии со спецификой вашего бизнеса;

· соответствовать современному трудовому законодательству;

· улучшать моральное состояние сотрудников и снижать текучку кадров.

Дайте каждому работнику этот справочник, прочитайте его с ними и предоставьте работникам возможность задать вопросы. Попросите их расписаться в листе ознакомления с данным руководством, чтобы подтвердить, что они прочитали и поняли этот справочник.

Найм сотрудников

Для успешного развития бизнеса необходим квалифицированный персонал. Разработайте должностные инструкции, указав основные функции и характеристики для каждой позиции. Поиск и отбор квалифицированных кандидатов становится важнейшим элементом в практике управления персоналом. Убедитесь, что ваши практики найма соответствуют законам.

Адаптация новых сотрудников

Про этот элемент при приеме на работу и обучении часто забывают. Многих будущих проблем трудовой деятельности и поведения можно избежать с помощью адаптации, которая включает в себя изучение офисных правил, процедур и практик. Кроме того, убедитесь, что каждый новый сотрудник получает «Справочник сотрудника» и после его прочтения имеет возможность задать вопросы по содержанию.

Поощрение сотрудников

Поощрение сотрудников включают в себя то, как работодатель мотивирует сотрудников для эффективной работы с помощью окладов, системы премирования и социального пакета. Важно развивать и совершенствовать базовую заработную плату (оклады) и стимулирующие выплаты. Изучите, что является отраслевым стандартом в той сфере, в которой функционирует бизнес.

Здоровье и безопасность

Обеспечение безопасности труда предотвращает несчастные случаи и травмы на работе. Кроме того, в последнее время выросло значение программ укрепление здоровья, способствующих здоровому образу жизни и безопасности на рабочем месте. Если компания не может оплатить полис ДМС, то может помочь сотрудниками приобрести корпоративные пакеты медицинских услуг. Здоровые сотрудники меньше отсутствуют и более эффективно работают. Кроме того, свертесь с законодательством, чтобы убедиться в том, что Вы соблюдаете юридические требования в вопросах охраны труда.

ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ «УЧР»

ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ЭЛЕМЕНТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА.

Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.

Человеческий капитал — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни.

Человеческий капитал — главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития.

Большинство исследователей понимает под «человеческим капиталом» «некоторый запас знаний, навыков и других личностных особенностей, которыми располагает отдельный взятый человек или же коллектив». В то же время ряд ученых полагает, что «человеческий капитал» представляет «способность человека приносить доход в той или иной форме».

Наши рекомендации