На путь и управляемость судов

Водные пути, прежде всего реки в естественном состоянии, характеризуются наличием различных течений. Судоводители все течения делят на правильные и неправильные. Под правильным течением понимают такое, направление которого совпадает с направлением судового хода. Неправильные течения могут быть не только прямолинейными, но и вращательными и вращательно- поступательными (суводи, майданы, прижимные (навальные), свальные и сбойные течения). К ним можно причислить и сгонно- нагонные течения, встречающиеся преимущественно в устьях рек и вызываемые устойчивыми ветрами вдоль реки.

Любое из перечисленных течений, действуя на судно или состав, вызывает либо их смещение с заданной траектории движения, либо изменение направления их движения. Обычно наблюдаются как смещение, так и разворот.

Рассмотрим влияние течения на судно, движущееся прямолинейно с постоянной скоростью (рис.2.1).

на путь и управляемость судов - student2.ru
Рис.2.1. Схема воздействия течения на движущееся судно 1-1 – линия курса судна; 2-2 – линия пути судна

Предположим, что судно движется прямолинейно с постоянной скоростью на путь и управляемость судов - student2.ru относительно воды курсом 1-1 под углом на путь и управляемость судов - student2.ru к течению, имеющему скорость на путь и управляемость судов - student2.ru . Скорость судна относительно воды на путь и управляемость судов - student2.ru принято называть относительной, скорость течения на путь и управляемость судов - student2.ru относительно дна – переносной, а скорость судна относительно берега (дна) на путь и управляемость судов - student2.ru –абсолютной, или истинной. Согласно правилам сложения векторов на путь и управляемость судов - student2.ru . Это означает, что вектор абсолютной скорости на путь и управляемость судов - student2.ru равен геометрической сумме векторов относительной скорости судна на путь и управляемость судов - student2.ru и переносной скорости течения на путь и управляемость судов - student2.ru .

При постоянных значениях и направлениях скоростей на путь и управляемость судов - student2.ru и на путь и управляемость судов - student2.ru истинная скорость определится их соотношения:

на путь и управляемость судов - student2.ru , (2.1)

где на путь и управляемость судов - student2.ru – угол между ДП судна и направлением течения.

Угол на путь и управляемость судов - student2.ru между линией пути ОВ и ДП судна называется углом сноса.

Значение на путь и управляемость судов - student2.ru определяют по теореме синусов:

на путь и управляемость судов - student2.ru (2.2)

где на путь и управляемость судов - student2.ru – разность углов на путь и управляемость судов - student2.ru и на путь и управляемость судов - student2.ru .

Анализируя приведенные зависимости можно сделать следующие выводы:

- течение, направленное под углом к ДП судна, одновременно изменяет и скорость, и траекторию движения судна;

- значение истинной скорости движения судна зависит от суммы (разности) скоростей течения и судна;

- значение угла сноса зависит от направления течения относительно ДП судна, скорости течения и скорости судна (чем больше угол между направлением течения и ДП судна и меньше скорость судна, тем больше снос).

При управлении судном на течении необходимо выбирать оптимальный курс относительно направления течения и устанавливать соответствующий режим работы движителей.

При стремлении судоводителя компенсировать снос судна течением и для обеспечения прямолинейного движения необходима перекладка органов управления. Так, для случаев, показанных на рис.2.2, понадобится перекладка рулевых органов на левый борт. При этом судно будет двигаться с углом дрейфа, равным навстречу течению.

на путь и управляемость судов - student2.ru
Рис. 2.2. Схема действия на судно встречно – бокового (а) попутно – бокового течений (б)

Течение, как и ветер, оказывает значительное влияние на элементы циркуляции, смещая судно в направлении своего действия (рис.2.3).

на путь и управляемость судов - student2.ru
Рис.2.3. Циркуляция судна на течении

Из рисунка видно. что длины отрезков смещения с течением времени непрерывно увеличиваются, так как снос судна по течению по мере выполнения циркуляции возрастает, а против течения уменьшается. Если элементы траектории циркуляции при отсутствии течения известны, то, зная скорость течения и время, за которое судно проходит те или иные ее участки, можно построить траекторию с учетом влияния течения. Пусть, например, известно, что от момента начала перекладки рулевых органов и входа судна в циркуляцию при отсутствии течения (см. рис.2.3, б, точка 1) до положения на путь и управляемость судов - student2.ru (пунктир) судно проходит за время на путь и управляемость судов - student2.ru = 120c.

Скорость течения на путь и управляемость судов - student2.ru = 0,6 м/с. При выполнении циркуляции против течения снос судна в направлении действия течения будет равен отрезку на путь и управляемость судов - student2.ru = c на путь и управляемость судов - student2.ru = на путь и управляемость судов - student2.ru =72м.

Очевидно, что при выполнении оборотов судов и составов на течении для сокращения необходимой акватории и времени выполнения маневра следует:

- при движении по течению оборот целесообразно выполнять со стрежня в тиховод, т. к. в процессе оборота течение в тиховоде сдерживает носовую часть судна, а быстрое стрежневое течение разворачивает кормовую часть судна;

- при движении против течения оборот целесообразно выполнять из тиховода на стрежень, при этом уже в начале маневра носовая часть судна (состава) эффективно разворачивается быстрым стрежневым течением.

При оценке инерционных характеристик судна влияние течения следует как чистый снос относительно берега, используя поправочный коэффициент:

на путь и управляемость судов - student2.ru . (2.3)

Здесь на путь и управляемость судов - student2.ru – путь торможения на течении;

на путь и управляемость судов - student2.ru – путь торможения на спокойной воде.

На основании натурных испытаний Н.Ф. Соларевым предложены следующие расчетные выражения для определения коэффициента:

при движении по течению

на путь и управляемость судов - student2.ru ; (2.4)

при движении против течения

на путь и управляемость судов - student2.ru . (2.5)
на путь и управляемость судов - student2.ru
Рис. 2.4. График для определения коэффициента на путь и управляемость судов - student2.ru

Для практического использования может быть предложен график (рис.2.4), построенный по зависимостям (2.4) и (2.5).

Наши рекомендации