Элементы электрических сетей

В систему распределения входят распределитель­ные устройства (РУ) и электрические сети.

Распределительные устройства (РУ) служат для приема электрической энергии от генераторов и распределения ее по фидерам для пере­дачи потребителям.

Шины трехфазного тока окрашивают по международному стандарту: фазу А — в красный цвет; В— в желтый; С— в голубой.

Распределительные устройства, получающие энергию непосред­ственно от ее источников, называются центральными (ЦРУ).

Электрическая сеть состоит из проводов, соединяющих между собой агрегаты систем электроснабжения; сетевых аппаратов, уст­ройств защиты проводов и жгутов; металлизации.

Сеть, по которой поступает питание от РУ непо­средственно к потребителям, называется питательной.

Однопроводные сети позволяют уменьшить массу проводов. Металлический корпус, используемый в качестве второго провода.

Трехпроводная система при соединении генераторов звездой позволяет использовать оба возможных напряжения: линейное (208В) и фазное (120В), поэтому только такая система применяется в самолетных сетях трех­фазного тока.

Сеть должна обеспечить максимальную надежность и живучесть электроснабжения. Это достигается следующими мерами:

а) кольцеванием питания ЦРУ, наиболее ответственных РУ и потребителей, т. е. подачей к ним электроэнергии от двух источников (генераторов или РУ) или от двух отдельных линий;

б) многоканальной передачей электроэнергии, т. е. такой, при которой на наиболее важных участках передача производится не по одному проводу, а по двум и более параллельным проводам (каналам). в) селективной защитой, которая автоматически отключает только поврежденный участок;

г) автоматическим переключением ответственных потребителей
с вышедшей из строя шины на нормально работающую или аварийную.

Элементы электрических сетей - student2.ru

Аппаратура защиты.

Система защиты электросети должна автоматически отключать только те ее участки, на которых ток увеличился сверх допустимого значения. Для этого защита должна иметь:

селективность (избирательность), т. е. способность отключить только поврежденный участок так, чтобы остальные работали нормально;

быстродействие - минимальное время между возникновением аварийного режима и срабатыванием защиты. Чем меньше время, тем меньше воздействие недопустимых по значению токов и мень­ше их разрушительное действие. На короткое замыкание защита должна реагировать немедленно, на перегрузку с некоторой задержкой времени;

инерционность, под которой подразумевается ее свойство не реагировать на кратковременные допустимые перегрузки (например, при пуске электродвигателей);

высокую чувствительность - способность реагировать на ава­рийные режимы в начале их возникновения и в то же время не реагировать на случайные отклонения параметров сети;

надежность, которая определяется надежностью самого аппарата и сети.

Токовая защита. Различают два вида токовой защиты сети: максимально токовую и дифференциально - токовую.

Максимально токовая защита реагирует на абсолютное значение тока. Она отключает цепь при прохождении по ней тока, превышающего максимально допустимое значение. Осуществляется такая защита тепловыми аппаратами: предохранителями — стек­лянный плавкий предохранитель (СП), тугоплавкий предохрани­тель (ТП), инерционно-плавкий предохранитель (ИП) и биметал­лическими автоматами защиты (АЗР, АЗС и АЗФ). Их свойства отражает ампер-секундная характеристика аппарата - зависимость времени срабатывания аппарата защиты от значения тока пере­грузки.

Биметаллические автоматы защиты (АЗР, АЗС и АЗФ) объединяют в одной конструкции выключатель и защитное устрой­ство, заменяющее предохранитель. Они имеют хорошую чувстви­тельность и обладают быстродействием при отключении токов ко­роткого замыкания. Чувстви­тельным элементом автоматов защиты является биметаллическая пластина, по которой проходит ток защищаемой цепи.

Автоматы АЗР, имеют специальный механизм расцепления управления контактами.

Автомат АЗР, так же как и АЗС, выполняет одновременно функции обычного выключателя, АЗР не позволяет принудительно коммутировать цепь в аварийной ситуации, что дает возможность использо­вать его в пожароопасных цепях (например, в цепи подкачиваю­щего электронасоса, расположенного в топливном баке).

Дифференциально-токовая защита основана на принципе сравнения двух токов. Если сравниваются токи в начале и в конце одной линии, то защита называется продольной, если в двух параллельных линиях поперечной.

Аппаратура управления.

Она бывает прямого и дистанционного действия.

Аппаратуру прямого действия (ею управляют вручную). По конструктивному исполнению выключатели и переключатели бывают одно, двух и трехполюсные и однополюсные четырехпозиционные. По принци­пу работы переключатели и выключатели делят на перекидные и нажимные.

Аппаратура дистанционного действия это электромагнитные устройства, с якорями которых связаны контакты. Управляет эти­ми устройствами аппаратура прямого действия. По принципу действия электрические реле подразделяют на электромагнитные, электронные и транзисторные.

Монтажно-установочная аппаратура.

К ней относятся централь­ные распределительные устройства, электрощитки, распредели­тельные коробки, сетевые разъемы, металлические трубы и жело­ба для прокладки проводов.

Аппаратура защиты от помех.

Для обеспечения нормальной ра­боты радиотехнических устройств на ВС применяется защита от помех, вызываемых электростатическими зарядами из-за пульса­ций напряжений на коллекторах генераторов и двигателей или на выходе выпрямительных устройств, а также из-за влияния магнит­ных полей, создаваемых различными агрегатами электрооборудо­вания и проводами.

Для предотвращения внешних помех, возникающих от проскакивания искр между заряженными статическим электричеством частями ВС, проводят тщательную металлизацию.

Металлизация —служит для выравнивания потенциала различных частей ВС, заряжающихся во время полета, особенно в грозовых облаках. Но металлизация не может устранить помехи от раз­рядных процессов между ВС и атмосферой, поскольку она не устраняет электростатических зарядов.

Для уменьшения помех в данном случае - это отвод с обшивки ВС электростатических зарядов. Отвод электростатических зарядов в полете осуществляется посредством специальных разрядников в виде очень тонкого острия или метелочки. Эти разрядники устанавливаются в местах, наиболее удален­ных от радиоаппаратуры (на консолях крыла или хвостовом оперении).

Элементы электрических сетей - student2.ru

Наши рекомендации