Процессы развития организационных структур

Рассмотренные типы организационных структур в действительности многократно повторяются, образуя многоярусные построения как по иерархической вертикали, так и на одном уровне иерархии.

В общем виде повторяющиеся структурообразующие элементы системы управления называют звеньями.

Производным от этого термина является понятие звенности организационной структуры, которое означает число повторений однотипных элементов. При этом различают два вида звенности: вертикальную – число иерархических уровней; горизонтальную – число однотипных звеньев на одном уровне иерархии.

В процессе развития и совершенствования организационных структур естественно-стихийным образом проявляется тенденция к увеличению звенности. Поэтому периодически происходит целенаправленный волевой процесс, направленный на сокращение звенности по обоим вышеназванным направлениям. При этом происходит как изменение характера разделения труда, так и схемы взаимоподчиненности элементов оргструктуры системы управления. Внешне это проявляется как сочетание четырех основных направлений развития организационных структур: концентрации управления, специализации труда в аппарате управления, кооперирования труда и централизации управления.

Концентрация управления - это сосредоточение функций управления по отношению к какому-либо объекту, что фактически означает перераспределение функций по горизонтали. Естественным следствием концентрации является специализация труда, т.е. закрепление за отдельным органом (или работником) управления определенных видов управленческой деятельности. Другим следствием этих процессов является развитие кооперирования труда в аппарате управления, что означает взаимный обмен промежуточным и конечным результатом управленческой деятельности.

В процессе централизации управления происходит сосредоточение функций управления на более высоком уровне управления. Обычно централизация завершает цикл развития, начинающийся с трех вышеописанных процессов.

Следует иметь в виду также, что при определенном стечении обстоятельств могут иметь место и обратные процессы, связанные с разукрупнением систем. В данном случае передача функции управления от верхнего уровня иерархии подведомственным организациям называется децентрализацией управления.

Основные факторы проектирования

Организационных структур

Проектирование организационных структур предусматривает наряду с определением принципиальной их конфигурации, определяющей тип структуры и характер организационных отношений, решение также ряда вопросов, определяющих конкретную специализацию отдельных подразделений аппарата управления и их объемные характеристики (параметры).

Выбор специализации конкретного подразделения относится к категории творческих решений. При этом в определенной мере может учитываться накопленный опыт аналогичных решений. Однако формализации этот процесс практически не поддается. Поэтому в отношении рекомендаций по его осуществлению можно дать лишь описание наиболее существенных факторов, которые должны приниматься во внимание при выборе окончательного решения.

Любое подразделение аппарата управления всегда имеет специализацию, которая ориентирована на использование какого-либо из следующих трех основных принципов:

а) ориентация на выполнение задач, относящихся к какой-либо функции, выделенной по видам управленческой деятельности;

б) ориентация на выполнение задач, относящихся к функции, выделенной по виду элемента или процесса в объекте управления;

в) ориентация на выполнение комплекса задач управления структурным подразделением объекта управления.

При уточнении состава задач, определяющих конкретную специализацию подразделения, учитываются следующие факторы:

а) специализация персонала, сложившаяся под влиянием общепринятого разделения управленческого труда и соответствующей организации подготовки управленческих кадров;

б) нормативы управляемости для данного типа учреждения, характеризующие оптимальное соотношение численности руководителей и подчиненных;

в) особенности структуры объектов управления;

г) требования рациональности построения информационных связей.

После уточнения специализации подразделения следует определить его объемные параметры, характеризующие масштабы осуществляемой им деятельности. Данной цели могут служить различные характеристики подразделения или их совокупность. Наиболее употребительными характеристиками являются следующие:

а) численность персонала, в том числе выделяются штатные и внештатные сотрудники;

б) фонд заработной платы персонала;

в) объем информации, перерабатываемой подразделением;

г) удельный вес механизированной или автоматизированной обработки данных.

Нетрудно заметить, что между указанными характеристиками существует определенная взаимозависимость. Поэтому изменяя один из параметров, следует прослеживать его влияние на изменение других. В конечном итоге следует находить оптимальное их соотношение, обеспечивающее требования экономичности аппарата управления.

Альтернативой творческому подходу к проектированию организационных структур является использование типовых структур.

Типовыми называют структуры, являющиеся образцом для определенной группы систем управления, имеющих сходные, характерные черты. Использование таких структур характерно для практики командно-административной экономики, так как облегчает задачу обоснования объемов централизованного финансирования подведомственных объектов. Обычно это выражается в установлении некоторых нормативов, в соответствии с которыми подведомственным объектам присваивается категория по оплате труда. Одновременно объекту определяется соответствующая его категории типовая структура системы управления.

Существенным недостатком использования типовых структур является отсутствие учета конкретной специфики местных условий. Поэтому в условиях либерализации экономических отношений типовые структуры управления оказываются неэффективными и практически не применяются.

Наши рекомендации